Памятник Борцам революции

Памятник Борцам революции

Памятник Борцам революции

В столице Советской Киргизии — городе Фрунзе был открыт памятник Борцам революции. Его создателю — скульптору Т. Садыкову присуждена золотая медаль Академии художеств СССР 1979 года.
Шагнешь на площадь — и невольно останавливаешься. Гранитный постамент вознес над землей бронзовую фигуру женщины со знаменем. Гордо подняла она голову, широким взмахом правой руки увлекает за собой идущих следом. Их тысячи, миллионы! Величественна поступь молодой киргизки. В крылатой своей высоте она идет в будущее…

Так начинается знакомство зрителя с монументом, созданным скульптором Тургунбаем Садыковым и архитектором Геннадием Кутателадзе. Женщина, несущая флаг, — центральный образ памятника. Это символ победы киргизского народа, в трудной борьбе завоевавшего право на новую жизнь.
Но опросите у людей — их всегда много на площади, — кого изобразил скульптор. И вам ответят: «Уркую Салиеву». Кто же она, женщина, которую знает в республике каждый?
…В конце 20-х годов обстановка в Киргизии оставалась сложной. Во многих селах верховодили местные богатеи — манапы и баи. Подкупая одних, угрожая другим, стравливая между собой третьих, они мешали проведению выборов в сельские Советы. Большевики повели решительную борьбу за освобождение батраков и бедняков от власти эксплуататоров. Важно было также вовлечь в общественную жизнь женщин. Однако мужья под влиянием предрассудков не пускали своих жен на собрания.
И вот в Наукате, на юге Киргизии, народ избрал председателем сельсовета и членом ЦИК республики комсомолку Уркую Салиеву. Пример ее вдохновил женщин. С каждым годом все активнее .включались они в борьбу, многие стали посещать собрания, курсы ликбеза, кружки самодеятельности. Уркуя для них была олицетворением новой жизни.
Шесть лет вела она за собой земляков. И все эти годы враги угрожали Салиевым: «Вырежем весь ваш род!» Однажды ночью басмачи ворвались в дом и исполнили давнюю угрозу. Но остановить народ, идущий дорогой революции, они не могли. Окрепший к тому времени колхоз — семь тысяч человек — взял имя коммунистки. Знамя, которое она несла, подхватили другие.

Т. Садыков. Памятник Борцам революции. Скульптурная группа «Пробуждение». Фрагменты. Бронза. 1978.
Т. Садыков. Памятник Борцам революции. Скульптурная группа «Пробуждение». Фрагменты. Бронза. 1978.

Прошли десятилетия. Но и сегодня люди, приезжая во Фрунзе с самых разных концов республики, идут на площадь Борцов революции с цветами для Урку и..-.
Фигура женщины со знаменем — несомненная удача Т. Садыкова. В начале 60-х годов он лепил композиционный портрет Салиевой, по крохам собирая иконографический материал, факты биографии. С годами представления об облике и судьбе Уркуи стали значительно богаче. И скульптор решил идти по пути обобщения образа революционерки до символа самой Революции.
Посмотрите: жест рук, подобный взмаху сильных крыльев, решительный широкий шаг, лента флага, развевающаяся за спиной героини, создают ощущение неудержимого порыва к правде, к свету. В то же время движения женщины эпически размеренны, облик ее величаво спокоен. Она не просто идет, а величественно выступает, торжественно шествует на фоне неба. Это победное шествие Революции!
Памятник включает в себя еще две скульптурные группы. Он установлен на невысоком каменном фундаменте — стилобате. Но благодаря повышению в этом месте рельефа рядом со сравнительно невысокой городской застройкой монумент смотрится очень внушительно. Архитектор Г. Кутателадзе сумел создать самые благоприятные условия для восприятия скульптуры. Зритель может обойти памятник, любуясь красотой силуэта, богатством пластики девятиметровой фигуры, а затем, ступив на стилобат, вплотную приблизиться к группам «Пробуждение» и «Революция».
Это философское прочтение Т. Садыковым темы «народ и революция». Историческая конкретность нашла здесь образное претворение, отмеченное ярким национальным своеобразием.
Группа «Пробуждение» — рассказ о киргизском народе, каким он был в канун Великого Октября. Круговая композиция имеет два ясно обозначенных центра. Первый — фигура беркутчи, охотника с беркутом на плече. Второй — русский переселенец, пахарь.

Т. Садыков (скульптор), Г. Кутателадзе (архитектор). Памятник Борцам революции во Фрунзе. Центральная часть. Бронза, гранит. 1978.
Т. Садыков (скульптор), Г. Кутателадзе (архитектор). Памятник Борцам революции во Фрунзе. Центральная часть. Бронза, гранит. 1978.

Беркутчи — символ стойкости, мужества, мудрости народа. К его плечу склонила голову женщина в элечеке — национальном головном уборе. Рука ее, ища опоры, почтительно касается руки охотника — жест характерно киргизский. Размышление о будущем, горькие думы о настоящем — такова завязка композиции. Время здесь — не «остановленное» художником мгновенье, а те долгие годы, в течение которых вызревала народная решимость покончить с вековой нищетой и несправедливостью. Молодой энергичный киргиз, сидящий на яке с винтовкой в руке, — это уже осознанная решимость. Значит, пробудились даже те, кто пасет стада высоко в горах, вблизи вечных снегов.
Крайний справа — русский крестьянин в посконной рубахе с засученными рукавами. В одной руке у него ружье, движение другой читается как обращение ко всему народу Киргизии. Словно отвечая на его призыв, поднимается на борьбу юноша-киргиз… В образах памятника как бы обретает плоть киргизская пословица: «У богача не счесть скота и злата, зато у бедняка мечта крылата».
Ведущую роль в революции братского русского народа скульптор подчеркнул и в другой группе. Герои Т. Садыкова идут вслед за красноармейцем в буденовке и долгополой шинели. И киргиз-доброотрядец, и готовая преодолеть вековые предрассудки молодая женщина с младенцем на руках, и киргизский Павлик Морозов — Кычан Джакыпов, и дехканин с юга уже сделали выбор.
Когда в России свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция, мир еще не знал такого географического названия — Киргизия. Это была глухая окраина Туркестанского края. В 1924 году она становится автономной областью, а в 1926-м — автономной республикой в составе РСФСР. Так впервые за свою историю киргизский народ обрел национальную государственность. Причем государственность высшей формы — социалистическую.

Т. Садыков. Памятник Борцам революции. Скульптурная группа «Революция». Бронза, гранит. 1978.
Т. Садыков. Памятник Борцам революции. Скульптурная группа «Революция». Бронза, гранит. 1978.

И вот за одно десятилетие под руководством Коммунистической партии пройден путь от вековой отсталости и нищеты до реального утверждения в Киргизии социалистических отношений. Фактически была ликвидирована власть манапов и баев. Свет знаний пришел в Киргизию, до этого почти полностью безграмотную. Произошло раскрепощение женщины. Осуществлен переход к оседлости кочевых и полукочевых хозяйств. Проведена коллективизация. В 1936 году республика провозглашена союзной. Эти исторические перемены вместило в себя всего одно десятилетие!
Понятно, что рассказать о них в скульптурном памятнике — дело далеко не простое. В первых эскизах Т. Садыкова фигурировал конь, единым прыжком переносящий народ Киргизии в социализм. Но по мере углубления в исторический материал скульптору стало ясно, что такая аллегория мало что скажет сердцам людей. Годы поисков и труда дали замечательный результат.
Очень точно сказал о памятнике Борцам революции Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии писатель Чингиз Айтматов: «Воздвигнув величественный монумент в честь перво строителей новой жизни на древней земле Ала-Too, мы тем самым выражаем им свою сыновнюю любовь и признательность, дань восхищения и благодарности, нашу верность и нерушимое единство с поколением и сподвижниками Ленина, продолжателями дела которых мы считаем себя по праву».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art