Памятник Пушкину

Памятник Пушкину
А. Опекушин скульптор, И.Богомолов архитектор, памятник А.С. Пушкину в Москве, 1880

Памятник Пушкину в Москве

100 лет назад в Москве был открыт памятник Пушкину
Да одной из шумных площадей столицы на высоком постаменте стоит бронзовый Пушкин. Проносятся машины. Спешат по делам люди. Но, как они ни заняты, хоть на секунду, а поднимут на памятник взгляд. Словно здороваются.

И уж совсем мало кто знает историю рождения монумента. Попытаемся же воскресить в памяти события тех давних лет…
Сооружение этого памятника было для своего времени очень большим событием. Ведь речь шла о первом в России монументе не царю, не полководцу, а литератору. Да еще Пушкину!Однако запретил выделять деньги из казны. Так первый монумент истинно народному поэту стал и подлинно народным памятником: его воздвигали на деньги, собранные по подписке, — подчас буквально по копейкам.
В 1870 году по инициативе историка и филолога академика Я. К. Грота был создан комитет, в который вошли известные писатели, ученые, художники, друзья Пушкина. Он и возглавил все дела, связанные с сооружением памятника.
В распоряжении комитета уже имелось несколько проектов памятника, поэтому в 1873 году было решено объявить открытый конкурс — творческое состязание всех желающих принять участие в создании монумента. Большая часть работ подверглась резкой критике.
Вот что, например, писал об одной из них журнал «Гражданин»: «На довольно красивом пьедестале стоит Пушкин в театральной позе, по-видимому, что- то декламирующий и размахивающий рукой.

А. Опекушин Памятник А. С. Пушкину в Москве, Фрагмент, бронза, 1880
А. Опекушин Памятник А. С. Пушкину в Москве, Фрагмент, бронза, 1880

Пять проектов, в том числе молодого скульптора Опекушина, были удостоены поощрительных премий. И все же ни один из них не мог стать достойным памятника. Решено было провести в следующем году второй конкурс. Выставка 19 моделей, представленных на нем, привлекла широкое внимание публики. И вновь среди других работ выгодно отличались три проекта Опекушина, один из которых являл собой фигуру Пушкина на постаменте, почти лишенном каких-либо украшений. В то же время в большинстве моделей фигура поэта совершенно терялась
среди обилия декоративных украшений и скульптурных изображений героев его произведений.
В 1875 году был проведен третий, заключительный конкурс. История русской монументальной скульптуры не знала тогда столь напряженного и представительного творческого состязания. И это понятно. Интерес к памятнику был огромен, и каждый видел образ поэта по-своему. Стало быть, в самой личности писателя, в его творениях художник должен был разглядеть нечто бесспорно главное и создать образ, в котором каждый узнал бы и «своего» Пушкина. Задача исключительной трудности! Даже такие известные скульпторы, как Н. С. Пименов (лично знавший поэта), И. Н. Шредер и М. М. Антокольский, не справились с ней.
На последнем конкурсе первенство оспаривали, по сути, лишь П. П. Забелло и А. М. Опекушин, проекты которых простотой композиции и глубиной раскрытия образа заметно превосходили остальные. «Шесть работ Опекушина… отличаются лепкой, способной удовлетворить самый требовательный вкус знатока, — отмечал журнал «Всемирная иллюстрация».— Труды г. Забелло уступают и в двух лучших экземплярах художественной лепке соперника».
К победе своей Опекушин шел долгие годы. Он родился в Ярославской губернии в семье крепостного крестьянина. Обнаружив в детстве незаурядные способности к рисованию и лепке, был послан в Петербург, где проходил обучение в мастерской известного скульптора Д. И. Иенсена. Со временем на скопленные по грошам деньги талантливый юноша смог выкупиться из крепостной неволи.
В 1862 году Опекушин знакомится с известным художником М. О. Микешиным, и тот привлекает молодого скульптора к работе над сооружаемым по его проекту в Новгороде грандиозным памятником, посвященным тысячелетию России. Но Опекушин так хорошо справился с работой, что вскоре Микешин поручает ему исполнить все девять фигур государственных деятелей, ученых и писателей России на постаменте памятника Екатерине II в Петербурге. И снова блестящий результат!
Перспектива работы над памятником Пушкину взволновала и увлекла художника. За время трех конкурсов он выполнил сотни рисунков, эскизов, моделей монумента. И вот победа!.. Однако еще пять лет ушло на изготовление в натуральную величину гипсовой статуи, отливку ее в бронзе, работу над постаментом, созданным по проекту архитектора И. С. Богомолова, установку монумента и четырех чугунных фонарей вокруг него.
За свою долгую жизнь Опекушин создал немало произведений монументальной скульптуры, в том числе широко известные памятники М. Ю. Лермонтову в Пятигорске и выдающемуся эстонскому ученому-натуралисту Карлу Бэру в городе Дерпте (теперь Тарту). Однако московский памятник Пушкину остался лучшей его работой, вершиной всего творчества.
Монумент был открыт 6 июня 1880 года. С раннего утра к площади стал стекаться народ. Смотрелось легче и веселее вдаль», — рассказывал журнал «Живописное обозрение». На торжестве были И. С. Аксаков, Д. В. Григорович, Ф. М. Достоевский, А. Н. Островский, А. Ф. Писемский, И. С. Тургенев.
Торжественное открытие и последовавшие за ним в течение трех дней литературные концерты и вечера имели громадное значение в культурной жизни России. На них с речами и чтением произведений Пушкина выступили многие выдающиеся деятели отечественной культуры. Речи Тургенева и особенно Достоевского вошли навсегда в историю русской общественной мысли.
Гениальный романист говорил о «чрезвычайном» значении Пушкина для развития нашего национального самосознания.
Гудят машины, спешат по своим делам люди. Но всегда у подножия монумента живые цветы. Даже зимой. Скромная наша дань вечно живому слову Пушкина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art