Школа искусств в Будапеште

Школа искусств в Будапеште

Рассказываем о Профессиональной школе изобразительных и прикладных искусств в Будапеште

Старинный дом с готическим фасадом, украшенный окном-розой и звонкими витражами. Узорчатый чугун лестничной ограды. Картины на стенах. Большие и светлые аудитории, классы, лаборатории…
Это Профессиональная средняя школа изобразительных и прикладных искусств в Будапеште, которой 2 апреля 1978 года исполнилось двести лет. Ее воспитанники гордятся, что учатся в самой старой профессиональной школе Венгрии, бережно хранящей традиции национального искусства.

С работой школы меня знакомил заведующий ее художественным отделом Габор Гач. В мастерской росписи стекла запомнились всевозможные сосуды, предназначенные для повседневной жизни человека, удобные в обиходе, радующие глаз соразмерностью пропорций и объемов, разнообразием цветовых решений.
Прежде чем приступить к украшению изделий из стекла, учащиеся долго работают над эскизами, делают наброски, изучают растительный и животный мир. Ходят в зоопарк, где, рисуя, постигают пластику птиц, зверей, рыб. Запечатлевают нежность и бесконечное разнообразие форм растений — травы, цветов, деревьев. Чтобы потом творчески переработать, обобщить свои поиски, выбрать лучший вариант и, уверенно нанеся на стекло легкую роспись, преобразить облик изделия, подчеркнуть изящество его формы, а форму «заставить» наилучшим образом выявить достоинства росписи.
Роспись по стеклу требует тонкого мастерства рисунка, легкой и уверенной руки, точного глазомера. Всему этому обучает воспитанников известный специалист в области моделирования изделий из стекла и его росписи Вида Жужанна.
В керамической мастерской творчество начинается с карандаша, угля, бумаги. В ней, как и в других мастерских, большая работа ведется по дисциплине рисунка. С первого года изображаются геометрические формы и предметы, конструктивные в своей основе, а в старших классах выполняются наиболее сложные задания: фигура человека, портрет.
Особенно мне понравилась композиция из облицовочной керамической плитки на тему «Вода». Интересно было проследить процесс создания этой композиции: первые эскизы на небольших листах бумаги, непосредственные натурные зарисовки колеблющейся воды и, наконец, законченная работа.

Школа искусств в Будапеште 2

Привлекли внимание и тисненные по черному фону керамические сосуды, выполненные в национальных традициях. В школе бережно относятся к многовековой культуре венгерского народа, понимают и ценят лучшие достижения мирового искусства, учатся на его образцах.
Особое значение придается изучению теории цвета, воспитанию у подростков колористических способностей, умения тонко согласовывать разнообразные краски. Это необходимо учащимся не только названных выше мастерских, но и всех других — мозаичной, декоративной живописи, оформления игрушек, кожаных изделий и книг, росписи тканей, фотоиллюстраций, моделирования ювелирных изделий, прикладной графики.
Богатая история, связанная с последовательной и упорной борьбой за совершенствование в Венгрии художественной промышленности, у этой школы.
Она готовит кадры высокого профессионального уровня, отвечающего размаху технической революции и требованиям строительства социализма в Венгрии. Вот почему здесь издавна придается такое большое значение основным дисциплинам по изобразительному искусству, и прежде всего рисунку.
Недаром еще в 1804 году известный венгерский учитель рисования Пал Шарвари писал: «До сих пор является новостью обучение и изучение непосредственно в школах мастерства рисования. Неопровержим факт, что множество рукодельных профессий, таких, как каменщик, плотник, столяр, слесарь, не говоря уже о шитье, без знания мастерства рисования не могут развиваться, достичь расцвета… Их замыслы намного легче разъяснить одной-двумя чертами, чем многочасовой речью».
В школе принято называть рисунок «вторым языком», при помощи которого ученик, а в будущем художник-прикладник может выражать свои мысли, представления и легко справляться со сложными заданиями.
В школе гармонично сочетаются специальные дисциплины с общеобразовательными предметами, особенно геометрией, черчением, химией, физикой. Ведь без знания основ этих наук не обойтись при создании проектов мебели, стеклянных, текстильных и кожаных изделий, игрушек, не освоить технологии приготовления сплавов металлов, различных красок, эмалей.
Нетрудно понять причину привлекательности художественных произведений учащихся школы. Ведь они созданы талантливой молодежью, обладающей высокой общей культурой, вкусом, знаниями, фантазией и чувством меры.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art