Икона избранные святые Параскева Григорий Богослов Иоанн Златоуст Василий Великий
Конец XIV — начало XV века. Псков. Лоска липовая, паволока, левкас, яичная темпера. 147X134 Государственная Третьяковская галерея.
Псковская живопись — своеобразнейшее явление древнерусского искусства. Самобытность ее обусловлена исторически. Северо-западный форпост Руси, Псков постоянно отстаивал свою независимость от иноземцев и в то же время был достаточно изолирован от русских княжеств. В этих условиях сложилось суровое, страстное, отмеченное высоким духовным напряжением искусство. Расцвет его относится к XIV—XV векам.
Икона «Избранные святые» органично сочетает единство образов с остротой индивидуальных характеристик. Параскева и три святителя изображены монолитной группой, без пространственных интервалов между собой. Впечатление цельности, замкнутости композиции усилено поворотами двух крайних фигур — Параскевы и Василия Великого к центру. В этой группе нет видимого взаимодействия, святые неподвижны, углублены в себя. Но, находясь в состоянии сосредоточенного молитвенного созерцания, они своей внутренней общностью связаны не менее, чем композиционно.
Византийские епископы Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Василий Великий предстают на псковской иконе мыслителями, философами. Бесплотности фигур противопоставлены объемно трактованные головы с огромными, выпуклыми, ярко высветленными лбами. В суровых, изборожденных морщинами, аскетичных ликах сконцентрирована мощная сила духа. Такая интерпретация образов характерна для псковского искусства. Типично псковскими являются и живописные приемы: резкий контраст темного нижнего красочного слоя (санкиря) и светлого верхнего (вохрения) в письме ликов, нанесение поверх плотного насыщенного цвета тонких золотых высветлений — ассиста — в одеждах. Применение ассиста в изображении мафория Параскевы придает иконе торжественную декоративность.