
Искусство шрифта
С тех пор как мы впервые складываем буквы в слоги, чтение сопутствует нам всю жизнь. Нас окружают книги и газеты, плакаты и лозунги, различные надписи и объявления. Мы привыкаем к этому окружению, читаем торопливо очередную информацию и редко при этом задумываемся, что же за шрифт перед нами. И уж отнюдь не всякий умеющий читать знает, что, обозначая алфавитную систему письма, шрифт является особой областью графического искусства. Анализируя текст, выполненный определенным шрифтом, специалисты говорят о его композиции, пропорциях, конструкции, ритме, цвете, образности и выразительности — словом, обо всех тех особенностях, которые характерны для художественного произведения.

Начиная разговор об искусстве шрифта, следует прежде всего познакомиться с принятой в этой области терминологией.
Как известно, произведения шрифтового искусства обычно создаются в комплексе с книгой, гравюрой, медалью или архитектурным памятником, различными декоративными изделиями. Такое прикладное назначение шрифта, однако, не уменьшает его ценности, а, наоборот, помогает придать всему комплексу гармоническое единство и художественную выразительность.

Известно, что художники всегда стремились отразить не только идеалы красоты, но и собственные представления о мире. Искусство шрифта не составляет исключения: оно воплощает в предельно обобщенной и отвлеченной форме характеристику эпохи. История развития письменности от наскальных рисунков, в которых впервые люди пытались передать свои мысли, до графики наших дней доказывает это. Многие поколения художников работали над созданием рисунков шрифтов. Благодаря их кропотливому труду, творчеству, накопленному опыту каждый шрифт имеет свой художественный образ.
Сегодня же мы коснемся путей развития русского письма, отличавшегося большим своеобразием.

Современные шрифты лучше классифицировать в исторической последовательности. Это позволяет яснее понять возникновение графических особенностей каждого из них. Мы не будем рассматривать подробно все многообразие их гарнитур, остановимся только на нескольких, наиболее часто применяемых в практике работы.

Как рассказывает В. Тоотс, все рукописные и первопечатные шрифты, возникшие на Руси до начала XVIII века, называют древнерусскими. Одна из первых славянских азбук, отличавшаяся четкой и ясной графикой, была кириллица. С IX века она получила широкое распространение не только в церковной среде, но и во всех слоях общества. В былинах упоминается о грамотности богатырей Добрыни Никитича, Алеши Поповича, Василия Буслаевича.
Применяется для печатного воспроизведения буквы.

Уже на втором месяце существования Советской власти была проведена широкая реформа русского правописания, облегчившая освоение грамоты широким народным массам, В 20-е годы появляются рисунки шрифтов, выражающие динамику времени зарождающегося социалистического искусства, Над ними трудятся художники С, Чехонин, Е, Белуха, М. Борисова-Мусатова, И, Фомин, И, Кирнарский, Е. Нарбут. И позже в этой области работали многие выдающиеся графики, создавая новые образцы на классической основе.

Посредством всевозможных графических элементов художники могут передать в шрифтах и стремительный бег нашего времени, и фантастические образы. Однако при решении различных творческих задач декоративного оформления предпочтение отдается гармонии выразительности и удобочитаемости. Именно такой принцип лежит в основе работы известных мастеров советской шрифтовой графики Д. Бажанова, С. Пожарского, С. Телингатера, Г. Банниковой, И. Рерберга.

Искусство шрифта продолжает постоянно развиваться. Интересно, что даже в названиях новых гарнитур отразились масштабы нашей жизни и рост культуры народа. Сегодня у нас есть шрифты Октябрьский и Байконур, букварный и школьный. Не забыты и старые — академический и елизаветинский.
Вглядитесь внимательно в начертания различных текстов и заголовков к ним на страницах этого номера «Юного художника». Мы надеемся, что теперь вы уже по-новому увидите каждую букву. Ведь за ней — история, вдохновение и труд многих поколений.

