О. Д. Кипренский Портрет Пушкина Александра Сергеевича 1827
Орест Адамович Кипренский (1782—1836) — первый русский живописец- романтик. Его искусство сформировалось и расцвело в первые десятилетия XIX века. Это было замечательное время, когда революционные события в Европе, падение деспотии Павла I и «дней александровских прекрасное начало» пробудили в лучших русских людях России надежду на переустройство жизни по законам красоты и гармонии. Победа русского народа в Отечественной войне 1812 года вызвала еще больший подъем национального самосознания, укрепила вольнолюбивые мечты героев-декабристов, воодушевила их на неравную борьбу с вновь усилившимся гнетом самодержавия.
Идеал человеческой личности, который сложился в те годы, наиболее полно и глубоко выразил в своих многочисленных портретах современников Кипренский, художник чуткий и отзывчивый. Кипренский всегда стремился выявить главное, лучшее в душе человека. Герои его портретов — истинные романтики — гордые люди, носители больших и ярких чувств. Ими движет жажда красоты и совершенства, стремление «отчизне посвятить души прекрасные порывы». Кипренский любил писать портреты воинов, не щадивших жизни в борьбе с врагами Родины; детей, с их взволнованным, чистым и удивленным взглядом на жизнь; людей искусства, «служителей муз».
Гениальный русский поэт Александр Сергеевич Пушкин был идеальной моделью для Кипренского. Художник создал вдохновенное, великолепное по мастерству, глубоко содержательное произведение — как бы живописный памятник поэту. Классически ясен, величав и в то же время прост образ, предстающий перед нами на портрете. На оливково-сером нейтральном фоне отчетливо выделяется очерченный гибкой линией силуэт фигуры Пушкина, озаренной ровным, рассеянным светом. Поза поэта сдержанна и благородна. Небольшие сильные руки с топкими нервными пальцами сложены на груди. Очень выразительно окаймленное каштановыми кудрями лицо Пушкина. Портрет «похож безукоризненно», как отмечали современники. «Себя, как в зеркале, я вижу» — подтвердил поэт в стихотворении «Кипренскому». Разумеется, художник не ограничился одним внешним сходством. В удивительно ясных, прозрачных больших голубых глазах поэта затаилась душевная боль, чуть скорбно изогнуты губы. Позади Пушкина, справа, видна статуя музы. Хотя она органично вошла в композицию портрета, соответствует его высокому строю — ее изображение в замысел художника не входило. Уже после завершения работы поэт Дельвиг, друг Пушкина, заказавший Кипренскому этот портрет, попросил дополнить образ поэта — «питомца чистых муз» этой деталью — символом служения искусству.