Клод Лоррен Похищение Европы
Одной из самых выдающихся фигур европейской пейзажной живописи XVII века был Клод Лоррен (Клод Желле 1600—1682), выступивший наряду с Пуссеном как мастер так называемого классического пейзажа. Его картины, представляющие этап в развитии европейского пейзажа, не являются точным воспроизведением какой-то определенной местности, а создают обобщенный образ торжественно-прекрасной природы, построенный на основе продуманного отбора всех живописных элементов и строго уравновешенной композиции.
Передача света и воздушного пространства, ставшая одной из главных задач живописи XVII века, играет в творчестве Клода Лоррена ведущую роль и определяет эмоциональное звучание картины, объединяя в единое целое все ее части и придавая им особое ощущение жизни. Золотистые краски заката, ясный чистый свет утренней зари, напоенный солнцем воздух полдня, отблески света на древесной листве и мерцающая бликами морская рябь — все это, подмеченное острым взглядом художника, переносится на полотна. Выходец из лотарингской деревни, Лоррен четырнадцатилетним мальчиком попал в Рим, где и прожил до конца жизни. Поступив в обучение к незначительному художнику Агостино Гасси, он быстро постиг технику его ремесла и очень рано вышел на собственную дорогу, посвятив себя исключительно пейзажу. Полные величия и
возвышенной поэзии, картины Клода Лоррена высоко ценились его современниками. Знатные любители искусства Италии, Франции и Англии заваливали его своими заказами.
Картина «Похищение Европы» была написана художником в 1655 году для кардинала Фабио Киджи, ставшего вскоре папой Александром VII. Как это типично для произведений Лоррена, сюжет, определивший собой название картины и полностью поглощенный величественным образом изображенной природы, не играет здесь существенной, роли. Широко и свободно разворачивается перед зрителем грандиозная панорама с синим широким заливом и возвышающейся на мысу могучей группой деревьев с пышными темными кронами. За ними, уже на дальнем плане, вырисовываются над морем круглая каменная башня и легкие, словно тающие в воздухе, высокие мачты стоящих на рейде кораблей. С необычайным мастерством строит Лоррен свою композицию, расставляет кулисы и опорные точки, заставляя глаз зрителя скользить по ним от фигур переднего плана все дальше, в глубину картины, к открывающимся вдали синеющим просторам открытого моря и сияющему золотистым светом горизонту. Именно в этой манящей лучезарной дали и таится главная покоряющая сила лорреновского пейзажа, классическое спокойствие которого пронизано таким высоким лиризмом. Написанный в годы полной творческой зрелости, пейзаж «Похищение Европы», выявляющий все лучшие и наиболее глубокие стороны его гения, принадлежит к числу шедевров мастера. Картина поступила в ГМИИ имени А. С. Пушкина в 1927 году из Государственного Эрмитажа.