Лоренцо Коста Двое мужчин у колонны Фрагмент
1460—1535 Дерево, масло. 0.47 х 0.17
Это небольшой фрагмент композиции, сюжет ее установить трудно, поскольку представленные здесь персонажи изображают, по всей видимости, не действующих лиц, а лишь свидетелей какого-то события.
Долгое время произведение считалось работой неизвестного мастера феррарской школы конца XV века. В последнее время специалисты склонны видеть в нем часть живописной пределлы работы Лоренцо Косты, посвященной истории святых Наборре и Феличе. Пределла полностью не сохранилась. Одна из сцен хранится в галерее Уолтерс в Балтиморе, вторая — в частном собрании во Флоренции. Обе составляли правую часть композиции, левая считалась утраченной. Московский фрагмент, если он происходит из того же ансамбля, относится к левой части пределлы и датируется второй половиной 1480-х годов, болонским периодом творчества Косты, когда в его манере чувствовалось влияние старших современников — Козимо Туры и Эрколе деи Роберти. Даже в этом случайном фрагменте сложной мпогофигурной композиции легко обнаружить некоторые основные принципы построения итальянской картины кватроченто, что сказалось прежде всего в организации пространства и в отчетливой разделенности его на две зоны — далекого и близкого. Первый план — это мир архитектурно оформленное? и измеренного, ясных геометрических линий и плоскостей, сценическая площадка, которую человек Возрождения выгородил для себя из, всей необъятности природы, подчинил своим представлениям о мере, порядке и красоте. Эта арена человеческой деятельности, эта зона освоенного, преображенного и сконструированного пространства противопоставлена пейзажу на заднем плане, увиденному с другой точки зрения, откуда-то сверху и издали, и изображенному совсем в другой шкале величины. В картине эти два мира четко разграничены: мир, сотворенный человеком, и мир природы, раскрывающий безграничные дали и предлагающий безграничные возможности.
Вместе с колонной в картине появляется мотив зрелого кватроченто; и с какой естественностью в архитектурном окружении встречаются и беседуют два персонажа, принадлежащие двум хронологически разным периодам: юноша в модном костюме XV века и мужчина, облаченный в одежду, которую, по представлениям того времени, должны были носить герои языческой и христианской древности.
Ровный рассеянный свет выявляет яркие цвета, моделирует архитектуру и фигуры; они кажутся залитыми солнцем и в то же время почти не отбрасывают теней. Итальянская живопись на протяжении всего кватроченто увлеченно пользовалась тенью как средством построения объема, но она не открыла еще для себя поэзию тени, не сделала ее самостоятельным мотивом изображения. Картина поступила в 1930 году из Музея-усадьбы «Остафьево».