Лукас Кранах Старший Мадонна с младенцем
Кранах, как и каждый крупный мастер эпохи Возрождения, обладает чрезвычайно яркой и неповторимой художественной манерой, в которой постоянно соприкасаются ренессансные черты с элементами готического искусства. Кранаха довольно легко узнать по особенностям его композиционных построений, присущей только ему одному напряженной выразительности острого и немного жесткого рисунка, но характерному типу его персонажей, особенно женских.
Облик мадонны в картине нашего музея отличается утонченной женственностью и обаянием: мягкие линии очерчивают округлое нежное лицо, светлая розовая карнация тела подчеркивает его прозрачность. Тонкая линия носа, узкие, как будто чуть прищуренные глаза и гладко облегающие голову белокурые волосы создают образ чрезвычайно национальный и вместе с тем типично кранаховский. Для живописной манеры Кранаха характерен колорит, построенный на созвучии глубоких темных тонов и — нежных, очень светлых. Мадонна изображена на фоне беседки,
увитой виноградом, пышную кисть которого она протягивает младенцу. Этот мотив является как бы частью всего остального окружения — гористого лесного пейзажа, занимающего всю левую часть картины. Художник добивается ощущения поразительного единства и гармонического согласия в изображении человека и окружающего его мира. Ясное лицо мадонны сливается с образом величавой спокойной природы. В области пейзажной живописи Кранах является новатором: по существу, он одним из первых обращается к родной природе, изображая горные области Южной Германии. Картина поступила в музей в 1930 году , из Государственного Эрмитажа.