Любовные открытки XX века — история
Любовные открытки XX века. На протяжении всей своей истории человечество пыталось выжить и много времени посвящало вопросам любви. Любовь обставлялась всевозможными обрядами, ритуалами, даже обожествлялась. Так, в Древнем Риме богине «лихорадочной» любви Юноне Фебруате был посвящен праздник Луперкалии. В V в. н. э. Папа Римский объявил о создании нового праздника, в честь св. Валентина, который считался небесным покровителем влюбленных. С одной стороны, воздавалась дань христианскому священнику, погибшему от гонений, а с другой — Папа попытался заменить христианским праздником древнеримские Луперкалии, которые проводились в Риме с 13 по 15 февраля.
С веками рождались новые формы любовных взаимоотношений. Так, в средневековой Европе получила
распространение куртуазная любовь, «fine amour». Любовное удовольствие заключалось не столько в удовлетворении желания, сколько в ожидании. Куртуазная любовь существовала, главным образом, в сфере воображаемого и в области игры, которая сопровождалась множеством ритуалов.
Для выражения любовных чувств издавна использовались различные эмблемы и символы, в том числе цветы. Окончательно язык цветов сформировался в Константинополе в XVII веке. Это была настоящая наука, которая называлась «селам» (в переводе с персидского — приветствие).
В трактате, посвященном языку цветов, описано более 8оо видов цветов и каждый цветок имел определенное символическое значение. Европейский язык цветов получил широкое распространение начиная с XVIII века.
В XIX веке благодаря техническому прогрессу появляется недорогая общедоступная форма сообщения — почтовая открытка с любовным сюжетом. При создании сюжетов любовных открыток учитывалось многое из культурного опыта как Востока, так и Запада. В изобразительную канву любовных открыток включались различные символы, язык цветов, жестов, объятий, поцелуев.
После отмены запрета на изготовление открыток частными лицами началось стремительное развитие русского рынка производства и сбыта иллюстрированных открыток. Крупными полиграфическими центрами производства открыток были Петербург, Москва, Киев и Одесса.
В 1870 году в одной только Англии было зафиксировано 1,5 миллиона любовных поздравлений.
Массовое тиражирование открыток стало возможным благодаря изобретению фотоаппарата.
1900-ми годами можно датировать появление массовой фотографии, которая превращается в общедоступное средство, способное увековечить человека и его время.
Фотография XIX века
Фотоателье открываются даже в небольших городах. Люди со страстью начинают фотографировать города, знаменитостей, вообще все мало-мальски интересное. Фотографировать и тиражировать в открытках. Постепенно фотография превращается в искусство. Первоначально в качестве образцов при изготовлении открыток использовались живописные произведения. Самым простым способом создания любовной открытки была пересъемка живописных картин с любовной тематикой, в основном салонного типа.
Современные модели различных возрастов старательно позировали перед фотоаппаратом, изображая различные моменты любовной игры. В большинстве случаев фиксировался один любовный сюжет, например, «Лунной ночью», «Встреча в парке», «У яблони» и т.д. Но зачастую фотографии были серийными. Кадр за кадром снималась любовная история от первого знакомства до первого поцелуя: сначала мужчина снимал перед понравившейся ему женщиной шляпу, затем целовал ей ручку, поправлял шаль на плечах, обнимал за талию, нежно, как отец, целовал в лоб, в щечку и заканчивалась эта любовная игра страстным поцелуем. Поцелуи были последней стадией любовной игры, дозволенной почтовой цензурой.
Согласно российским законам, принятым еще в 1860-х гг., «фотографщикам» воспрещалось «копировать портреты политических преступников, а равно снимать соблазнительные изображения». Запрет на изготовление подобных изображений («секретных карточек», как их тогда называли) был непременным условием выдачи лицензии на открытие профессионального фотоателье в России. Тем не менее, эротические фотографии существовали. И их собирали многие, в том числе и весьма высокопоставленные люди. Например, подобная коллекция находилась у известного просветителя и мецената, золотопромышленника Г. Юдина.
И, конечно, не у него одного. Однако такие «секретные карточки» выпускались для избранных, а массовая любовная фотопродукция представляла любовные игры в пределах дозволенного.
На открытках с любовными сюжета ми часто присутствуют изображения, которые имеют символический характер. Иногда открытки украшают кружевами.
Помимо изобразительного ряда в любовных открытках XX века весьма значительную роль играл текст. Сентиментальные стишки и надписи на лицевой стороне рядом с изображением влюбленных дополняли и разъясняли смысл происходящего. Это были стереотипные любовные послания. Считается, что такие любовные четверостишия появились впервые во Франции. Иногда цитировались строки известных поэтов или популярные песни и романсы.
Но чаще надписи на открытках сочинялись безвестными стихоплетами или просто переводились, например, с немецких оригиналов.
А в Америке печатались целые сборники текстов, которые можно было купить вместе с любовной открыткой. Эти современные «письмовники» давали возможность выбрать нужный стишок и поместить его на обороте вместо письма. Любовные послания, написанные реальными людьми, а не напечатанные в типографии, вносили в открыточную амурную историю живые нотки.
На рынке любовные открытки были востребованы не только всеми влюбленными, но и очень широко использовались как поздравительные на все важнейшие праздники.
«Инвалидский» самиздат тут же отреагировал на снятие запрета изданием «любовных» открыток с поздравительными надписями. Особо издатели себя не затрудняли: бралась какая-нибудь трофейная открытка 1920-1930-х годов, убиралось старое поздравление с Рождеством или Пасхой и вместо них вставлялось поздравление с советскими праздниками.
Не надо было даже искать различные сюжеты: на части тиража одной и той же открытки можно было написать поздравление с Новым годом, а на другой части — с Первым мая. Нужно было только к влюблен ной парочке в одном случае добавить фон с елочкой, а в другом — розы. Третья волна интереса к любовной открытке в России пришлась на начало 1990-х годов.
В эпоху перестройки любовные открытки в виде зарубежных валентинок с английскими надписями замаячили на горизонте. Компьютеры и Интернет помогли их распространению. У нас появился еще один праздник, День Всех Влюбленных, который стали праздновать те, кто не забывал, что «любви все возрасты покорны». Открытки с купидончика ми, голубками, розочками — вся эта «мещанская» любовная продукция снова выплеснулась на рынок, как виртуальный, так и реальный. В на чале XXI века любовные открытки, лишившись своей повествовательности и став более знаковыми, как старая валентинка, продолжают триумфальное шествие в виртуальном и реальном пространстве на радость влюбленным, провозглашая на всех языках: «Я люблю тебя», «I love you», «Je t’aime».
Валентинки
14 февраля христианский мир отмечает День св. Валентина. А легенда гласит, что император Юлий Клавдий издал указ, запрещавший священникам венчать влюбленных легионеров. Однако священник Валентин, епископ города Тернии, отказался подчиниться этому приказу и тайно совершал обряд бракосочетания. Клавдий приказал казнить Валентина. В тюрьме еду Валентину приносила слепая девушка, дочь тюремщика, в которую он влюбился и исцелил от слепоты. Накануне казни, которая должна была состояться 14 февраля 269 г. н. э., Валентин написал прощальное письмо любимой с подписью «от твоего Валентина».
Поначалу в плане тематики и композиционных схем многое заимствовалось из живописи. Потворствуя запросам публики, живописцы конца XIX века особенно усердствовали в любовном жанре. Многочисленные любовные сюжеты в античной, возрожденческой, ампирной стилистике второстепенных художников, в основном французских и немецких, таких, как Боденгаузен, Жирардо, Лепаж и др., переснимались в фотоателье и тиражировались в типографиях по всей Европе.
Представляя любовь в античном мире, живописцы в основном строили любовные композиции в естественном, природном окружении. Влюбленные встречаются в лугах, садах и зеленых рощах. Обращаясь к эпохе Возрождения и к XVIII — первой половине XIX веков, художники преимущественно изображали любовь «аристократическую». Эта любовь протекает в садах и парках, но чаще всего в интерьерах частных дворцов и домов. Но в середиyе и второй половине XIX века любовные сценки приобретают более демократический характер. Именно из картин брались ставшие затем хрестоматийными любовные фотосюжеты, например, «Мечты», «В саду», «У калитки», «На скамейке», «Первый поцелуй», «На берегу реки», «Расставание», «Возвращение» и т. д.
Знакомства и письма в XIX-XX веках
В XIX-XX веках основными местами знакомства являются балы, маскарады и театры, а также Летний сад и Невский проспект в Петербурге или Александровский сад и Тверская улица в Москве, где в хорошую погоду любило прогуливаться высшее общество. В XX веке с развитием спорта стало модно знакомиться на теннисных площадках, а зимой на катках. После первого знакомства наступала пора переписки между влюбленными. Самыми ранними любовными письмами, сохранившимися до нашего времени, считаются любовные письма XV века.
Герцог Чарльз Орлеанский, сидевший в одиночной камере лондонского Тауэра, так тосковал по жене, что начал писать ей любовные послания. Его рифмованное любовное письмо 1415 года хранится в Британском музее. С конца XVIII века появляются специальные сборники любовных писем-шаблонов, которые впоследствии получат название письмовников. Галантные французы первыми ввели любовные послания-четверостишия. Незамысловатые трогательные любовные послания с развитием иллюстрированной открытки стали помещаться почти на всех любовных открытках. Слово озвучивало происходящую на открытке любовную сценку, являлось дополнительным признанием в любви и нежных чувствах.
Любимым местом свиданий в любовной открытке традиционно является природа, в частности сад.
Свидания
В саду условно можно выделить зоны любовных встреч соответственно принципу нарастания пространственного и внутреннего сближения влюблен ных: у ограды, у калитки, у дерева, у качелей, на берегу реки или моря, на мостике, в лодке, на скамейке, при луне. Еще один распространенный мотив — свидание в интерьере, на балах, вечеринках, на танцевальных площадках, в ресторане, кафе и т. д. К началу XX века тематика любовных открыток значительно расширяется. С развитием новых видов передвижения и спорта появляются новые места свиданий. Чрезвычайно модными становятся прогулки на автомобилях.
Но свидания в общественных местах никак не могли удовлетворить влюбленных. Им необходимо было остаться наедине. А для этого нужно было получить приглашение в дом. Интерьер дома — это место интимного свидания, где события могут развиваться, в зависимости от настроения, весьма непредсказуемо. В своем доме женщина чувствует себя увереннее и позволяет больше, надеясь, что сумеет контролировать ситуацию. Но, увы, все предметы в интерьере располагают к «падению». Мягкие кресла, диваны, оттоманки, софы и любая другая мягкая мебель призывали к неге и наслаждению. А всевозможные осветительные приборы с намеренно приглушенным светом создавали романтический полумрак. В этом полумраке было так естественно, как бы невзначай, перейти к объятиям и поцелуям, которые, чем дальше, тем становились страстнее.
Особый раздел — любовные сценки с участием военных. Во все времена мужественные военные находились вне конкуренции по отношению к остальным мужчинам. Их боготворили. Женщины провожали мужчин на войну и бесконечно долго ждали их воз вращения. В любовных открытках тема проводов на войну и возвращения фигурирует в двух вариантах: как воспоминание о войнах первой половины XIX и XX веков.
Военные любовные письма
Во время Первой и Второй мировых войн любовные открытки печатались миллионными тиражами для поднятия духа солдат. Солдаты всех армий на фронтах с нетерпением ожидали открытки, где в мирное время, о котором они так мечтали, влюбленные встречаются в саду у калитки или в каком-то другом приятном месте. Эти открытки были так же необходимы, как и знаменитые военные песни, например, немецкая «Лили Марлен» или русская «Катюша», в которых солдаты мечтали о возвращении и встрече со своими любимыми.
В конце XVIII — начале XIX века обычай рассылать поздравительные рождественские карточки с праздничным рисунком пришел и в Англию. Не все они пересылались по почте, но все-таки это были уже открытки, если под ними понимать именно «открытые письма». Первую поздравительную карточку создал художник Добсон в 1794 году. Он нарисовал ее от руки и послал своему приятелю. На ней был изображен зимний пейзаж и семейная сценка вокруг елки, сюжет, который ста нет классическим. Карточка так всем понравилась, что Добсон изготовил несколько десятков таких открыток и разослал их всем своим знакомым.
Спустя пять лет один предприниматель взял идею Добсона на вооружение. Он начал выпускать и продавать рождественские и новогодние карточки, пред угадав их коммерческий успех.
Любовные открытки так же широко использовались как поздравительные. На протяжении первой поло вины XX века открытки с влюбленными парочками отправляли по почте в качестве признания в любви и как поздравительные открытки на большинство важнейших праздников: Рождество, Новый год, Пасху и, конечно, День ангела и День рождения.
Любовный язык
В современном значении это слово стало употребляться с XVIII века. Главное во флирте — суметь прельстить понравившегося человека. Для этого существует множество приемов. Большое значение имеет внешний вид. Первый шаг — умение показать свое тело. Одежда должна не скрывать его, а всячески подчеркивать достоинства.
Необходимо отметить, что мода и искусство одеваться в любовных открытках играли важную роль. Малейшие изменения в одежде, обуви, аксессуарах, прическах тут же находили отражение в открытках. Таким образом, открытки с влюбленными, неукоснительно следующими моде, как бы являлись листками журналов мод, которые разлетались по всей России и за ее пределами. По моде, отраженной в открыт ках, можно точно определить, в какое десятилетие они создавались.
Взгляд в любовных сценках, представленных на открытках, имеет большое значение. Оружие женщины — это ее глаза. Классика флирта — это взор украдкой, отведение взгляда, как только мужчина его заметил. В аристократическом обществе веер служил для привлечения внимания (любой движущийся предмет приковывает взгляд). Отведение глаз символизирует скромность, традиционную женскую добродетель. Интимный взгляд должен быть направлен на глаза, губы или грудь кавалера. Знающие люди определяют интимный взгляд как треугольник, проходящий через линию глаз собеседника и спускающийся на его подбородок. Чем теснее общение, тем ниже опускается взгляд. По желанию дама может ответить кавалеру тем же. Считается, что женщина не должна знакомиться первой, но она может сделать все, чтобы с ней захотели познакомиться. Улыбка и кивок усиливают произведенное впечатление.
Любовные жесты
После того, как знакомство состоялось и начался период свиданий, влюбленные все больше и больше сближаются. Наступает время ласк, объятий и поцелуев. В древнеиндийском трактате о любви «Камасутра» подробно описываются различные прикосновения. Там есть глава под названием «Первая ласка». Первая ласка заключается в прикосновении рукой к телу девушки.
Эти прикосновения разграничиваются, каждое имеет свое поэтичное название: а) «пробуждение» — мужчина касается рукой головы женщины, осторожно гладит ее волосы; б) «дружеское» — мужчина касается рукой плеча женщины, которое расположено ближе к нему; в) «признание в любви» — мужчина кладет руку на плечо женщины, которое дальше от него, и легонечко сжимает; г) «просьба внимания» — мужчина прикасается кончиками пальцев к руке женщины; д) «просьба взаимности» — мужчина берет женщину за руку выше локтя; е) «просьба близости» — мужчина кладет руку на тот бок женщины, который от него дальше, и едва заметно влечет ее к себе; ж) «покровительство» — мужчина проводит рукой по лбу женщины, треплет за щеки; з) «свидание взглядов» — мужчина поднимает подбородок женщины внешней поверхностью ладони; и) «надежда» — мужчина проводит руками по спине, бокам женщины, будто ненароком касается ее груди, но не ладонями, а наружными сторонами кистей или локтем; к) «требование близости» — мужчина проводит кончиками пальцев по шее женщины, касается груди ладонями.
Любовная открытка в СССР
Западные и русские дореволюционные любовные открытки переснимались советскими фотографами и тиражировались в виде дешевых фото с мутноватыми изображениями. Чтобы эти фотографии выглядели более нарядно, их раскрашивали красками. Работники артели использовали яркие анилиновые красители, гуашь, обезжиренные масляные краски.
Немецкие, французские и польские любовные парочки как-то можно было приспособить к советской действительности, но антураж порой приходи лось менять. Издатели создавали новые композиции. Сделать это было предельно просто. Основой композиции открытки являлись фигуры влюбленных с иностранных оригиналов. Затем изображения голов влюбленных в основном помещали в форму круга или сердца, а рядом размещали символы и эмблемы любви: всевозможные цветочки, голуб ков, подковы и т. д.
Из цветов предпочитали, конечно, розы, аляповато окрашенные в красный, розовый и синий цвета. Самым демократичным цветком на этих открытках становятся анютины глазки: во-первых, потому что они росли в каждом городском сквере, а во-вторых, каждый лепесток имел форму сердца. Данью времени были изображения поездов и катеров, невиданных в СССР форм, которые должны были донести, как на крыльях ветра, «тоскующий голос живой» или непосредственно кого-либо из влюбленных. Таким образом, на почве советской действительности валентинка в виде сердечка объединилась с фрагментированной любовной открыткой начала XX века.
Дореволюционные любовные открытки
Западные и русские дореволюционные любовные открытки переснимались советскими фотографами и тиражировались в виде дешевых фото с мутноватыми изображениями. Чтобы эти фотографии выглядели более нарядно, их раскрашивали красками. Работники артели использовали яркие анилиновые красители, гуашь, обезжиренные масляные краски. Немецкие, французские и польские любовные парочки как-то можно было приспособить к советской действительности, но антураж порой приходи лось менять. Издатели создавали новые композиции.
Сделать это было предельно просто. Основой композиции открытки являлись фигуры влюбленных с иностранных оригиналов. Затем изображения голов влюбленных в основном помещали в форму круга или сердца, а рядом размещали символы и эмблемы любви: всевозможные цветочки, голуб ков, подковы и т. д. Из цветов предпочитали, конечно, розы, аляповато окрашенные в красный, розовый и синий цвета. Самым демократичным цветком на этих открытках становятся анютины глазки: во-первых, потому что они росли в каждом городском сквере, а во-вторых, каждый лепесток имел форму сердца.
Данью времени были изображения поездов и катеров, невиданных в СССР форм, которые должны были донести, как на крыльях ветра, «тоскующий голос живой» или непосредственно кого-либо из влюбленных. Таким образом, на почве советской действительности валентинка в виде сердечка объединилась с фрагментированной любовной открыткой начала XX века.
Современные валентинки
С каждым годом они становятся все более разнообразными, перенимая самые последние технологии и достижения науки. Так, например, сегодня моrио приобрести «поющие» или «говорящие» Валентинки, на которые вы можете записать любое послание своим любимым.
Поздравление с Днем св. Валентина можно также отправить по электронной почте. На многих сайтах можно найти самые разнообразные поздравительные открытки и пожелания. Правда, это может показаться «бездушным», что не свойственно празднику всех влюбленных, поэтому вначале подумайте, стоит ли отсылать валентинку по Интернету.
Помимо иллюстрированного «лица» Любовные открытки XX века большой интерес представляет ее обратная сторона, на которой располагались адрес, текст письма, марка и краткие сведения об издательстве. Оригинальные любовные письма живых людей иногда писались на любовных открытках, изданных гораздо раньше. Например, открытка была напечатана в Германии или Австрии в начале XX века. Полвека она лежала в чьем- то альбоме или где-то еще. А в 1950-х годах волею судеб ее отправляет советский солдат с любовным посланием девушке в далекую Россию. Или во время германской оккупации Франции французские любовные открытки использовались для немецких нужд.
Оборот открытки
На оборотную сторону открытки наклеивали бумажку с немецким текстом и марки с портретом Гитлера.
Многие разведчики и шпионы применяли этот язык, передавая с его помощью сообщения. Например, надо договориться о встрече — марка наклеивается с правой стороны от адреса, получивший открытку шпион читает: «Завтра в то же время и в том же месте». Или на месте печати наклеена марка с левой стороны от адреса, что означает: «Возвращайся скорее, я тоскую», т. е. шпионскую операцию надо срочно свернуть.