В средневековом искусстве рождество Христа изображалось как сцена, происходящая в хлеву. Мария лежала у яслей с младенцем. Фигура сидящего Иосифа помещалась обычно в нижней части композиции. В картине из ГМИИ имени А. С. Пушкина «Нидерландский мастер картина Рождество» представлено, в сущности, не рождество, а сцена поклонения Марии младенцу Христу. То есть, иконографический тип, сложившийся в европейской живописи в конце XIV века под влиянием некоторых мистических сочинений. К началу XV столетия сцена поклонения окончательно вытеснила в живописи Европы изображение рождества.
Необычайное ночное освещение придает сцене особую интимность и поэтичность. Именно свет составляет главную образную и живописную сущность картины. Естественный свет луны, вырывая из мрака развалины античной архитектуры, вводит в изображение тему ночи. Но эта ночь готова отступить перед утром, занимающимся на горизонте. Где на фоне яркой зари четко выступают силуэты ветряных мельниц и башен города и где виднеются фигурки изумленных пастухов, внимающих благой вести ангела. Тема ночи и утра, мрака и света приобретает символическое значение.
Неизвестный Нидерландский мастер картина Рождество
Естественное освещение изображено на заднем плане. Сцена переднего плана разыгрывается при искусственном свете, излучаемом тельцем младенца. Именно этот необычный свет делает все происходящее также необычным, внося момент отстранения уже одним тем, что он направлен снизу и странно меняет лица собравшихся. И чтобы усилить значение этого сверх натурального света, изображен слабый огонек свечи в руках у Иосифа.
Свету в средневековой эстетике придавалось огромное значение. Конечно, все эти световые мотивы имели для художника, как и для его зрителей, вполне определенный символический и ритуальный смысл. Но современному зрителю не может не броситься в глаза очаровательная неуклюжесть фигурок ангелов. Особенно тех, которые изображены парящими в воздухе, их странные физиономии, похожие на восковые головки кукол, театральный характер подсветки и расстановка фигур, придающая всей сцене сходство с живой картиной.
По-видимому, здесь можно говорить о влиянии на живопись театрализованных религиозных представлений, проводившихся в дни рождественских празднеств. Популярные в средневековой Европе эти празднества сохранились еще даже в XVI столетии, особенно в нидерландских городах. Картина поступила в музей в 1928 году из Государственного Эрмитажа.