Панорама Великого Сибирского пути
Сибирь мало описана, в ней много предметов достопамятных и важных; романтическая природа ее возвышает душу, надобно… показать и представить примечательные предметы, изобразить природу Сибири, показать оригинальные черты нравов и обычаев ее жителей.
Среди немногих произведений изобразительного искусства, созданных в прошлом веке и посвященных Сибири, есть одно, самое, пожалуй, необычное и интересное — уникальная в своем роде движущаяся акварельная панорама Великого Сибирского пути.
Это бумажная лента, наклеенная для прочности на холст, шириной около полуметра и длиной более 940 метров. На ней изображены места вдоль дороги от Сызрани до Владивостока — все, что может привлечь глаз любознательного путешественника, едущего первый раз по железной дороге от Волги через всю Сибирь к Тихому океану.
Масштабы этого произведения таковы, что даже беглое знакомство со всеми девятью сохранившимися свитками (их общая длина около 850 метров, они находятся сегодня в коллекции Государственного Эрмитажа) занимает целый день. Для работы с панорамой пришлось изготовить специальное приспособление, сходное по устройству с тем, которым пользовался в свое время ее автор.
А создал панораму человек удивительной судьбы — военврач и путешественник, писатель и художник П. Я. Пясецкий (1843— 1919). Уроженец города Орла, он в раннем детстве пристрастился к рисованию. Павлу Яковлевичу много пришлось повидать на своем веку: он бывал в Китае и Японии, путешествовал по Кавказу, Средней Азии и Сибири. И нигде не расставался с красками и карандашом: его рисунки хранятся в музеях Иркутска, Пензы, Одессы, других городов страны.
Результатом этих поездок и стали его акварельные панорамы, художник создал их более двадцати. Первая из них — в сто аршин длиной — была закончена в 1877 году и представляла собой «непрерывное и панорамическое изображение в красках пути из середины Китая до русской границы в том виде, в каком открылся он путешественнику и на такое пространство, которое мог охватить его глаз». Академия присвоила автору этого произведения звание почетного вольного общника. Есть у Пясецкого панорамы русско-турецкой войны 1877—1878 годов, Закаспийской военной железной дороги, путешествия в Персию, городов Парижа и Лондона, Порт-Артура и Москвы. Сохранилась даже его 82-метровая панорама Пекина. Автор с большим успехом показывал свои «живописные отчеты о путешествиях» на публичных чтениях в Петербурге.
Но самой грандиозной среди «живописных карт», как называли современники работы художника, стала панорама Великого Сибирского пути, выполненная им в 1897—1898 годах по заказу управления строительства Сибирской железной дороги. Приступив к работе, Пясецкий совершил длительную поездку по всей трассе самой протяженной в мире железнодорожной магистрали, делая остановки в городах, отъезжая в сторону от дороги, зарисовывая местные достопримечательности. Десятки путевых блокнотов и альбомов с этюдами заполнены «кадрами» будущей ленты-панорамы.
Словно в современном кинофильме, сжаты художником тысячеверстные расстояния, отобраны сюжеты и события так, чтобы дать проникнутое любовью, поэтическое и в то же время документально точное, правдивое изображение жизни, природы Сибири. На панораме мы видим, как встает и садится солнце, день сменяется ночью — ведь целых полмесяца продолжалась в те времена поездка к берегам Тихого океана. Поезд катится в тумане, под дождем по дороге, извивающейся меж сопок, пробегающей по насыпям через распадки и низины. Художник знакомит нас с городами и поселками, станциями и полустанками, встречающимися на пути. В городах мы проходим по улицам и площадям, любуемся памятниками архитектуры, знакомимся с производством и местными ремеслами — присутствуем даже при переплавке ‘золота в слитки.
Вот станция Томск: мы видим ее такой, какой она была на рубеже двух столетий, бревенчатое здание вокзала, пассажирская платформа, станционные постройки — все из дерева. Лишь паровозный сарай (на сегодняшнем языке — депо) каменный, ибо деревянный мигом сгорел бы от искр, вылетающих из пузатых, похожих на самовары труб локомотивов.
Добрые пять метров панорамы занимает вид города Красноярска. Железная дорога прошла здесь в 1895 году. Город стал быстро расти. И сейчас уже почти ничего в нем не напоминает того деревянного, большей частью одноэтажного Красноярска, запечатленного кистью Пясецкого.
Не через все сибирские реки были в те времена построены мосты. Поэтому любопытна картина железнодорожной паромной переправы. Вагончики, словно стадо коров, бок к боку загоняются на большие баржи, которые буксир перетягивает к другому берегу. Снова перегрузка на твердую землю, на рельсы — ив дальнейший путь по тайге.
Панорама Великого Сибирского пути П. Я. Пясецкого поражает воображение не только размерами и колоссальным трудом, потраченным на ее создание. Художник замечательно передал все в красках, сохранивших до наших дней теплоту и яркость тонов.
Показанная в 1900 году на Всемирной выставке в Париже, эта панорама привела в восторг избалованных диковинами парижан. Для просмотра панорамы публика заходила в павильон, сделанный в виде пассажирского вагончика. Двери закрывались, и, имитируя движение вагона, за окнами по обеим сторонам двигалась лента панорамы в сопровождении необходимых пояснений. Жюри выставки отметило работу Пясецкого Большой золотой медалью, а сам художник был награжден орденом Почетного легиона.
П. Я. Пясецкий был последним русским художником, применившим метод панорамного пейзажа. Его необычное творческое наследие оказалось в забвении. Одно время даже считали, что ни одна из его панорам не сохранилась. Однако эти интереснейшие документы эпохи дожили до наших дней. А Пясецкий остался в памяти потомков не столько врачом (хотя и на этом поприще он сделал много: к примеру, именно ему мы обязаны введением в обиход по всей России кефира, на который он первым обратил внимание и сделал о нем доклад в Обществе русских врачей в 1883 году), сколько самобытным, ярким художником, подарившим нам свои удивительные живописные повествования.