Парфюмерные сосуды Древнего Рима
Герой бессмертного романа о нравах нероновского Рима, обсуждая своё завещание, просит, чтобы в ногах его надгробной статуи были изображены любимая собачка, венки и сосуды с ароматическими веществами. И это не только ещё один гротескный штрих к портрету скоробогача-вольноотпущенника Тримальхиона. Судя по археологическим находкам и дошедшим до нас литературным памятникам, древние римляне не просто употребляли косметику и парфюмерию, но, как отметил в конце XIX в. историк Поль Гиро, «злоупотребляли ими». «Твоё лицо, составные части которого помещаются в сотне баночек с помадами, не спит с тобой», — язвительно обращался Марциал к одной своей знакомой. Впрочем, оба они, наверное, смягчили бы свои суждения, увидев полочку с косметикой нашей современницы. Древние римляне же, возможно, таким образом просто пытались бороться с последствиями невысокого по современным стандартам уровня гигиены.
Духами обильно опрыскивались комнаты и постели, ими пользовались гости, участвовавшие в пиршествах; перед представлениями в театрах воздух освежали; ароматические эссенции добавлялись в вина и масло для ламп. Ритуалы, празднества, торжественные события сопровождались «живыми» ароматами — венками и гирляндами из тимьяна, майорана, нарциссов, роз, розмарина, а также лавровых веточек и мирта. Духов в нашем понимании римляне не знали: основой для большинства благовоний и притираний служили оливковое и миртовое масло. В них добавляли экстракты из цветов лилии, ириса, нарцисса, розы. Элитными считались благовония, завозившиеся с Востока или изготовлявшиеся на основе персидских и индийских пряностей (например, нарда). «Ароматы Аравии счастливой», — так называл их Апулей.
Плиний Старший упоминает о рецептуре маски для лица на основе высушенных на солнце улиток и отвара из бобов. Овидий в несохранившейся поэме, посвящённой косметике, описывает бальзам для кожи, состоящий из нескольких видов злаков, толчёного оленьего рога, камеди, мёда, яиц и луковиц нарцисса. В румяна могли добавляться бычьи и крокодильи экскременты, а в зубной эликсир — урина мальчика.
Косметика и парфюмерия содержались в сосудах из алебастра, оникса, металла (Петроний упоминает о серебряных флаконах, Апулей — об оловянных). Однако наибольшее распространение в императорском Риме (I-V в. н. э.) получили, конечно же, флаконы из стекла. К этому времени ремесленники италийской части империи и её колоний в совершенстве овладели технологией выдувания, что значительно удешевило их продукцию. В различных центрах римского стеклоделия, несмотря на отдельные локальные особенности, наблюдалась определённая общность в типах сосудов и декора. Это не в последнюю очередь было вызвано необходимостью сбывать произведённые изделия на крупнейшем рынке Средиземноморья — в Риме. Да и стекольную промышленность самой центральной Италии, очевидно, создавали ремесленники из Этрурии, Сирии, Палестины (среди археологических находок республиканского периода крайне мало стекла).
ИСТОРИИ УПАКОВКИ АРОМАТА
Мастера времён империи охотно используют формы флаконов, встречающиеся ещё во II или I тыс. до н. э. — амфориск (буквально — маленькая амфора) и арибалл (приземистый шарообразный сосуд). В то же время меняется их фактура, декор, линии силуэта. Если ранее амфориски делали из непрозрачной или полупрозрачной стеклянной массы, наматываемой на глиняную форму, украшали волнистым орнаментом из стеклянных нитей, то в первые века нашей эры популярными становятся прозрачные и полупрозрачные флаконы с рифлёными стенками. Декор арибаллов часто имитирует фактуру оникса или мрамора, иногда между двумя слоями стекла помещают тонкие полоски золотой фольги. Переливы цвета, плавные текучие линии как бы выражают идею летучести и неуловимости аромата, а также общее ощущение радости, которую он призван дарить.
В первые века нашей эры появляются и новые типы косметических и парфюмерных сосудов. Например, двойной флакон, использовавшийся для раскраски ресниц или век. В одной половинке помещалось красящее вещество, в другой — лопатка для его нанесения. Словно бы для пущей убедительности прочного крепления двух частей флакона, мастера «перематывают» их стеклянной нитью. Сосуды такого типа — своеобразная версия алабастра, применявшегося для хранения ароматических масел ещё в Месопотамии и Древнем Египте.
Среди археологических находок, относящихся ко II—V вв., часто встречаются и бутылочки с конусовидным туловом и высоким узким горлышком. Очевидно, на тот момент это был наиболее практичный и демократичный вариант флакона, позволявший расходовать жидкость более экономно. Не случайно же исламские сосуды для разбрызгивания розовой воды, появившиеся к концу первого тысячелетия нашей эры, снабжались длинными горлышками.
Древнеримские парфюмерные флаконы довольно широко представлены на антикварном рынке. Их можно видеть как на торгах малых аукционных компаний локального и регионального значения, так и у лидеров, вроде Sotheby’s, Christie’s или Bonhams. Цены — в зависимости от качества работы и сохранности — могут «прыгать» от $ 100 до $ 6 000. Например, в апреле 2011 г. на аукционе Christie’s в Лондоне арибалл зелёного стекла в виде головы Януса был продан за $ 6,1 тыс., амфориск с изящными ручками, напоминающими змеек, — за $ 2,5 тыс., арибалл, декорированный вертикальными рёбрами, — за $ 2,7 тыс. На торгах археологическими древностями Bonhams (май, 2012) цены были несколько пониже — в среднем от $ 400 до$ 1 000.