Резьба по дереву — национальный вид прикладного искусства разных народов нашей страны. Многовековая история народных ремесел, так или иначе связанных с резьбой, породила немало ее разновидностей. Всем, конечно, хорошо знакомы и добрый народный юмор богородской игрушки, и неистощимая выдумка резного наряда деревенских домов. Но, пожалуй, более всего поражают богатством и разнообразием плоско-рельефные виды деревянной резьбы.
Геометрическая, или трехгранно — выемчатая, резьба встречается на армянских и грузинских деревянных изделиях, на предметах быта народов Средней Азии, далекого Севера. Широко распространена она на Украине и во многих уголках России. Великолепны узоры на старинных прялках, выполненные архангельскими, вологодскими или псковскими мастерами. Геометрическая резьба по сей день в почете у народных мастеров. Увлекаются ею и юные художники.
Это и понятно, потому что геометрическая резьба не требует сложных инструментов или редких материалов. Обычную плоскую стамеску нетрудно переточить в резак. Но можно сделать его и из полотна слесарной ножовки. От старого полотна берут отрезок длиной 150—160 мм и затачивают его на угол. Удобнее работать, когда у такого ножа есть ручка. Вот самый простой способ изготовить ее: полотно ножовки с двух сторон обкладывают строгаными деревянными планками толщиной 5—7 мм и плотно обматывают цветной изоляционной лентой (рис. 1).
Легче всего работать на липе: это дерево дает возможность вырезать самые мелкие узоры. Отличная резьба получается на осине и ольхе. На березе узор выходит чистым, но древесина эта довольно твердая, и работать на ней рекомендуется лишь старшеклассникам. На сосне и ели мелкие узоры часто крошатся. Потому для изделий из хвойных пород всегда выбирают достаточно крупный и глубокий узор. Необходим он еще и для того, чтобы естественный рисунок древесины не разрушил геометрическую четкость узора. Ярко выражен рисунок у ясеня и дуба. Это очень твердые материалы, режутся они трудно.
Резьба по дереву прикладное искусство
С такими породами под силу справиться лишь тем ребятам, у кого уже есть опыт и желание преодолеть сопротивление материала.
Удивительно разнообразны композиции в геометрической резьбе, созданные мастерами. Однако все они складываются из определенных обязательных элементов, выработанных вековым народным опытом. Каждому начинающему резчику необходимо знать эту «азбуку». Многие ребята составляют из таких простейших узоров очень интересные сочетания и вырезают их на плоских строганых или точеных изделиях. Украшенные резьбой, они приобретают особую декоративную выразительность, уникальность предмета, созданного своими руками.
Чтобы научиться правильно резать каждый из элементов «азбуки», его нужно повторить многократно. Первая резная дощечка размечается на полоски, и в каждой из них много раз встречается один и тот же элемент.
В основу геометрической резьбы положен треугольник. Из сочетаний треугольников состоят многие элементы узора, из треугольников же создается все бесконечное разнообразие композиций.
Наиболее просто выполняется одиночный элемент под названием «сколышки» (на рис. 2 он занимает верхний ряд).
Дальше идет довольно сложный, хотя и одиночный, узор под названием «змейка». Он получается из полоски чередующихся, вырезанных по трем плоскостям треугольников, стоящих на основании и повернутых вершиной вниз.
Если при такой разметке срезать «сколышки» промежуточных треугольников, получится один вид узора; если верхние и нижние — полоса выглядит совсем иначе. При углублении всех четырех треугольников в каждом квадрате получится узор «соты».
Только спокойная и настойчивая работа может привести к успеху. А он не заставит себя ждать. Уже на первой «азбучной» дощечке после нескольких неуверенных рядов пойдут сочные, выразительные срезы.
Несмотря на геометрическую основу, резьба, с которой вы сегодня познакомились, позволяет создавать композиции самых разных жанров. Отдельные элементы здесь сами по себе невольно напоминают головки цветов, бутоны, листья. На русских прялках встречаются композиции с растениями, цветами, птицами. Различные анималистические изображения, переработанные под треугольную основу геометрической резьбы, выглядят очень выразительно (рис. 3).