Садыков Тургунбай Садыкович народный художник Киргизской ССР, лауреат Ленинской премии
У каждого в жизни есть приятные, волнующие воспоминания. Но с чувством особой благодарности и признательности мы вспоминаем своих учителей. Потому что в любом из нас остается частица их души, внимания, заботы. Словно эстафету поколений мы принимаем и несем их заветы, идеи и помыслы. Потом все переходит к нашим ученикам. И это, как жизнь, не кончается.
В аиле Джапалак близ Оша, где мне пришлось жить некоторое время, впервые увлекся лепкой. Окраина селения кончалась крутым обрывом, в котором было множество пещер.
Рисование, лепка, резьба оставались постоянными занятиями и в школе-интернате, куда я попал после смерти матери..Решил стать скульптором. Но оказалось, что в училище такого отделения нет. А хотелось стать именно скульптором. Трудно объяснить, на чем основывалась моя мечта, ведь скульптора никогда и в глаза не видел…
Чеканными и гравированными накладками из серебра отделывалась тонкая сбруя. Впечатления детства исподволь кошлись во мне и в конце концов вылились в юрячее желание стать скульптором…
Так что, приехав во Фрунзе и не найдя возможности учиться по избранной специальности, очень расстроился. Впервые удалось еще увидеть вблизи труд настоящего мастера. В том маленьком зале окончательно решил для себя, что обязательно буду скульптором.
Занимаясь во Фрунзенском художественном училище, где я изучал рисунок, историю искусств, продолжал работать у Владислава Александровича. Под его наблюдением скомпоновал первую самостоятельную скульптурную группу «Волк и всадник», о которой с похвалой отозвался народный художник СССР Г. А. Айтиев.
Через некоторое время Сергей Тимофеевич пригласил меня в гости в Москву. Эта встреча сыграла исключительно важную роль в становлении моего мировоззрения и творчества. Коненков никогда не был в Киргизии, но его советы были столь содержательными, словно он знал и мой родной аил, и быт киргизов, и природу горного края.
Коненков посоветовал продолжать учебу. И я поступил в Московское высшее художественнопромышленное училище (бывшее Строгановское), изучал мировое, русское и советское искусство. С особым старанием стремился постичь русский язык — ключ к сокровищницам знаний и культуры. Однако беседы с Сергеем Тимофеевичем оставались для меня главными «университетами». Он помог определить путь, которым предстояло идти по жизни молодому скульптору-киргизу. И потому я считаю себя его учеником.
Другим моим учителем была Екатерина Федоровна Белашова, с которой Коненков познакомил меня в 1962 году.
Не у одного меня выход в большое искусство связан с русской культурой, неисчерпаемые сокровища которой дают возможность народам нашей страны обогатить свою национальную культуру, помогают найти верный путь в творчестве, учат никогда не забывать, что художник прежде всего гражданин и его труд должен служить народу, стране.
Я постоянно помнил об этом, работая над Памятником борцам Революции», он был установлен в 1978 году во Фрунзе на Советской площади. Сверяю свои мысли с заветами учителей и сейчас, завершая в содружестве с архитектором-москвичом А. Печенкиным новую композицию для столицы Киргизии — скульптурно-архитектурный комплекс, посвященный народнрму эпосу «Манас». И во всех будущих моих трудах и работах будет жить то непреходящее и вечное, что дала нам культура великого народа-брата.