Творчество молодых художников Палеха
Стачка женщин-текстилыциц, поднявшихся на борьбу за лучшую жизнь… Легендарная тачанка в динамичном, но как бы остановленном на миг движении… Хоровод девушек-ткачих — песнь о рождении ивановских ситцев…
Три работы трех разных художников. Но их объединяет принадлежность к самобытному искусству палехской миниатюры. И, говоря о сегодняшнем Палехе, имена Валентина Ходова, Геннадия Кочетова, Александра Клипова нужно назвать среди первых. В 1978 году они стали лауреатами премии Ленинского комсомола за произведения, развивающие лучшие традиции народного искусства.
Палехская миниатюра родилась после победы Великого Октября, в начале 20-х годов. Создали ее большие художники — бывшие мастера иконописи. В сюжетной росписи чернолаковых коробочек из папье-маше, шкатулок, ларцов они использовали технику и приемы древнерусской живописи, бережно сохранив ее высокий поэтический строй. Родоначальники советского Палеха заложили основные принципы миниатюрной живописи, которые развивает вот уже не одно поколение мастеров.
Творчество А. Клипова, Г. Кочетова, В. Ходова — художников молодого поколения — пример вдумчивого изучения наследия древнерусского искусства и традиций народного творчества, работ старейших мастеров Палеха и достижений всего советского изобразительного искусства. По-разному используя условные средства художественного языка палехской миниатюры, художники создают произведения, значительные по мысли, безупречные в профессиональном отношении.
Творческие интересы Геннадия Кочетова характеризуются самими названиями лучших его произведений: «Трубач», «Песни гражданской войны», «Тачанка», «Красный пахарь», «Дан приказ…», «Полюшко-поле». Героика гражданской войны — ведущая тема его творчества. Приглядитесь к работам художника. Во всех главенствует красный цвет, по контрасту с которым напряженнее звучат зеленые, охристые, голубые и синие цвета. В миниатюре «Тачанка» мастер сумел лаконично и точно выразить свое понимание легендарного времени. В жизни мы никогда не увидим таких коней — ярко-красных или голубых. Здесь же эти цвета, взятые во имя большей образности и эмоциональной выразительности, дают нам почувствовать огненность сражений, динамику эпохи великих свершений.
Миниатюры Г. Кочетова отличает строгая композиционная построенность, тщательная отделка каждого цветового пятна, с любовью выписанные детали, чувство формы предмета. В своем искусстве он очень традиционен. В то же время художник подходит к палехскому наследию творчески, наполняя образы мыслями и чувствами, близкими современникам.
Четкий композиционный ритм, проникновение в самую суть песни — вот черты, характеризующие миниатюру «Дан приказ…». Немногословно и вместе с тем выразительно передан в этом произведении образ сурового времени. Слаженность движения конников, широту мелодии всенародно известной песни прекрасно выразил художник и в своей работе «Полюшко- поле».
Глубокое постижение темы произведения свойственно Валентину Ходову. То тонкий лирик, то обстоятельный повествователь, он поднимается в своем искусстве до больших символических обобщений.
В панно «Ветер Революции» символика — уже в самом названии. Каково ее образное воплощение? Центральные фигуры Солдата, Рабочего и Крестьянина и фигуры в сюжетах, рассказывающих о разных этапах революционной борьбы, резко разномасштабны. Динамичность рисунка, энергичность движений героев, обобщенность колорита, построенного на горячих оттенках красного и золотистой охры, сообщают композиции особую выразительность.
Совсем иными средствами тему революционной борьбы решает В. Ходов в миниатюре «Красные косынки». Художник изобразил момент, когда женщины-текстильщицы, прервав работу, собрались на фабричном дворе на митинг. Если в «Ветре Революции» образ символичен, монументален, то «Красные косынки» выполнены в традициях романтического повествования. Приподнятую взволнованность композиции придают динамика как бы подхваченных единым движением фигур и звонкость зеленых, белых, синих цветов со всплесками красного.
В росписи ларца на тему былины «Василий Буслаев» видно внимательное изучение стилистических черт новгородской школы иконописания. Оно сказалось в выборе красного фона, характерного для живописи Великого Новгорода, в характере написания горок, палат, всего города. Но прекрасное владение древними иконописными приемами для автора не самоцель. Это те средства, с помощью которых художник подчеркивает характерность образа, связанного с историей Руси, с традициями новгородского письма.
Условность художественного языка позволяет палешанам создавать жизненно правдивые образы, исполненные подлинной поэзии. Перед вами миниатюра Александра Клипова «Край мой ситцевый». Образ здесь строится на принципах поэтического иносказания — метафоры. Рождение ткани художник изображает не как конкретный производственный процесс. Ему важно рассказать о радости труда, о красоте окружающей природы. В условном пространстве органично уживаются и фигура девушки-узбечки в ореоле из белых хлопковых коробочек, и хоровод девушек-ткачих. Через это пространство проходят сначала нити, а потом белое полотно, окрашиваемое как бы самими красками родной природы с ее речками и цветущими лугами.
Праздник труда — главный мотив миниатюры А. Клипова «Город-ткач». Как и в первой работе, ткань, атрибут текстильного края, организует все изображение. Только здесь она кумачово-красного цвета — цвета наших побед.
«Родине первых Советов назвал молодой художник свою третью работу из серии об ивановском крае. Это произведение посвящено революционерам, отдавшим жизнь в борьбе за Советскую власть. Строг композиционный строй его. В центре символическая фигура женщины-текстильщицы. На темно-красном полотнище, которое она держит в руках, — портреты борцов за свободу. Торжественно звучат трубы. Благодаря строгости композиционного и цветового решения, а также общей ритмической «замедленности эта миниатюра приобретает монументальное звучание.
Каждый из трех художников по-своему чувствует и понимает жизнь. И у каждого свое пластическое решение образов.
А. Клипов — художник- лирик. Он создает удивительные по красоте и теплые по чувству произведения. Его миниатюры «Хоровод», «Лучше нету того цвета», различные вариации «Парочек» подкупают музыкальностью линий, нежными переливами неярких цветов, мягко вписанных в черный лак фона.
У Г. Кочетова, наоборот, цветовое пятно плотное, рисунок четкий, несколько жестковатый, силуэты фигур в его работах контрастны по отношению к черному фону.
Большая цветовая культура, чувство материала и формы предмета отличают искусство
В. Ходова. Его выделяет тонкое понимание роли серебряной и золотой росписи в палехской миниатюре. Например, в декоративной тарелке «Грустное лето» такая роспись не только выявляет условную форму и условную освещенность, но и придает композиции особую пластичность и декоративность, способствует созданию нужного настроения…
Мы познакомились лишь с некоторыми работами палешан — лауреатов премии Ленинского комсомола. Впереди у нас еще не одна встреча с их радостным и светоносным искусством.