Холуев Михаил Федорович. Род. 1923 г. Живописец, заслуженный художник РСФСР Горький На фоне фотографий друзей и однополчан изображен погруженный в думы пожилой мужчина. О чем он думает? Быть может, о тех, кто не вернулся с полей войны? Быть может, о нашем долге, долге живых перед погибшими? Суровая память о павших — вот духовная значимость «Портрета Героя Советского Союза, писателя Антона Бринского» (1979) работы М. Холуева. Она во всем — в лаконизме, немногословности картины и в мощной лепке лица, крепких рук героя. Художник сопричастен жизни своего героя, его мыслям. Происходит как бы слияние духовного мира позирующего и изображающего. Такой подход к работе над портретом и определил эту творческую удачу художника.
Заметную роль в развитии художественной жизни Российской Федерации сыграло создание в начале 1960-х годов одиннадцати зональных территориальных творческих объединений мастеров изобразительного искусства.Труженики Поволжья.
Организованные Министерством культуры и Союзом художников РСФСР зональные тематические художественные выставки способствовали оживлению деятельности художников Москвы, Ленинграда, областей, краев и автономных республик Федерации, подъему изобразительного искусства в целом и ознакомлению с его достижениями самых широких слоев народа.
Наша зона соединила художников бассейна реки Волги — Татарской, Удмуртской, Чувашской, Марийской Автономных Советских Социалистических Республик, Горьковской, Ульяновской, Куйбышевской, Саратовской и Астраханской областей. Красавица Волга! На ее берегах стоят древние города и поселения людей разных национальностей.
Труженики Поволжья. Поволжье — это край многовековой истории, грозных народных волнений и революционных событий. Здесь Степан Разин и Емельян Пугачев поднимали крепостных крестьян и порабощенные народы на борьбу со своими уuнетателями. Здесь родился и сделал первые шаги на своем революционном пути великий Ленин. Здесь на Волге в годы гражданской войны решалась судьба первого в мире социалистического государства. Здесь под Сталинградом произошел коренной поворот в ходе Великой Отечественной войны…
В наше время Поволжье — край великих достижений социализма, новых белокаменных городов, могучих электростанций, оросительных каналов, край нефти, химии, крупного машиностроения, развитого сельского хозяйства, современной науки и высокой культуры. На берегах Волги звучат новые песни на многих языках.
Идел ага, Идел ага Идел ага яктыга…
Это татарская песня. Она, как и песни других народов нашей страны, о новой радостной жизни. «Течет Волга, течет Волга, течет река к свету…»— поэт вложил в нее большой смысл: течет великая река и своим течением несет нас к нашей заветной мечте…
Необъятная серебристая гладь воды, мощные лайнеры, солнечные зеленые берега, гам чаек… Когда на белом теплоходе плывешь по Волге от ее верховья до Каспийского моря — поражаешься гигантской реке. Да, она действительно большая, великая река!
Она, наша советская Волга, стала еще прекрасней! И не случайно мы, художники, назвали свою зональную выставку именем великой реки. Свое творчество мы хотим видеть таким же большим, как Волга — главная улица России. И как главная улица дает представление об облике целого города, так и выставка «Большая Волга» (1980), на материале которой составлен этот альбом, несла зрителю всю ту неповторимую красоту, которую создает не только чудесная природа Поволжья, но и замечательные люди, живущие и работающие на берегах могучей реки, волгари.
Встреча с искусством— всегда праздник, праздник и для тех, кто творит, и для тех, кто приходит на художественные выставки. Искусство все глубже и глубже входит в нашу повседневную жизнь, становится необходимым для каждого советского человека, кем бы он ни был — рабочим или колхозником, врачом или педагогом, инженером или солдатом.
Мне вспоминаются слова, которые помнит, которым старается следовать каждый советский художник. Это ленинское высказывание — компас, позволяющий художникам сверять свой творческий путь, создавать произведения, достойные наших современников, замечательных тружеников города и села. Художники Поволжья много потрудились для того, чтобы получить право выступить со своими произведениями на выставке «Большая Волга-80». Каждый из нас чувствовал ту большую ответственность, которая обязывает художника быть верным жизненной правде, высоко нести знамя социалистического реализма. И можно без преувеличения сказать, что эта выставка явилась одним из лучших зональных смотров, проведенных в Поволжье. Экспонированные работы красноречиво свидетельствовали об ощутимом подъеме изобразительного искусства во всех творческих коллективах региона.
Радостно отметить, что народы бывших окраин России, не имевшие до Великой Октябрьской социалистической революции изобразительного искусства, достигли в этой области, как показала выставка, замечательных успехов. На Волге сейчас трудятся крупные коллективы художников, здесь находятся известнейшие в стране художественные музеи, специальные учебные заведения.
Творчество художников-волжан —неотъемлемая часть созидательного труда всего советского народа, получившего необычайный размах в канун исторического XXVI съезда КПСС. В изобразительном искусстве этого периода усилия мастеров были сосредоточены главным образом на создании произведений на историко-революционную тему, а также произведений, раскрывающих пафос наших дней, строительства коммунизма. Героическое прошлое выступало в органическом единстве с героическим настоящим. Это ярко проявилось в живописи, предоставляющей художникам большие возможности для активного и глубокого выражения в художественных образах своей общественной позиции, своего отношения к явлениям жизни.
Особое внимание уделялось ленинской теме, выявлению разнообразных граней характера и деятельности великого вождя, процессу формирования его личности в юные годы, протекавшему, как известно, в Симбирске (ныне г. Ульяновск), в Казани и в Самаре (ныне г. Куйбышев). Велико и воспитательное значение картин, посвященных революционным вехам в истории Поволжья, а также запечатлевших неувядаемые подвиги советских людей в годы гражданской и Великой Отечественной войн.
Прошлое выступало в творчестве художников как прелюдия к настоящему. Наша современность, созидательный труд и образ жизни советских людей нашли самое широкое и многоликое отражение в произведениях художников Поволжья, прежде всего в их живописи.
Очень важно отметить, что за последние годы мастера изобразительного искусства зоны, как все советские художники, сблизились с героями своих произведений — тружениками Поволжья: рабочими, колхозниками, народной интеллигенцией. Многие произведения рождались непосредственно на предприятиях, строительных площадках, на хлебных нивах колхозов и совхозов, в конструкторских бюро и научных институтах. Тема «Наш современник» прозвучала в творчестве художников во весь голос.
Современность творчества тесно связана с проблемой воплощения в искусстве образа положительного героя, человека труда. Для этого художнику нужно обладать хорошим знанием жизненного материала. Стремление к такому знанию породило у нас новые формы художнической деятельности. Одна из них — организация творческих групп художников для работы на крупнейших народнохозяйственных объектах.
В Поволжье такие группы были организованы в начале 1970-х годов и из 42 творческих бригад, созданных в Российской Федерации, 8 были образованы в нашей зоне. Это бригады художников «Красное Сормово» в Горьком, «Нефть», «КамАЗ» и «Село» в Казани, «Село» в Чебоксарах, Ульяновске, Ижевске, «Химия» в Саратове. Образ нашего современника воспет во многих произведениях художников зоны. Например, рабочие КамАЗа — гигантской всесоюзной стройки — показаны во многих работах. В коллективе художников Татарии трудно найти живописца, который не побывал бы в Набережных Челнах, не следил бы за строительством КамАЗа, не искал бы там темы для своего творчества.
Вместе с первыми строителями пришли на стройку художники с этюдниками и карандашом. Помню, как первый раз мы приехали в Челны для организации нашего филиала. Ровное поле на берегу Камы. Вдали поднимается на большую высоту плотная масса пыли от строящихся города и заводских цехов. Вокруг живописные извилистые дороги, пропаханные гусеницами тракторов и тяжелыми колесами автомашин. Вокруг стройки в 59 деревнях разместились строители. Первое время даже зимой в страшные холода многие жили в палатках. А как они работали! Как кипела работа на стройке. И такими прекрасными были эти сильные люди, возводившие КамАЗ!
Под ярким впечатлением увиденного многие из нас загорелись желанием посвятить им картину. Так возникли полотна о камазовцах, в том числе и моя «Челнинские красавицы (КамАЗ)» (1975). Появились картины В. Скобеева «Портрет мастера плавильного цеха КамАЗа Алексеенкова» , выделявшийся крепким рисунком, конструктивной построенностью и расчетливой компоновкой полотна, и другая —мажорная и декоративная по колориту его работа «Студенческая песня» (1979) — гимн трудовой молодежи.
Произведение В. Федорова «Очередное задание» (1979) рассказало о людях труда — инженерах и строителях КамАЗа. Полотно Ф. Якупова «Девушки» (1978) было посвящено молодым строителям, их образы полны обаяния и красоты. Е. Симбирин в композиционном портрете монтажника Мазита Ибатуллина (1978—1979) воплотил возвышенный образ молодого рабочего — гордого и счастливого. Живущий в г. Брежневе (прежних Набережных Челнах) художник Н. Бикташев в «Портрете Героя Социалистического Труда И. Шайхутдинова» (1979) изобразил газопроводчика за укладкой труб.
Портретом-картиной можно назвать и произведение марийского художника А. Бутова «Столяр Рыбаков» (1979), в котором с большой простотой и ясностью раскрывается значительность и красота этой профессии. Такой же подход к натуре мы видим и в работе художника В. Кныжова из г. Куйбышева «Сельский кузнец Григорьев» (1979).
Произведения живописи, посвященные труженикам села, занимают значительное место в творчестве художников. В творческой группе «Село» плодотворно поработал Н. Карачарсков (Чебоксары). Выделяется его картина «Бригадир плотников Алексей Федорович» (1979), написанная в чувашском колхозе. Работы А. Моторина «Портрет телятницы Щербаковой» (1977) и «На ферме» (1979) — правдивый рассказ о скромных труженицах-животноводах Ульяновской области. Земляк А. Моторина И. Лежнин создал серию живописных полотен о работниках совхоза им.
Н. К. Крупской: «К весне» (1976), «Все в поле», «После дождей», «Сигнальщик Саша Слепов» (1978) —это маленькие поэмы о труде колхозных механизаторов. Глубоким проникновением в сердце и душу сельского труженика отличаются произведения «Ветераны донских степей» волгоградца А. Бурлая, «Сенокос» (1976) Н. Токтаулова (Йошкар-Ола), «Семья» (1978) и «Источник» (1979) К. Владимирова (Чебоксары).
В произведениях «Месяц хлебный» (1979) А. Учаева (Саратов) и «Ритмы стройки» (1979) Р. Федорова (Чебоксары) традиционная тема получила новое возвышенное звучание. Они напоминают нам песни о торжестве и радости труда хлеборобов, строителей светлой колхозной жизни. Поэтичные полотна «Веселый пастух» и «Разговор» (обе — 1 978) Б. Давыдова (Саратов) написаны с большой теплотой и искренностью. Говоря о портретах тружеников сельского хозяйства, нельзя не сказать о «Портрете М. И. Тихомировой» (1978) работы 3. Лаврентьева (Марийская АССР), о серии портретов колхозниц А. Холмогорова (Удмуртская АССР), отмеченных глубокой симпатией к изображенным им людям.
Художники Поволжья в своем творчестве не раз обращались к воплощению образов работников умственного труда в советском строительстве. Наиболее интересными и по содержанию, и по исполнению являются портретные изображения деятелей науки и культуры—авиаконструктора в «Портрете Кузнецова» (1977—1979) работы куйбышевского художника Р. Баранова; писателя Героя Советского Союза Антона Бринского (1979), написанного горьковским художником М. Холуевым, а также врачей в картине удмуртского художника А. Холмогорова «Консилиум» (1979).
Создание групповых портретов по рабочим профессиям является примечательным явлением в изобразительном искусстве нашего времени. Таковы картины «Рабочая династия. Герой Социалистического Труда Н. А. Волков с сыновьями Юрием и Валерием» (1979) А. Егуткина (Ульяновск), в котором отчетливо утверждается идея единства и преемственности мыслей и дел отца и детей, «Семья. Ижевские металлурги Обуховы» (1979) П. Семенова (Удмуртская АССР), где та же общность раскрывается более интимно, как проявление дружбы и согласия. Собственно говоря, и рассмотренные нами ранее картины «Челнинские красавицы (КамАЗ)», «Очередное задание», произведение В. Жемерикина (г. Горький) «Дорожники» (1979) являются тоже групповыми портретами рабочих и инженеров.
Если обратиться к живописным произведениям, посвященным сельскому хозяйству и деревенскому быту, то групповыми портретами следует считать и картину В. Куделькина (Казань) «Передовые доярки бригады М. И. Кузьмина села Никольское Куйбышевского района ТАССР» (1978 — 1979), и, конечно же, полотно А. Родионова (Казань) «Коневоды. Групповой портрет передовиков Татарского конезавода А. М. Кузнецова, В. М. Крапивина, В. С. Борисовой, А. А. Заваляева, Е. И. Никсатовой, П. П. Ахаевой» (1978— 1979). В сущности жанровая картина Н. Карачарскова «Бригадир плотников Алексей Федорович» также представляет собой групповой портрет членов бригады, решенный художником в бытовом плане.
Во многих произведениях художников-волжан стираются грани между жанрами: портретным и бытовым, бытовым и пейзажем, бытовым и натюрмортом. Часто это обогащает картину, углубляет содержание, разнообразит форму. К такого рода картинам обычно применяют термин — «тематическая картина».
Картина молодого художника Ф. Якупова «Кызыл-туй (Встреча)» (1979). Кызыл-туй — по-русски красная свадьба. Название это вошло в татарский быт в начале 1930-х годов и обозначало свадьбу советскую. Работа художника — это рассказ о советской молодежи, рабочей и сельской. Это произведение является примером тематической картины. К этому жанру надо отнести и произведение ульяновского художника Е. Родина «Заводская газета.
В редакции» (1979), в котором основное место отведено натюрморту. Частью натюрморта становится и портрет Маяковского, придающий всей картине эмоциональную окраску. К этой картине примыкает полотно А. Денисова (Волгоград) «Утренние новости» (1979), как бы продолжающее рассказ о заводской многотиражке. Здесь тоже есть пейзаж с четко выписанными приметами нового времени — строительство крупного предприятия, мачты электропередач.
В картине -П. Федорова (Саратов) «Новый дом» (1979) преобладает пейзаж — яркий, весенний, солнечный, полный оптимизма. Здесь и жанр — тема труда и новой семьи, светлого будущего.
И, наконец, как будто «чистый» пейзаж в картине Р. Нурмухаметова (Казань) «Порт» (1978— 1979). Но сколько здесь движения, присутствия человека-труженика и хозяина всех этих судов, механизмов, машин, облегчающих его труд. Тяжелую работу каспийских рыбаков отразил в своей картине «Ночная бригада» (1979) астраханский художник В. Юшин. Она привлекает внимание зрителя не только необычайностью сюжета, но и тем романтическим чувством, которым проникнуто полотно.
Заканчивая этот краткий обзор произведений живописцев Поволжья о жизни и труде рабочих, колхозников и народной интеллигенции этого региона, необходимо еще раз отметить то, что именно в эти годы получили особый размах и достигли более высокого уровня разнообразные формы укрепления связей всего советского изобразительного искусства с жизнью и деятельностью народа. Это оказало благотворное влияние и на творчество художников Поволжья — теснее стали их связи с тружениками города и деревни, значительно обогатилась тематика их произведений, глубже в этих картинах стали образы советских людей.
Я вспоминаю картину Ильи Ефимовича Репина «Бурлаки на Волге». Передо мной встают русские люди в лохмотьях, в лаптях и босые, их загорелые лица угрюмы. Мне слышатся их грустные песни. Мне вспоминаются и потомки тех бурлаков —я еще был совсем маленьким, когда такие же, как репинские, бурлаки тянули большую деревянную черную баржу по берегу Бакала, недалеко от Ново-Татарской слободы, и мы, рыбачкй, старались быстрее убрать свои удочки с маленькими колокольчиками, чтобы их не снесли тяжелые канаты волжских бурлаков.
И мне снова слышится родная песня: «Течет Волга, течет Волга…» Она теперь уже не та река, на ее берегах не слышны печальные песни наших отцов и дедов. И художники, как весь наш советский народ, поют новые песни — вольные и радостные.
Любуясь светлыми полотнами советских художников, невольно думал о прошлом: снова вспоминал законы шариата, запрещавшие татарам заниматься рисованием. Вспоминал Габдуллу Тукая, мечтавшего о национальных художниках; Галиасгара Камала, собиравшего среди прогрессивной интеллигенции деньги на обучение хотя бы одного татарина в Казанской художественной школе, открывшейся в конце прошлого столетия. Однако до Великого Октября ни один юноша татарин не перешагнул через порог этой школы. А сколько нас вышло из этой школы сейчас!
И какую огромную радость приносит мне то, что ежегодно армию художников Поволжья пополняют десятки талантливых художников —марийцев, русских, татар, удмуртов, чувашей и других национальностей, получивших образование в художественных вузах Советского Союза.
Как из сотен ручейков и речушек, сливающихся воедино, образуется наша красавица Волга, так и из сотен произведений изобразительного искусства самых различных жанров складывается красочная палитра Большой Волги. В этих картинах, как в зеркале, отражается кипучая созидательная деятельность советских людей. X. Якупов, народный художник СССР, член-корреспондент Академии художеств СССР
Труженики Поволжья в живописи СССР
Аршинов Виктор Петрович. Род. 1945 г.
Живописец
Казань
Воспроизводимый здесь «Портрет Н. Локтионовой» (1979)— изображение реального человека и в то же время —портрет-символ. В. Аршинов в своем произведении пытался объединить пластическими средствами конкретное и воображаемое, создать образ романтический, внутренне приподнятый, хотя и решил эту задачу в несколько театрализованном плане. Не отказываясь от реальности в передаче лица портретируемой, художник большое значение придал орнаменту костюма, расцветке фона, что не только определило декоративную сторону картины, но и способствовало созданию атмосферы праздничности, красоты.
Баранов Рудольф Николаевич. Род. 1942 г.
Живописец
Куйбышев
Среди широкой портретной панорамы, посвященной образу нашего современника, «Портрет Кузнецова» (1977—1979) в творчестве Р. Баранова занимает особое место по глубине психологической выразительности, а также по своей почти суровой живописности. Художник создает изображение человека интеллектуального труда как портрет-картину, неназойливо вводя в «рассказ» деталь, характеризующую сферу деятельности портретируемого — макет современного лайнера. Живописная фактура произведения — трактовка головы, рук, интерьера — свидетельствует об обращении художника к лучшим традициям мастеров советского портрета, в частности П. Д. Корина. «Портрет Кузнецова» выделяется прежде всего неподдельной правдой общения автора с натурой. Сила воли, духовное богатство известного авиаконструктора, Героя Социалистического Труда умело подчеркиваются автором приемом прямого общения портретируемого со зрителем. Крепко взявшись за стул, весь — внимание, Кузнецов умно и прямо смотрит на зрителя как на собеседника, расположившегося в кабинете конструктора.
Бикташев Накий Абдулкарамович. Род. 1926 г.
Живописец
Брежнев «Портрет Героя Социалистического Труда газопроводчика И. Шайхутдинова» (1979) привлекает зрителя своей естественностью, соответствием натуре, своим оптимистическим звучанием. Шайхутдинов изображен художником в рабочей обстановке, в момент закладки труб в грунт. Впечатление от портрета такое, как будто художник сумел в одно мгновение запечатлеть эту сцену — и мастера, и технику, и яркий солнечный день… Но эта легкость кажущаяся. Она далась художнику в результате глубокого и повседневного изучения характера рабочего, его жизни и труда. Это портрет человека увлеченного, знающего свое дело, портрет советского человека— нашего современника, умного, духовно озаренного счастьем своего труда на благо народа.
Бутов Алексей Иванович. Род. 1935 г.
Живописец
Йошкар-Ола
С проникновенным чувством и серьезностью
А. Бутов подошел к изображению человека труда в своей картине «Столяр Рыбаков» (1979). Внимательно следуя натуре, он, однако, избегает натуралистичности. Цветом, светом, линией, композиционными отношениями цветовых пятен образует художник форму, которая служит ему для полного раскрытия живого и ясного образа человека — мастера своего дела. Теми же средствами автор картины изображает и окружающую рабочего среду, от нее веет радостью труда. Портрет «Столяр Рыбаков» свидетельствует о духовной близости живописца и портретируемого. Именно это духовное соприкосновение позволило художнику избежать этюдности, приблизительности. «Столяр Рыбаков»—это портрет-картина. Бутов прекрасно решает задачу создания образа своего современника со свойственной ему яркой индивидуальностью.
Денисов Александр Александрович. Род. 1948 г.
Живописец
Волгоград
Монтер с мотком проволоки спешит на объект. Не сбавляя шага, он на ходу жадно читает газету.
Живопись А. Денисова проста и графична, как и изображенный им пейзаж окраины города. Контрасты цвета, четкость рисунка придают его картине «Утренние новости» (1979) особую остроту, современность. Художник, взявшись за столь, казалось бы, непримечательный сюжет, сумел напомнить его динамикой века и дать герою психологическую характеристику. Написанная с некоторой суровостью фигура рабочего, углубленного в чтение утренней газеты, как бы подчеркивает и серьезность газетных известий и значительность времени, в котором мы живем.
Егуткин Аркадий Ефимович. Род. 1936 г.
Живописец
Ульяновск
Отцы и дети. По-своему решает эту тему художник А. Егуткин. В его картине «Рабочая династия.
Герой Социалистического Труда Н. А. Волков с сыновьями Юрием и Валерием» (1979) отцы и дети — единое целое. Заинтересованная беседа отца — пожилого рабочего с сыновьями — молодыми рабочими, передана художником живописно и убедительно. Образ опытного мастера, проработавшего на заводе не один год, интересен своей жизненной правдой. Его соединяют с детьми не только родственные отношения, но и общность интересов — общественных и производственных. Они в одном трудовом коллективе.
Душевная открытость авторской позиции, простота живописных приемов, незамысловатость сюжета, важность поставленной художником нравственной цели — все это вместе привлекает зрителя к этой картине. Зритель чувствует, что художник давно знаком со своими героями, постиг их не только семейные отношения, но и посвящен в производственные дела… Художник не просто всматривается в облик своих героев, не просто компонует — расставляет их как действующих лиц на сцене, но создает здесь целый мир человеческих чувств, диалог двух поколений.
Жемерикин Вячеслав Федорович. Род. 1942 г. Живописец,
заслуженный художник РСФСР Г орький
Картину «Дорожники» (1979) В. Жемерикина можно было бы назвать «Строители будущего». Да, именно такие «дорожники» прокладывают новые пути нашей Родине в будущее. Изображая молодых рабочих, художник решает общий живописный строй произведения как некий солнечный гимн таким вот девчонкам и парням.
Кто эти «дорожники»? Строители БАМа, КамАЗа или других новостроек стремительно растущих городов? Думается, не конкретная стройка и ее герои — программа произведения. В «Дорожниках» автору удалось создать запоминающийся коллективный образ нашего молодого рабочего поколения, молодости нашей страны.
Энергичная живописная манера, четкий рисунок как нельзя лучше подходит всей композиции.
В «Дорожниках», как и в других своих лучших произведениях, живописец овладевает натурой, находит пластическое ее выражение и добивается главного—обобщенного художественного образа, в данном случае советской молодежи.
Карачарсков Николай Прокопьевич. Род. 1935 г. Живописец,
народный художник Чувашской АССР, лауреат Государственной премии ЧАССР им. К. В. Иванова Чебоксары
Труженикам села посвятил свою картину «Бригадир плотников Алексей Федорович» (1979)
Н. Карачарсков.
Вечереет… Последние лучи солнца. Женщины идут с мотыгами с полей. Закончила свою работу и брагада плотников, что возводит корпус новой фермы. На земле лежат свежие щепки, еще пахнущие смолой. Закурили. Устало присел на отесанное бревно и мальчуган — помощник и ученик, будущий плотник, нужный человек в селе.
Не только простота и незатейливость сюжета, но и глубокая вера в красоту трудовых людей, запечатленных художником такими, как они есть в жизни, волнует зрителя. Знание жизни и любовь к ней — вот, думается, сильная сторона этого живописного рассказа об одной колхозной бригаде.
Представляется, что живописный холст чувашского художника — это не только продолжение в изобразительном искусстве темы советской деревни, но и в какой-то мере, новое решение группового портрета тружеников села.
Кныжов Венир Романович. Род. 1930 г.
Живописец
Куйбышев
Какой непосредственностью отличается сюжет произведения В. Кныжова «Сельский кузнец Григорьев» (1979). Никакой патетики, нарочитой героизации образа сельского кузнеца, просто — сельский кузнец!
Создавая портрет человека нашего времени, художник задался целью выразить в картине личные качества портретируемого. Сколько духовной силы, житейской мудрости и энергии в лице этого, видимо, скупого на выражение своих чувств мастерового! Аккуратно размещенные на рабочем месте кузнеца атрибуты его труда свидетельствуют о собранности человека, о его любви к своему делу. Сдержан, но и очень красив в своей простоте колористический строй полотна.
Куделькин Виктор Иванович. Род. 1911 г. Живописец,
заслуженный художник РСФСР, народный художник Татарской АССР Казань
Создание образа современника — главное в творчестве этого художника.
Радость коллективного труда, радость дружбы воплотил В. Куделькин в своей картине «Передовые доярки бригады М. И. Кузьмина села Никольское Куйбышевского района ТАССР» (1978— 1979). Поездки в деревню к героям своих произведений, глубокое знание их не только «в лицо», но и в повседневной трудовой жизни, помогли художнику создать оптимистическую, сверкающую солнцем картину о труженицах советского села.
Произведение живописца — это не результат пассивного созерцания натуры, а выражение поэтической взволнованности художника, его личной радости от душевной красоты и гармонии, духовного и трудового братства этих сельских женщин. Пафос образного решения темы коллективного труда в картине художника приобретает символическое звучание.
Лаврентьев Зосим Федорович. Род. 1933 г. Живописец,
лауреат Государственной премии Марийской АССР и премии комсомола Марийской АССР им. О. Ипая Йошкар-Ола
Говоря о психологической разработке образа человека-труженика мастерами живописи Поволжья, нельзя не остановиться на «Портрете М. И. Тихомировой» (1978) кисти 3. Лаврентьева. Художнику свойственно стремление к содержательному и углубленному раскрытию образа человека. Портрет реалистичен, гармоничен колористически, построен на благородных цветовых отношениях, выразителен простотой композиционного решения.
Волевое и мужественное лицо, зоркий взгляд, натруженные руки М. И. Тихомировой, медали на ее груди говорят о многом — о пережитом ею за многие годы, о ее заслугах перед Родиной. Изображая на портрете облик конкретного человека, художник не забывает о том, что он станет доходчивым зрителю прежде всего благодаря своим живописным достоинствам. Внешне неброская живопись предельно ясна, красива по сочетанию красок, светлых и радостных. Портрет не перегружен деталями, но и они усиливают впечатление о человеке домовитом, хозяйственном, обстоятельном, любящем красоту народного быта.
Моторин Алексей Васильевич. Род. 1924 г. Живописец,
заслуженный художник РСФСР Ульяновск
Сюжет картины А. Моторина «На ферме» (1979) не очень сложен. Девочка зашла на ферму к матери в тот момент, когда пастух только что пригнал вечернее стадо.
В колористическом решении картины зритель невольно ощущает теплое отношение самого живописца к изображаемой сцене. Чувствуется и глубокое знание автором колхозной жизни, его уважение к традициям деревни — детям идти по трудовым стопам отцов и матерей. Это произведение так и хочется назвать «Буду дояркой». Посмотрите, с каким интересом наблюдает девочка за работой матери.
Эта сценка из сельской жизни решена живописцем как художнический разговор со зрителем не только о земле, о тружениках села, о красоте деревенского труда, но и о преемственности поколений…
Отличительная черта этого произведения — жизненность образов героев. Это кусок настоящей жизни, жизни, наполненной лучами вечернего солнца, запахом парного молока.
Родин Евгений Петрович. Род. 1944 г.
Живописец
Ульяновск
Раннее утро. Напряженный и пестрый мир работы журналистов. Е. Родин в картине «Заводская газета. В редакции» (1979) решает эту тему просто, неброско, графично-четко, несколько необычно изображая интерьер тесной комнаты, многочисленные предметы корреспондентского пункта.
В картине привлекает зрителя ее композиционное решение. Интерьер комнаты представляет собой большой натюрморт, в который художником вписаны две человеческие фигуры. Весь интерьер- натюрморт тщательно продуман, его масштабность вполне оправдана, и именно это помогает зрителю окунуться в профессиональный мир журналистов, остро почувствовать наполненность их труда.
Семенов Петр Садофьевич. Род., 1934 г. Живописец,
народный художник Удмуртской АССР, лауреат Государственной премии Удмуртской АССР Ижевск
Картина П. Семенова «Семья. Ижевские металлурги Обуховы» (1979). Семья собралась вечером, после трудового дня. В окно виден сам завод, где проработали деды и отцы… где будут работать подрастающие дети и внуки.
В комнате вся династия металлургов… Автор концентрирует наше внимание на руках своих героев. Вот руки хозяйки дома, вырастившей семью, познавшей и трудные годы войны, когда, заменив своих мужчин, они, женщины, лили металл для фронта. Образ женщины, хозяйки дома, автору удался своей тонкой психологической характеристикой— это скромная, добрая бабушка для кокетливо выглядывающей из-за нее внучки, и верная подруга, товарищ для хозяина дома, расположившегося по-домашнему у стола со свежей «вечеркой». Интересно решены и образы будущих металлургов — гордость и надежда Обуховых— их сыновья и внуки. Несколько интимной обстановке семьи Обуховых соответствует и сама живопись художника — плотная и материальная и, если так можно сказать, камерная.
Скобеев Валерий Николаевич. Род. 1938 г. Живописец,
Заслуженный деятель искусств Татарской АССР, лауреат премии комсомола Татарской АССР им. Мусы Джалиля Казань
Автор картины «Студенческая песня» (1979)
В. Скобеев верен своей теме. «Студенческая песня» — это уже не первое его произведение на тему о молодежи.
Студенческий отряд, закончив рабочую смену, с песней возвращается в свой палаточный город. От картины как бы веет песней задушевной, с грустинкой, уставших и счастливых строителей, сильных, красивых своей молодостью.
Эта работа художника явилась, в какой-то мере, для него самого этапной, поворотной от романтически приподнятой трактовки труда молодежи к произведению нравственного, философского содержания. Автор погружает зрителя в светлую живописную гамму «Студенческой песни», размышляя о судьбах нашего, послевоенного поколения, активно вступившего в созидательную трудовую жизнь страны. Не давая подробной характеристики каждому персонажу, художник соединяет всех членов студенческого отряда в единый образ студенчества наших дней, объединенного духом товарищества, преданности социалистической Родине, ее идеалам.
Тонкая живописная фактура произведения, четко продуманное композиционное построение, мелодичный ритм бетонного белоснежного кружева новостройки на фоне чистого голубого неба — все это способствует раскрытию мира советского молодого человека, человека чистого, радостного и счастливого в своих помыслах и труде.
Учаев Анатолий Васильевич. Род. 1939 г. Живописец,
заслуженный художник РСФСР Саратов
Творчество художника А. Учаева широко известно зрителям Поволжья. Картина «Месяц хлебный»
(1979) — произведение, входящее в цикл объединенной темой «Человек и земля».
«Месяц хлебный» — картина радостная. «Месяц хлебный» — праздник и у семьи этого молодого селянина.
При всей многофигурности композиции, тщательности проработки деталей художнику чужда сухая рассудочность, натуралистическое воспроизведение реального факта жизни. Художник трансформирует событие через эмоциональное, поэтическое его восприятие, находя для этого соответствующую форму возвышения обычного. Произведения А. Учаева интересны и тем, что автор постоянно в поиске, в поиске новых средств и новых форм художественного выражения — всего того, что так важно для создания подлинного произведения искусства.
Федоров Виктор Кронидович. Род. 1940 г. Живописец,
заслуженный деятель искусств Татарской АССР Казань
Для художника В. Федорова Камский автомобильный завод — своя «стройплощадка». С первых дней строительства автогиганта на Каме он стал работать над темой: созидание автогиганта. Им было выполнено немало плакатов, графических листов и живописных произведений. «Очередное задание» (1979) — картина о первых строителях КамАЗа. Автор не случайно так назвал свое полотно. Ранним солнечным днем собрались в прорабской строители. Обычный день, обычное задание на день. Присутствующие внимательно следят за инженером, объясняющим на чертеже сущность задания. Чувства рабочих отвечают лозунгу вывешенного здесь плаката, зовущего на трудовой подвиг. Рисунок на плакате напоминает подобный же плакат суровых дней Великой Отечественной войны с призывом к боевому подвигу.
Лирическую ноту в картину вносит жест руки работницы, обращенный к распустившемуся в вазе нежному листочку.
Федоров Ревель Федорович. Род. 1929 г. Живописец,
заслуженный художник РСФСР, заслуженный художник Чувашской АССР Чебоксары
Картине Р. Федорова «Ритмы стройки» (1979) свойственна романтическая приподнятость, казалось бы, столь будничной ситуации в жизни современной деревни, как возвращение крестьян с работы на деревенской новостройке. Однако автор произведения пользуется этой сценой для того, чтобы своими средствами эмоционально выразить сплоченность трудового коллектива, радость совместного труда. Не случайно автор вводит в картину образ молодой художницы, которая стремится запечатлеть на своем полотне полнокровную жизнь советского села. Так же оправдано изображение весело бегущих детей. Композиционное построение и живописное решение картины — ритмическое чередование светлых бетонных опор и многоцветных групп шагающих людей в полный рост, преобладание ярких красок — придают полотну монументальность и торжественность.
Федотов Леонид Григорьевич. Род. 1931 г.
Живописец
Саратов
Весна — радостное время года. Радостное оно и для героев картины Л. Федотова «Новый дом»
(1979) . На сочной зеленой молодой траве сидит женщина, в коляске, согретой весенними лучами солнца, спит ее первенец. Размеренными ударами топоров мужчины тешут бревна — строят новый дом.
Традиционную тему строительства новой жизни художник решает выразительно и оригинально, сливая в единое два жанра — тематическую картину и пейзаж. В «Новом доме» трудно определить главное. Здесь важны и мажорный весенний пейзаж, как бы воплощающий своей солнечностью рождение нового дня, и фигуры «действующих лиц» — мужчин, строящих дом, и матери, олицетворяющей рождение новой жизни. Велики живописные достоинства этой картины. Сила эмоционального воздействия пейзажа, гуманистический пафос самого сюжета позволяют отнести произведение к числу удач художника. При всей своей простоте оно проникнуто большим человеческим чувством.
Холмогоров Алексей Павлович. Род. 1925 г. Живописец, народный художник РСФСР, народный художник Удмуртской АССР, лауреат Государственной премии РСФСР им. И. Репина и Государственной премии Удмуртской АССР Ижевск
Написанные А. Холмогоровым многочисленные портреты тружеников Удмуртии свидетельствуют о его хорошем знании колхозной жизни, о его стремлении не только выявить индивидуальные черты портретируемых им людей и их национальный характер, но и создать типические образы своих современников. Неброские по цвету, традиционные по композиции его портреты удивительно скромны и гармоничны, в них много человеческой теплоты и обаяния.
Картина «Консилиум» (1979) стоит несколько особняком в творчестве художника. Она представляет собой групповой портрет конкретных людей — врачей, занятых обсуждением заболевания одного из пациентов. Произведение отличается не только сходством портретов с оригиналами, но и тем, что в нем автор сумел убедительно передать чувство огромной ответственности, которое испытывают врачи во время своей работы.
Холуев Михаил Федорович. Род. 1923 г. Живописец, заслуженный художник РСФСР Горький
На фоне фотографий друзей и однополчан изображен погруженный в думы пожилой мужчина. О чем он думает? Быть может, о тех, кто не вернулся с полей войны? Быть может, о нашем долге, долге живых перед погибшими?
Суровая память о павших — вот духовная значимость «Портрета Героя Советского Союза, писателя Антона Бринского» (1979) работы М. Холуева. Она во всем — в лаконизме, немногословности картины и в мощной лепке лица, крепких рук героя. Художник сопричастен жизни своего героя, его мыслям. Происходит как бы слияние духовного мира позирующего и изображающего.
Такой подход к работе над портретом и определил эту творческую удачу художника.
Юшин Виктор Николаевич. Род. 1952 г.
Живописец
Астрахань
Юшин живет и работает в городе волжских и каспийских рыбаков. Молодой художник и посвятил свое произведение людям трудной и романтической профессии — рыбакам. На его картине «Ночная бригада» (1979) — ночное небо, освещенный пятачок на пристани, где собралась бригада перед уходом в море. Небо тревожное, в сполохах. Мерцают в темноте одинокие огни на мачтах траулеров. Береговой фонарь, осветивший группу рыбаков, воспринимается как маяк, звезда, которая будет напоминать родной берег уже ушедшим в море судам.
Общение молодого художника с людьми суровой профессии, знакомство с самим процессом работы, с техникой, помогли ему создать это вдохновенное произведение. Прием сопоставления огромного, беспредельного ночного неба и небольшой группы рыбаков автор использует как средство выражения силы и мужества этого маленького коллектива советских людей.
Якупов Фарид Харисович. Род. 1951 г.
Живописец
Казань
Название картины Ф. Якупова «Кызыл-туй (Встреча)» (1979), что в переводе на русский язык означает «Красная свадьба». Какую же встречу изобразил молодой художник? Встречу молодых с родителями? Встречу молодых с новой жизнью? Встречу невесты с новым селом, новым домом? Или встречу старого с новым, с будущим? Прелесть этой картины в том и состоит, что она заставляет зрителя «домыслить», задуматься над жизнью, над вечной сменой поколений. Более того, художнику удалось построить композицию этого произведения так, что зритель, рассматривая ее, невольно становится участником встречи молодых. Горячая гамма живописных переходов цвета, золото подсолнухов, убранных раздольных полей, белоснежные крылья гусей — все подчинил художник выразительному решению показа «Кызыл-туя» как праздника не только молодых, семей молодоженов, но и праздника всей деревни.
Автор картины — молодой художник, недавний выпускник Художественного института. Тема вступления в жизнь, радость этого вступления, так празднично решенная им в золоте осеннего дня близка художнику и как молодому человеку, и как молодому живописцу.
Якупов Харис Абдрахманович. Род. 1919 г. Живописец,
народный художник СССР,
член-корреспондент Академии художеств СССР, лауреат Государственных премий СССР,
РСФСР и ТАССР Казань «Челнинские красавицы (КамАЗ)» (1975) — картина, раскрывающая красоту женщин КамАЗа. Почему именно женщин? Думается, что художник не случайно остановился на женских образах строителей Камского автозавода. Это поймет сразу только тот, кто сам побывал на этой гигантской строительной площадке нашей страны. Ночью здесь было светло от электросварочных работ, а днем поражали колоссальные стволы «бетонного леса». Здесь казались несовместимыми женственность работниц и строительная мощь индустриального XX века. Но именно здесь сочетание металлических конструкций, тяжелых машин и девичей юности работниц послужило живописцу отправной точкой в создании этой картины.
Автор решает произведение не только и не столько как живописное сопоставление женственности и жестких линий гигантского строительства, но как торжество труда и красоты, всепокоряющей молодости.