
П. А. Федотов Свежий кавалер (утро чиновника, получившего накануне первый крестик) 1846
«Гоголь русской живописи» — говорят иногда о Павле Андреевиче Федотове (1815—1852), и это сравнение правомерно. Родоначальник критического реализма в русском изобразительном искусстве, крупнейший художник 1840-х годов, П. А. Федотов на «сцене» своих живописных и графических произведений ставил комедии, близкие гоголевским. Едко высмеять «пошлость пошлого человека», воспрепятствовать падению нравов в николаевской России — царстве лжи, лицемерия и расчета — такова была цель П. А. Федотова, когда он писал свои небольшие жанровые картины.
Исправить людей, заставить их смеяться сквозь слезы над собственными пороками, показать им красоту мира, в котором они живут и не ведают, что творят. Ради этого влюбленный в жизнь во всех ее проявлениях, 29-летний офицер, художник-самоучка, П. А. Федотов отказался от блестящей карьеры и, уйдя в отставку, жадно отдался впечатлениям бытия, вступил на трудный путь служения искусству.
«Свежий кавалер» — одна из первых картин художника. Как и все, созданное Федотовым, она предельно доходчива. Каждая из множества деталей картины усиливает сатирическое звучание образа ничтожного и жалкого героя произведения, подчинившего все свои интересы личной выгоде, карьере. Смешна и нелепа фигура чиновника с папильотками в волосах, задрапировавшегося в рваный халат, как античный герой в тогу. Прикрепив к халату награду, надменно выпятив грудь, он куражится перед молодой разбитной кухаркой, которая насмешливо напоминает своему хозяину о его бедности. Беспорядок в комнате, жалкие остатки еды, пустые бутылки, гитара с порванными струнами, пьяный полицейский под столом— все свидетельствует о вчерашней попойке, о бессмысленном времяпрепровождении чиновника. Под стулом, на котором кот рвет когтями ветхую обивку,— сочинения продажного, бездарного Фаддея Булгарина, любимое чтиво чиновника.