Фрегат и крейсер
Герой Советского Союза, вице-адмирал в отставке
Дврора (у греков Эос) — богиня утренней зари из красивого древнеримского мифа. Каждые сутки всплывает она из глубины моря, вызывая рассвет, а поднявшись над горизонтом, озаряет вселенную пурпурным светом. Художники изображают ее на колеснице, запряженной крылатыми конями Лампосом и Фаэтоном. Над головой Авроры солнечный диск, венец лучей вокруг чела, в руках факел или сосуд с росой. Несколько городов и поселков носят ее имя. Астрономы назвали так астероид. А моряки многих стран мира охотно называли свои корабли в честь красавицы богини. Самые знаменитые из них плавали под русским и советским военно-морскими флагами и стали героями полотен многих художников.
В 1835 году Охтинская верфь Петербурга спустила на воду новый 44-пушечный фрегат. Постройкой и оснащением его руководил замечательный русский кораблестроитель — инженер И. А. Амосов. Деревянный корпус корабля получился удивительно соразмерным, с плавными обводами, тремя стройными высокими мачтами, великолепными рангоутом, такелажем и парусностью. Белокрылый красавец и имя получил красивое — «Аврора».
Красоту, воздушную легкость и динамичность корабля запечатлел на полотне художник П. Борис -полец (1805—1880), написавший фрегат в 1844 году идущим левым галсом под всеми парусами на Балтийском море. Картина хранится в Центральном военно-морском музее в Ленинграде.
Несколько раньше, в 1837 году, рисунок «Авроры» тушью сделан всемирно известным маринистом — живописцем главного ‘морского штаба И. Айвазовским (1817—1901) примерно в том же ракурсе, что и на картине П. Бориспольца. Фрегат также идет под всеми парусами левым галсом при свежем ветре. Правда, нет высокой волны и тяжелой облачности, которые видны на полотне. Он четко выделяется стройными формами на фоне ясного неба. Сравнивая картину и рисунок двух художников, поражаешься схожести изображенного ими корабля даже в деталях. Это создает уверенность, что «Аврора» была именно такой, какой мы видим ее на этих работах.
Рисунок Айвазовского, очевидно, сделанный им во время учебного плавания кораблей Балтийского флота, в котором он принимал участие в качестве художника, был обнаружен только в 1952 году. Теперь он хранится в картинной галерее художника в Феодосии.
История фрегата была героической и полна морской романтики. На нем служили люди, оставившие по себе добрую память на флоте.
Адмиралы находившихся там же английской и французской эскадр знали, что война против России предрешена, их корабли окружили фрегат, намереваясь пленить его при первом известии об ее объявлении. Но Изыльметьев разгадал коварный замысел и темной ночью сумел увести «Аврору» из приготовленной ловушки. Союзникам осталось обвинять друг друга в плохой организации наблюдения за русским кораблем.
На 198-е сутки по выходе из Кронштадта «Аврора» прибыла в Петропавловск-Камчатский, где со дня на день ожидали нападения на город объединенной англо-французской эскадры адмиралов Лрай- за и Феврие де Пуанта. Петропавловцы с большим энтузиазмом встретили фрегат. Его экипаж и 44 пушки намного увеличили силы гарнизона города, который насчитывал вместе с авроровцами 920 человек и 67 пушек. Им же противостояли пять боевых парусных кораблей и один пароходо-фрегат с 218 крупнокалиберными морскими орудиями, 2600 человек экипажа и десантных войск. У противника превосходство было не только в количестве, но и в качестве вооружения. Боезапас практически не ограниченный, тогда как у защитников города были лишь старые кремневые ружья и менее 40 зарядов на орудийный ствол.
Героическая петропавловская оборона длилась с 30 августа по 5 сентября 1854 года. Она закончилась полной победой русских и позорным бегством противника на изрешеченных ядрами кораблях, после потери 450 человек убитыми и ранеными.
Авроровцы отличились во всех сражениях на береговых батареях, у корабельных пушек и в штыковых схватках с десантниками врага, а командир фрегата по праву назван «душой камчатской обороны». На борту «Авроры» находились такие моряки, как гардемарин К. Ф. Литке, за отличие в боях произведенный в мичманы, ставший впоследствии выдающимся географом и путешественником; мичман Н. А. Фесун, получивший звание лейтенанта и совершивший затем кругосветное плавание на винтовой канонерской лодке «Морж». Героями Петропавловской обороны стали лейтенанты Максутов, Пилкин, прапорщик Можайский, многие другие авроровцы.
Участие «Авроры» в обороне города запечатлено на картине С. Завойко «Петропавловский бой», выполненной в 1912 году. Фрегат вместе с военным транспортом «Двина» защищает вход в гавань, а на противоположной стороне полуострова неприятельская эскадра атакует береговые батареи, на которых стоят пушки, снятые с подбойного борта фрегата. Их обслуживают комендоры-авроровцы.
В 1861 году фрегат списали из состава Балтийского флота, куда он возвратился после дальневосточной эпопеи. Его имя передали бронепалубному крейсеру, заложенному в 1897 году на Новоадмиралтейской верфи Петербурга. Этот корабль ждала завидная судьба — стать символом пролетарской революции и возвестить о заре нового социалистического общества. Роль крейсера в событиях 1917 года общеизвестна, но его героическая история началась гораздо раньше. Четыре океана и множество морей избороздил этот ивестный всему миру корабль. Ветрами всех румбов обдувался он в далеких плаваниях, пока не встретился на берегах Невы с двенадцатибалльным шквалом революции, который смел власть помещиков и капиталистов в России.
В русско-японскую войну «Аврора» входила в состав Второй Тихоокеанской эскадры и совершила невиданный по трудности и протяженности переход через Атлантику, Индийский и Тихий океаны к Цусиме, где русские моряки показали беспримерное мужество, а самодержавие.
Прикрывая русский транспорт, «Аврора» вместе с крейсером «Олег» отражала беспрерывные атаки девяти японских крейсеров в течение всего дня. Экипаж самоотверженно выполнял долг, нанося врагу урон, ликвидировал пожары и тяжелые повреждения на борту. Девяносто моряков корабля были убиты и ранены. Погиб отважный командир крейсера капитан Грана Е. Р. Егорьев. Люди держались стойко. Истекая кровью и потом на раскаленной пожаром и осыпаемой осколками палубе и в наглухо’ задраенном машинном отделении, моряки не дрогнули и не помышляли о сдаче. И крейсер не сдался. Выполнив боевую задачу, он ушел в Манилу.
Этот эпизод его истории запечатлела картина художника А. Давыдова «Крейсер «Аврора» в Цусимском морском сражении». Сохранился фотоснимок крейсера после боя. Его левый борт и дымовые трубы во многих местах пробиты японскими снарядами.
Возвратившись на родину и залечив раны, крейсер вошел в отряд учебных кораблей. Будущие офицеры флота ходили на нем в плавание сквозь штормы Атлантики от фьордов Скандинавии до берегов знойной Африки и индонезийских островов Суматра и Ява.
В 1911 году «Аврора» посетила порт Мессину. Благодарная общественность и правительство Италии передали золотую медаль для русского флота, золотые и серебряные медали, благодарственные дипломы и сувениры для экипажей линейных кораблей «Цесаревич», «Слава» и крейсера «Адмирал Макаров». Русские моряки самоотверженно спасали жителей города, пострадавших от сильного землетрясения 15 декабря 1908 года. В те трудные для страны дни они совершили гражданский подвиг, сохранившийся в памяти итальянского народа до наших дней. В 70-ю годовщину этого события среди гостей Советского Союза у мессинцев был и теперешний командир «Авроры» — капитан ранга Ю. И. Федоров.
Широкую известность приобрела фотография «Аврора» в Индийском океане» (1916 год). Хотя это и не картина, но по эмоциональному воздействию она воспринимается как настоящее произведение искусства. Особенно если знаешь, что именно в этот период авроровцы держали связь с русскими социал-демократами за рубежом, получали от них нелегальную литературу и создали на корабле революционный кружок. С тех пор, несмотря на обыски, списания и аресты «неблагонадежных», революционная большевистская работа на крейсере не прекращалась, и ленинские идеи доходили до матросских сердец.
Общение с передовыми рабочими усилило революционное настроение в рядах экипажа. Среди моряков стали популярными большевистские лозунги: «Долой войну!», «Долой самодержавие!» Офицеры пытались изолировать команду от революционных рабочих, не допускали агитаторов на борт. И тогда во время всеобщей петроградской стачки, 28 февраля 1917 года, экипаж восстал, присоединился к выступлению пролетариата и поднял на корабле красный флаг. Офицеры открыли стрельбу по восставшим, в перестрелке были убиты командир и несколько офицеров. Крейсер перешел на сторону революции.
Картина художника П. Бучкина имеет два названия: «Восстание на крейсере «Аврора» 28 февраля 1917 года» и «Присоединение матросов крейсера «Аврора» к восставшему пролетариату 28 февраля 1917 года». Она посвящена этой незабываемой странице истории крейсера.
Вместе с рабочими авроровцы освобождали из тюрем политических заключенных, создали судовой комитет. В марте организовали ячейку РСДРП (б), которая оказывала большое влияние на экипаж, который отказался выполнять приказы Временного правительства и признавал только власть Советов.
В. И. Ленин, Центральный Комитет партии в плане
Октябрьского вооруженного восстания отводили «Авроре» немаловажную роль. На картине художника О. Бетехтина «Прием Я. М. Свердловым представителей команды крейсера «Аврора» 24 октября 1917 года» изображен момент, когда в штабе революции — Смольном Я. М.
Несколько других картин посвящено многогранной деятельности большевистского крейсера. Одна из них — «Промер фарватера» художника В. Звонцева. В шлюпке авроровцы, в руках старшины рулевых Сергея Захарова ручной лот для измерения глубины. Нужно было подвести крейсер к Николаевскому (ныне лейтенанта Шмидта) мосту, захватить его и взять на прицел резиденцию Временного правительства — Зимний дворец. Командир и офицеры отказались вести корабль: мол, неизвестна глубина фарватера. Вот ее и измерили. Крейсер прошел к назначенному месту якорной стоянки, авроровцы под руководством комиссара А. В. Белышева захватили и свели мост, обеспечив этим свободный маневр отрядов Красной гвардии, и приготовились к атаке, назначенной на ночь…
В первые дни нового мира члены экипажа участвовали во многих славных операциях. Картины
С. Спицына «Матросы «Авроры» штурмуют Михайловский замок, октябрь 1917 года» или И. Владимирова «Высадка десанта матросов с крейсера «Аврора» красноречиво это подтверждают. Авроровцы были среди штурмовавших Зимний дворец и бравших Центральную телефонную станцию, они охраняли Смольный.
Все было исполнено по-флотски точно. В 21 час 40 минут 25 октября прогремел выстрел из носовой шестидюймовки. И прогремел так, что его услышал весь мир,— начался великий штурм.
Этому событию посвящены многие картины, гравюры, офорты. «Крейсер «Аврора» — гравюра на дереве Н. Купреянова 1922 года, «Залп «Авроры» Кукрыниксов. Так же названа композиция С. Дудника. Написанную в 1938 году картину Г. Горшков назвал «Исторический выстрел «Авррры» 25 октября 1917 года». Он служил на Черноморском флоте, а с 1934 года работал совместно с художником-маринистом Н. Бубликовым и создал целую серию картин, посвященных участию флота в революционных событиях и гражданской войне.
Разные по манере исполнения и мастерству произведения посвящены подвигу «Авроры». Выстрел из пушки — символ, ведь стреляли холостым. Но он был как бы детонатором революции, а в истории корабля стал ее апогеем. Позднее экипаж подавлял юнкерское восстание в Петрограде, входил в состав первых революционных отрядов, отправленных в Москву и на фронты гражданской войны, предотвратил взрыв крейсера контрреволюционерами в 1918 году. Крейсер верой и правдой продолжал служить революции. Он первым вместе с учебным кораблем «Океан» открыл зафаничные походы народившегося Военно-Морского Флота республики.
Он и по сей день продолжает служить Революции, Родине.