Что такое модернизм
Известно, что научное познание построено на абстрагировании, отвлечении от конкретного облика предметов. В этом отвлечении преимущество науки перед искусством, но в нем же и ее слабость. Вступая в мир науки, мы вступаем в мир абстракций. Отвлечение от конкретного, живого явления может привести художника к заблуждению. В эксплуататорском обществе такие заблуждения усиливаются классовым интересом.
«Революция», представителями которой себя считают модернисты, действительно совершенно отлична от изменений художественных методов изображения, известных раньше. И те действительно дурачили публику. Надо сказать, что стремление к «издевательству» было в какой-то мере оправдано. Мир становился все более бездушным, холодным. Общество, где царствовал капитал, превращало людей в безликих потребителей, пассивных обывателей. Жажда наживы породила безумие, которое принесло первую мировую войну. Исчезали естественные человеческие чувства, подлинная красота, кризис капитализма повлек за собой кризис в духовной жизни человека. В таких условиях приверженцы зарождавшегося «нового искусства» вполне искренне хотели бросить вызов буржуазному обществу и его массовой культуре. Модернисты противопоставили уродливости обывателя уродливость своих «шедевров». Эта концепция, которая казалась «революционерам от искусства» венцом человеческой мудрости, в действительности полностью соответствовала обывательскому взгляду: мол, никогда не было правды на земле и никогда не будет. Художественный образ, включавший в себя представление о разумности бытия, мешал им. Прав ли в своей оценке такой зритель? Не вполне. Уже потому, что данное изображение было представлено в качестве художественного, оно должно расцениваться как факт художественной жизни.
Модернизм паразитирует на подлинном творчестве: без Рафаэля и Репина «Черный квадрат» не сказал бы нам ровно ничего, он был бы попросту невозможен. Только перечеркивая тот смысл, который мы находим у великих художников, он приобретает свое «содержание». Для модерниста художественными становятся те произведения, которые уничтожают тысячелетние понятия об искусстве.
Модернизм — ложный протест. Именно поэтому он был признан буржуазией. Сегодня модернистское искусство на Западе стало доходным делом, вокруг которого концентрируются крупные капиталы. Создаются «имена», произведения модернистов, вплоть до самых нелепых, широко пропагандируются, а избранные художники этого направления ставятся западной критикой чуть ли не наравне с Леонардо и Микеланджело. Буржуазные идеологи, обрабатывающие сознание простых людей, хорошо поняли, что бунт против общества, который проповедуют модернисты, совсем не опасен. Напротив, такой ложный протест удобен для поддержания существующего порядка вещей. Произведения современных модернистов как бы говорят: мир уродлив, и бессмысленно что-либо менять в нем.
Сегодня ведущие представители модернистских направлений стали владельцами крупных капиталов и вполне добропорядочными, довольными своим существованием буржуа, мало похожими на бунтовщиков. Но свой «бунт» против подлинного искусства они продолжают. К сожалению, некоторые искренние поклонники искусства на Западе еще видят в модернизме новую ступень развития творческого мышления, «революцию» в духовной жизни. Марксистская критика с первых же шагов этого «нового искусства» верно разгадала его основное содержание. «Кризис безобразия» — вот как охарактеризовал его Г. В. Плеханов.
Действительный протест против обывательского, буржуазного мира — это не анархистский бунт, а пролетарская революция, не отрицающая, а развивающая достижения мировой культуры.
Именно поэтому В. И. Ленин рабовал за реалистическое искусство, а в псевдореволюционном «новаторстве» модернистов видел опасность для социалистической культуры. Подлинным творческим методом пролетарского революционного искусства явился социалистический реализм.
Разумеется, реализм — это не механическое копирование предметов. Сегодня последним словом модернизма, вернее «неомодернизма», явились изображения, скульптуры, которые полностью повторяют объект. Такие вещи производят отталкивающее впечатление.
Правда в искусстве совсем иная, и найти ее не очень легко. Когда художник не может создавать произведения без любви к жизни, природе, человеку, когда истина и красота — это не пустые слова, а реальный общественный идеал для него, воплощенный в художественном произведении, только тогда его искусство становится знаменем борьбы против буржуазной пошлости, только тогда оно будет приносить непреходящую радость многим поколениям.