Шамбор

Замок Шамбор, Франция
Замок Шамбор, Франция

Замок Шамбор, расположенный в долине Луары в Луар-э-Шер, Франция, был построен между 1519 и 1547 годами нашей эры. Это прекрасное здание французского Ренессанса, хотя и впечатляющее как размерами, так и архитектурными деталями, было заказано Франциском I Французским (1515-1547 гг. н. э.) для использования в качестве охотничьего домика, где король и его свита могли преследовать обильную дичь в окружающем лесу. Замок имеет несколько новаторских конструктивных особенностей, которые оказали влияние на другие французские монументальные здания в 16 веке нашей эры, и он остается одним из самых известных и посещаемых зданий во Франции. Замок Шамбор был внесен ЮНЕСКО в список Всемирного наследия в 1981 году.

Шамбор построен по приказу Франциска I

Франциск I сменил своего двоюродного брата, Людовика XII Французского (1498-1515 гг. н. э.), когда король умер без детей в 1515 г. Хотя Франциск, как и Людовик, был занят продолжающейся войной с Италией, французский король по-прежнему был полон решимости оставить прочное наследие своего правления. Здания были его главным фокусом. Одной из жемчужин грандиозного архитектурного проекта Франциска был Замок Шамбор. Расположенный в густо заросшем лесом районе Солонь в долине Луары, замок был задуман как убежище. Где король мог укрыться от интриг двора и насладиться местом охоты, особенно на оленей.

Фрэнсис постоянно расширял поместье за счет покупок, так что оно занимало более 2500 гектаров. Замок был построен на месте средневекового охотничьего домика или замка, использовавшегося графами Блуа и расположенного на притоке Луары, Коссоне. Это сооружение, свидетельства которого были раскопаны под одной из башен Шамбора, имело военную функцию. Об этом свидетельствуют документальные свидетельства гарнизона, размещенного там с 1356 года н. э. В долгой истории этого места есть ключ к названию «Шамбор». Как кельты называли местность cambo ritos, что означает «брод в излучине» и отсылает к повороту реки Коссон.

ШАМБОРУ БЫЛ ПРИДАН ВНУШИТЕЛЬНЫЙ ВИД СРЕДНЕВЕКОВОГО ЗАМКА, ДАЖЕ ЕСЛИ НЕ БЫЛО НЕОБХОДИМОСТИ В КАКОЙ-ЛИБО ВОЕННОЙ ОБОРОНЕ.

Как этот огромный лес теперь принадлежал короне, так и Франциск был совершенно свободен следовать своей королевской архитектурной прихоти и строить экстравагантность с нуля. Один из великих меценатов эпохи Возрождения, Франциск заказывал услуги многим знаменитым французским и иностранным художникам. Одной из таких фигур был итальянский инженер и архитектор Леонардо да Винчи (1452-1519 гг. н. э.). Возможно, он участвовал в стадии предварительного проектирования замка Шамбор — особенно лестницы, которую мастер сделал несколько эскизов. Однако, поскольку Леонардо умер еще до начала строительства, о его причастности можно только догадываться. Архитектору, которому чаще всего приписывают триумф Шамбора, принадлежит Доменико да Кортона (1470-1549 гг.

Доменико был итальянцем, но уже сделал себе имя, работая на короля Франции Карла VIII (1483-1498 гг. Доменико, вероятно, создал детальную деревянную модель, которую строители полноразмерного замка пытались воспроизвести в камне. Другие имена, связанные с длительным строительным процессом, включают французских архитекторов Жака Сурдо, Пьера Неве и Дени Сурдо. А также назначенного Франциском I управляющим фактическим строительством Франсуа де Понтбриана. Строительство началось в 1519 году и продолжалось с некоторыми перерывами до тех пор, пока работы не были в основном завершены в 1540 году. Дальнейшие дополнения, такие как Королевское или Восточное крыло, были добавлены в 1544-5 годах нашей эры. И закончены только после смерти Франциска в 1547 году нашей эры.

Конструктивные особенности

Несмотря на то, что Шамбор был охотничьим убежищем, он имел впечатляющий вид средневекового замка, даже если не было необходимости в какой-либо военной обороне. Сам масштаб здания был разработан, чтобы произвести впечатление как одна из многих королевских резиденций, которые король использовал в течение многих лет своего правления. Кроме того, существовала также практическая необходимость обеспечить достаточное количество жилья для обширной свиты короля, которая могла насчитывать более 600 придворных и слуг.

Центральный квадратный замок или донжон имеет круглые угловые башни, каждая из которых увенчана конической крышей и фонарем. Еще одна центральная башня с летающими контрфорсами, винтовой лестницей и собственным фонарем, на этот раз увенчанным флер-де-лис. Самое высокое сооружение в замке, центральная башня, имеет высоту 56 метров (183 фута). Замок окружен кольцевой стеной (enceinte basse), которая сама имеет одноэтажные круглые башни по углам. С южной стороны находится главный вход, Царские ворота. Во внутреннем дворе двойная дверь ведет в замок, а внешняя винтовая лестница в северной и западной кольцевых башнях ведет на верхние этажи крыльев замка.

Построенный в период, когда итальянские архитекторы эпохи Возрождения внедряли новые идеи во французские здания, Шамбор демонстрирует несколько новшеств. Вся планировка центрального здания цитадели, лучше всего видимая сверху, повторяет греческий крест — каждая рука точно в два раза шире — особенность дизайна виллы Медичи в Поджо-а-Кайано.

Второе поразительное новшество — монументальная двойная винтовая лестница, которая поднимается через центр замка к стеклянному потолку и обеспечивает вход в павильон на крыше. Каждая лестница описывает поворот на 360 градусов между уровнями каждого этажа. Что позволяет двум людям, по одному поднимающимся по каждой лестнице, держать друг друга в поле зрения, но никогда не встречаться. Лестница, если не оригинальная идея Леонардо, скорее всего, была особенностью оригинальной модели, созданной Доменико да Кортоной. С другой стороны, он, возможно, был вдохновлен работой итальянского архитектора Джулиано да Сангалло. Другие итальянские особенности замка включают классические декоративные оконные рамы, пилястры и лепнину. Что придает экстерьеру очень контурный фасад со всех четырех сторон.

Помимо итальянских идей, Шамбор также демонстрирует многие черты французской архитектуры того периода, особенно из Бургундии. Пример этой традиции можно увидеть в колючем горизонте замка, созданном мириадами башен, башенок, труб и башенок. Говорят, что в Шамборе есть камин на каждый день года, и они обслуживаются примерно 200 богато украшенными каминами. Крыша еще больше укреплена дорожками и террасами. Оттуда открывается великолепный вид на окружающий парк и лес. Лес оставался хорошо укомплектованным (и хорошо охраняемым) королевским охотничьим парком с 1547 по 1777 год нашей эры.

Интерьер

Замок симметрично разделен на четыре части, каждая из которых содержит свою собственную группу квартир на трех этажах. Внешнее кольцо комнат в наружной стене разделено на три крыла на первом этаже с частичными верхними этажами на западном и восточном крыльях. Покои Франциска I расположены на втором этаже внешней башни Робера де Парма в северном углу замка. Часовня с ее впечатляющим сводчатым потолком находится на первом этаже западной внешней башни, башни Часовни.

Интерьер замка был первоначально оформлен в итальянском классицистическом стиле. В отеле 440 номеров, и хотя они в основном оставались пустыми в течение многих лет, королевские люксы и гостевые апартаменты недавно были обставлены предметами, современными расцвету замка, основанными на инвентаре, доступном с середины 18 века нашей эры. С 2014 года в замке было установлено более 40 уникальных экспонатов, которые дают посетителям подлинное представление о его богатой истории. Эти предметы включают старинные кровати с балдахином, диваны, столы, стулья, часы, картины и вазы. Особого внимания заслуживают Покои королевы на втором этаже Северной башни замка. Отреставрированный в 17 веке, он может похвастаться пышной голубой кроватью с балдахином, драпировкой, такими же обоями и табуретками. В этой комнате жила, среди прочих, королева Австрии Мария-Тереза, супруга Людовика XIV.

Во время Французской революции (1789-1799 гг. н. э.) замок был разграблен, мебель распродана, а дичь в парке почти полностью выслежена. После краткого перехода в руки наполеоновского генерала Бертье он был выставлен на продажу на открытом рынке в 1819 г. С 1821 г. Шамбор принадлежал герцогу Бордоскому (1820-1883 гг.). Несмотря на то, что находился в изгнании и никогда не видел своей красивой собственности до 1871 г., называл себя графом де Шамбором. С 1827 года замок был открыт для публики, но находился в запущенном состоянии.

Французский романист Гюстав Флобер (1821-1880 гг. н. э.) посетил замок и отметил: «паук ткет свою паутину на саламандре Франциска I» (D’Huart, 33). Он имел в виду паутину на многих резных экземплярах этого животного, символа Франциска I, по всему замку. К счастью, во второй половине 19-го века нашей эры были проведены обширные ремонтные работы. Шато де Шамбор было приобретено французским государством в 1930 году. С тех пор более или менее продолжаются ремонтные и реставрационные работы.

Замок Сегодня

Поражая посетителей на протяжении пяти столетий, Шато де Шамбор и сегодня остается культовым зданием. Главным замком в стране, по праву известной своими экстравагантными дворцами. Замок открыт для посетителей и включает в себя конюшни, английские сады, музей, посвященный графу де Шамбору. Так же есть галереи для временных выставок. Шамбор также является домом для одной из самых важных французских коллекций гобеленов. Эти текстильные шедевры охватывают такие темы, как библейские истории, греческая мифология и знаменитые фигуры античности. Они были тщательно отобраны для включения в коллекцию либо потому, что когда-то висели в Шамборе. Либо потому, что их предметом был замок или охота.

Сегодня все поместье Шамбор занимает площадь более 5400 гектаров и с его 32-километровой (20-мильной) стеной по периметру. И, к удивлению, является самым большим лесным массивом в Европе. Шамбор один из самых посещаемых туристических достопримечательностей Франции, самой яркой жемчужиной в сказочной цепи дворцов, раскинувшихся по всей длине долины Луары.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art