Эммануэль де Витте Вид церкви. Фрагмент
Творчество выдающегося голландского живописца XVII века Эммануеля де Витте представлено в картинной галерее музея двумя работами зрелого периода — «Внутренний вид церкви» и «Рынок в порту».
Витте родился в семье школьного учителя в Алькмаре, провел там свою юность и учился, возможно, у Цезаря ван Эвердингена, представителя классицизирующего направления в голландской живописи, затем провел два года в Роттердаме (1639—1640) и переехал в Дельфт, откуда переселился в Амстердам около 1654 года. Жизнь художника была полна невзгод и лишений, которые на склоне лет привели его к самоубийству. Он пробовал свои силы в разных жанрах: мифологическом и бытовом, пейзаже и портрете. Период пребывания в Дельфте в 40-х — начале 50-х годов оказался решающим для творческого развития художника. Здесь он познакомился с Карелом Фабрициусом, учеником Рембрандта, и воспринял от него тенденцию к обобщенному показу жизненных явлений и более углублённому сложному соединению элементов разных жанров в пределах одной картины. Дельфтская школа привила Витте любовь к изображению воздушной пространственной среды, благодаря дельфтским живописцам ван Влиту и Хоугесту он обратился к архитектурному жанру. В отличие от них, ставивших себе целью дать как бы портрет определенного сооружения, Витте пользуется архитектурным мотивом лишь как одним из компонентов в создании сложного поэтического художественного образа: его привлекает не столько красота архитектурного ансамбля сама по себе, сколько особая атмосфера одухотворенности, воздействие ее на человека. Персонажи картины Витте воспринимаются не как стаффаж, а как участники действия.
Художник отождествляет зрителя со своими героями, подключая его к их состоянию и настроению. Так, вместе с кавалером и его спутницей мы как бы входим в готический собор. Выбор точки зрения на архитектурный интерьер для художника — значит уже решение образа в целом. Пространство храма то расширяется, чтобы вместить толпу, то сужается, чтобы дать путь немногим посетителям, и то звучит торжественным хоралом, то наполняется тишиной, нарушаемой шумом отдельных шагов. Художник ставит перед собой также задачу проследить взаимодействие динамики пространственных зон и статичности архитектурных форм. Световоздушная среда храма воспринимается им как нечто подвижное, проникающее извне, недаром в окна всегда виден городской пейзаж, а потоки солнечного света словно проливаются через них на плиты пола. Контуры предметов и объемов всегда смягчены, благодаря чему возникает острое ощущение световоздушной среды, создаваемой тонкой градацией топов, контрастами полумрака и ярких солнечных бликов. В своей живописной манере Эммануэль де Витте приемом обобщенного цветового пятна передает точную характеристику поверхности, выявляет ее фактуру. Картина поступила в ГМИИ имени А. С. Пушкина в 1933 году из Курского художественного музея.