Абрахам ван Бейрен Завтрак 1620
В голландском натюрморте предметы объединены вокруг определенного человеческого действия, это всегда—след сюжетной ситуации, вынесенной за пределы картины, запись при помощи вещей только что совершившегося происшествия. Поэтому в их расположении, в их соотношении друг с другом заложен сюжетный драматизм. Предметы здесь утрачивают свое независимое статическое бытие, они воспринимаются как результаты определенных, произведенных над ними операций; перед зрителем не просто бокал с вином, а вино, налитое в бокал, поставленный рядом с кувшином, крышка которого закрыта.
Действие, как в новелле, завязано вокруг главного предмета — большого глиняного кувшина. Именно вокруг него расставлены и разбросаны все остальные предметы. Впрочем, кто знает, так ли просто и однозначно содержание этих голландских «завтраков», только ли это бытовая новелла или, может быть, их следует рассматривать к своеобразные живописные притчи, скрывавшие под видом обыденного второй, более глубокий, назидательный смысл?
Картина поступила в Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина из Румянцевского музея в 1924 году.