Вюрцбург

Вюрцбург 6

Вюрцбург — Дворец архиепископа в Вюрцбурге

Дворец архиепископа в Вюрцбурге — один из наиболее выдающихся дворцовопарковых ансамблей Германии начала XVIII в. Построенный в 1719—1744 гг., он стал первым крупным творением великого немецкого зодчего Иоганна Балтазара Неймана (1687—1753).
Начав свою карьеру как артиллерийский офицер и военный инженер, Нёйман стал самым выдающимся немецким архитектором 1-й пол. XVIII в. Он работал преимущественно по заказам семейства Шёнборн, представители которого занимали княжеские троны и епископские кафедры практически во всех крупных городах Южной Германии и Австрии. Строительство было их своеобразной семейной страстью. Не был исключением и вюрцбургский архиепископ Иоганн Филипп Франц фон Шёнборн, заказавший в 1719 г. проект своей новой резиденции малоизвестному тогда инженеру Балтазару Нёйману.

Созданный Нёйманом проект дворца отличался смелостью и оригинальностью замысла и сразу захватил архиепископа, зараженного, как он сам говорил, «червем строительства». Однако, не доверяя не слишком искушенному архитектору, в 1723 г. он отправил Нёймана в Париж, где его проект прошел апробацию у признанных мастеров Робера де Котта и Жермена Бофрана. Вероятно, Котт и Бофран что-то подсказали Нёйману, так как в облике и планировке дворца можно найти ряд характерных черт французской архитектуры той поры. Известно, что Бофран даже приезжал в Вюрцбург и наблюдал за ходом работ.

Вюрцбург 2

Вюрцбургский дворец построен из золотистого песчаника в стиле сдержанного немецкого барокко начала XVIII в. Архитектор постарался придать своему творению черты величественной сдержанности и благородной ясности. В плане дворец, имеющий размеры 167 x 92 м, представляет собой симметричный П-образный блок с обширными внутренними дворами и эренхофом — «почетным двором». Длинный парковый фасад дворца вытянут в одну линию.

Вюрцбург 9

Из просторного вестибюля на второй этаж дворца поднимается парадная лестница — самое прославленное произведение Нёймана. Величественная и легкая, она ведет на верхнюю галерею, которая скрывает от поднимающихся стены зала, несущие великолепно расписанный свод, и последний кажется свободно парящим в воздухе. Этот огромный 18-метровый пролет свода особенно поразил воображение современников смелостью конструктивного решения и вызвал сомнения специалистов в его надежности. Решающим аргументом стал смелый эксперимент Нёймана — выстрел из пушки, установленной под лестничным сводом. Свод не дрогнул. Он устоял также и при бомбежках во время Второй мировой войны, нанесших значительные разрушения этому замечательному архитектурному памятнику.

Вюрцбург 4

После смерти архиепископа Иоганна в 1724 г. работы во дворне были приостановлены на пять лет, пока в 1729 г. их не взял под свой контроль дядя покойного — австрийский вице-канцлер Карл Фридрих фон Шён- борн. Он привез в Вюрцбург живописцев и декораторов из Вены. Южного Тироля, Италии и Бельгии, оформивших залы дворца в стиле рококо. Часть интерьеров создана по проектам известного австрийского архитектора Лукаса фон Хильдебрандта. К лучшим образцам стиля рококо относится убранство Белого зала. Зеркального кабинета и дворцовой церкви, построенной в 1744 г. Но настоящим шедевром декоративного искусства рококо стал большой купольный Кайзерзал, отделанный искусственным мрамором и в 1750-х гг. украшенный фресками знаменитого итальянского живописца Джованни Баттиста Тьеполо. Основной сюжет росписи плафона — поездка за принцессой Беатрисой Бургундской и церемония ее бракосочетания с императором Фридрихом Барбароссой, состоявшаяся в Вюрцбурге в 1156 г. Это реальное историческое событие воспроизведено в традиционной для начала XVIII в. аллегорической форме: невесту везут на солнечной колеснице Аполлона, среди облаков парят олимпийские божества и мифологические персонажи.

Вюрцбург 7

Самая грандиозная фреска украшает свод лестничного зала. Ее площадь составляет 20×30 м. Расписная сфера купола как бы уходит в небо, открываясь в пространство целым миром событий и персонажей. В центре изображен бог солнца и искусств Аполлон, а по четырем углам плафона художник изобразил в персонифицированном виде четыре континента — Европу, Азию, Америку и Африку, причем в образе Европы Тьеполо увековечил архитектора Неймана и самого себя с сыном.

Вюрцбург 8

Дворцовый парк был заложен в 1732 г., а в XIX столетии был существенно реконструирован. Фонтан «Франкония», созданный в 1894 г. по распоряжению баварского принца- регента Леопольда, напоминает о том, что с 1803 г. Вюрцбургская резиденция являлась собственностью Баварского королевства.
Во время Второй мировой войны ансамбль в Вюрцбурге сильно пострадал от авианалетов. Полностью погибла большая часть его роскошных интерьеров, лишь чудом уцелели росписи Тьеполо над главной лестницей и в Кайзерзале. Долгие годы дворец находился на реставрации. Полностью восстановленная Вюрцбургская резиденция в 1981 г. вошла в число памятников Всемирного культурного наследия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art