Дата львовской картины Платеж

Дата львовской картины Платеж

Дата львовской картины Платеж и хронология творчества Жоржа де Ла Тура

В статьях, посвященных общим проблемам творческих связей Жоржа де Ла Тура автор этих строк лишь попутно, не давая развернутой аргументации, предложил свое прочтение даты на львовской картине «Платеж». Как известно, хронология творчества Ла Тура темна. До нас дошли только две датированные самим художником картины, и обе даты (1645 и 1650) относятся к последним годам его жизни. Невозможность на столь немногих опорах надежно построить творческую биографию выдающегося живописца XVII Века, естественно, обусловливает исключительную важность открытия и прочтения третьей даты.

Вот почему наши сообщения о дате львовской картины вызвали почти незамедлительный отклик и обстоятельное обсуждение на страницах журнала «Берлингтон мэгэзин» в статье Ф. Болонья, посвященной другому новооткрытому произведению Ла Тура. Но дело в том, что фотография самой даты львовской картины нами еще не публиковалась (речь шла только о подписи). Это делает трудным положение нашего оппонента, к тому же привыкшего к традиционной точке зрения на львовскую картину, как на самую раннюю (конец 1610-х или начало 1620-х годов).
На картине из Львовской государственной галерой под именем Ла Тура — горизонтальная черта, а еще ниже виднеются цифры (см. иллюстрацию). В двух упомянутых случаях Ла Тур поставил дату именно в этом месте, приблизительно под серединой подписи. Он имел обыкновение подчеркивать дату, здесь тоже есть горизонтальная линия Цифры различимы хуже, чем буквы имени. Тем не менее достаточно явственно вырисовываются стоящие рядом и связанные соединительной чертой цифры «6» и «4», а за узкой и стройной четверкой следует знак, по начертанию похожий на палочку с двумя хвостиками (верхний обращен влево, а нижний —вправо). Оговоримся: для дат на кар тинах XVII века соединительные черты между цифрами не очень характерны, но Ла Тур любил соединять буквы и да же частицы своего имени, так что это могло быть сделано и в дате. И еще одно: в четверке верхняя часть в написании XVII века чаще образовывала треугольник, но существовало написание и с параллельными чертами; к тому же четверка львовской картины с ее изогнутым вправо нижним концом очень похожа по общему рисунку на четверку в дате картины Ла Тура «Слезы св. Петра» (1645). Что же касается следующего знака, то он виден хуже, отчасти совпадает с дефектом красочного слоя и поэтому вызывает колебания между двумя цифрами. С одной стороны, в дате на картине «Слезы св. Петра» Ла Тур очень похоже писал единицу. С другой стороны, закругленность верхнего хвостика цифры приближает ее к беглому написанию двойки в XVII веке. Разумеется, дополнительные исследования бы ли бы очень полезны и могли бы дать новый материал для анализа. Но уже сейчас дату на львовской картине можно довольно уверенно читать как 1641 или 1642. Такое прочтение даты вполне согласуется с результатами анализа эволюции почерка художника.
Итак, к двум ранее известным датам прибавляется третья, и она тоже ведет к 1640-м годам. Случайно ли это совпадение? И случайна ли испытанная всеми исследователями трудность построения хронологии творчества Латура? В этой связи уместно напомнить гипотезу французского исследователя Жака Тюилье о «поздней хронологии» искусства люневильского мастера. Сошлемся лишь на некоторые доводы Тюилье, кажущиеся особенно убедительными. Было бы ошибкой, полагает он, равномерно распределять сохранившиеся произведения Ла Тура по этапам его творческой жизни. Разграбление Лотарингии во второй половине 1630-х годов, опустошительный пожар Люневнля в 1638 году — все это должно было уничтожить большую часть произведений живописца. Основное ядро наследия Ла Тура более или менее соответствует заказам французского наместника Ла Ферте, то есть заказам последнего десятилетия.
Сопоставляя концепцию «поздней хронологии» с иконографическими наблюдениями многих исследователей, можно сделать еще два важных вывода. Первый из них: поскольку большинство композиционных и сюжетных аналогий к произведениям Ла Тура относится к 1620-м годам, именно это десятилетие, по-видимому, было временем повышенной восприимчивости молодого художника, так что, почти не имея прямых сведений об этом десятилетии, мы можем реконструировать его основные тенденции. Но отсюда неизбежно следует второй вывод: в 1640-е годы Ла Тур повторял, как бы восстанавливал свои прежние композиции, которые погибли в огне войны; точнее говоря, он пользовался сюжетными типами, разработанными еще в 1620-е годы. Таким образом, в картинах последнего десятилетия совершенство зрелой живописной техники и образная глубина соединились с воспоминаниями об исканиях и находках молодой поры. Иными словами, сохранившиеся картины Ла Тура в большинстве относятся к 1640-м годам, но содержат «скрытую хронологию» его творчества.
И последнее: одна из целей настоящей заметки — привлечь всеобщее внимание к изучению даты львовской картины. Волею судьбы она оказалась ключом для понимания закономерностей творческого пути замечательного живописца, вклад которого мировую художественную культуру становится все очевидней и несомненный.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art