Дворец в Ораниенбауме

Дворец в Ораниенбауме

Дворец в Ораниенбауме (Ломоносове)

В 1710 г. в нескольких километрах к западу от Петергофа, на побережье Финского залива, начал сооружение своей загородной усадьбы ближайший сподвижник Петра I — губернатор Ингрии и Карелии, светлейший князь А.Д. Меншиков. Заложенный им дворцово-парковый ансамбль получил название Ораниенбаум (нем. «апельсиновое дерево»). Местные жители переделали это непривычное для русского уха название в Ранбов.

В 1710—1727 гг. по проекту Дж.-М. Фонтана и Г. Шеделя был построен Большой дворец, подобно Петергофскому, расположенный на гребне прибрежной гряды. Его характерной деталью стала башенка с короной — напоминание о княжеском достоинстве Меншикова, увенчавшая трехэтажную центральную часть дворца. Ее обрамляют одноэтажные полукруглые галереи, заканчивающиеся покрытыми куполом восьмигранными флигелями. Один из них предназначался для дворцовой церкви, во втором был устроен Японский павильон.
Как и в Петергофе, в Ораниенбауме были разбиты Нижний и Верхний парки. В сторону Верхнего парка обращен парадный двор, образованный зданием дворца и длинными служебными корпусами. Западный корпус был построен еще в 1720-е гг., но перестроен Ф.Б. Растрелли в 1750-е гг. по подобию сооруженного им тогда восточного корпуса.
Интерьеры Ораниенбаумского дворца практически не сохранились. В отличие от Петергофа, Царского Села и Павловска Ораниенбаум (с 1948 г. — Ломоносов) не был оккупирован во время Второй мировой войны нацистами, и разрушение, а точнее — расхищение его дворцов произошло по иным причинам.

Дворец в Ораниенбауме 2

От Большого дворца к регулярному Нижнему парку по скату холма спускаются террасы и лестницы, сооруженные еще при Меншикове и перестроенные в 1772—1775 гг. по проекту А. Ринальди. Главную аллею парка, ориентированную по центральной оси дворца. в петровское время продолжал морской канал с обширной гаванью.
После опалы Меншикова Ораниенбаумский дворец перешел в собственность царской фамилии. В 1750—1770-х гг. здесь по проектам А. Ринальди велось большое строительство для наследника престола великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра 111, и его супруги Екатерины Алексеевны, будущей Екатерины II. Резиденцией этого так называемого «малого двора» являлся Ораниенбаум.
Петр III, при всяком удобном случае старавшийся подчеркнуть, что он — внук Петра I (впрочем, по материнской линии), подобно своему деду завел «потешное войско». Для своих военных забав он приказал построить в Ораниенбауме потешную крепость, от которой до наших дней сохранились лишь въездные ворота, сооруженные в 1757 г. по проекту Антонио Ринальди. Арку ворот увенчивает восьмиугольная башенка со шпилем.

Дворец в Ораниенбауме 4

На территории крепости в 1758—1762 гг. А. Ринальди построил небольшой двухэтажный дворец Петра III, своим обликом неуловимо напоминающий Малый Трианон в Версале. Фасады этого изящного кубического, увенчанного балюстрадой здания довольно скромны, их украшают лишь ниши со скульптурой и кованая решетка балкона второго этажа, расположенного над входом. Массивный нижний этаж, который занимают хозяйственные помещения, выглядит опорой для более высокого и легкого второго этажа, где расположены парадные покои. Камерные интерьеры дворцовых комнат украшают живопись, шпалеры, резьба, лепнина, изящные паркеты. Большой зал, кабинет и спальня украшены лаковой живописью «в китайском вкусе» по рисункам Ф.Д. Данилова. Потолки кабинета, спальни и будуара декорированы изящной лепниной со стилизованными растительными мотивами.

Дворец в Ораниенбауме 5

Дворец Петра III стал одним из ранних образцов стиля рококо, который нигде в России, кроме Ораниенбаума, не встречается в столь чистом виде. Второй подобной постройкой. где стиль рококо проявился еще более ярко, стал построенный в 1762—1768 гг. по проекту того же А. Ринальди Китайский дворец в Ораниенбауме. Позднейшие исследователи назвали его «чудом XVIII века». Первоначально этот сравнительно небольшой парковый павильон носил название «Голландский домик», или «Домик в верхнем саду». Свое название «Китайские дворец» он получил из-за того, что в убранстве нескольких залов — Большого и Малого китайских кабинетов. Парадной спатьни — использованы мотивы китайского искусства. К сожалению, в середине XIX в Китайский дворец по проекту А. Штакеншнейдера подвергся весьма неудачной частичной перестройке.

Дворец в Ораниенбауме 6

Одноэтажное здание Китайского дворца с полукруглым выступом в центре главного фасада стоит на невысокой террасе, отгороженное от парка кованой решеткой причудливого рисунка. Множество высоких окон- дверей связывает внутреннее пространство дворца с парковым окружением. Планировка помещений построена по принципу анфилады. Интерьеры семнадцати залов почти полностью сохранили отделку XVIII в. Потолки многих помещений украшены живописными плафонами. Все росписи исполнены венецианскими мастерами во главе с Дж. Б. Тьеполо. Орнаментальной росписи и лепнине стен и потолков соответствуют рисунки наборного паркета, выполненные по эскизам А. Ринальди.
Овальный Большой зал с колоннами искусственного мрамора, многочисленными живописными панно и плафоном, мраморными барельефами работы М.А. Колло отличается особой пышностью и нарядностью. В Стеклярусном кабинете стены украшены панно из вышивок стеклярусом с изображением экзотических пейзажей и птиц. Стены Зала муз сплошь покрыты росписью С. Торелли, им же написан плафон «Торжество Венеры». За это великолепное убранство Зал муз в XVIII столетии именовали «Живописной галереей».

Дворец в Ораниенбауме 8

Еще один памятник эпохи рококо, павильон Катальная горка< построен А. Ринальди в 1762— 1777 гг. Это высокое ступенчатое здание, увенчанное куполом в форме колокола, является лишь частью несохранившегося увеселительного комплекса. Простиравшиеся на большое расстояние деревянные спуски для катания разрушились еще во 2-й пол. XIX в. Бирюзовая окраска стен в сочетании с белыми колоннами, наличниками и прочими архитектурными деталями делают Катальную горку чрезвычайно нарядной. Балюстрады с декоративными вазами венчают каждый из трех этажей здания. С нижнего цокольного этажа наверх ведет широкая лестница, расходящаяся на два марша и сходящаяся вновь. Второй этаж окружен легкой колоннадой, поддерживающей идущий кругом балкон третьего этажа. С южной стороны балкона когда-то начинался скат с горы. Дворец в Ораниенбауме 9

Верхний этаж павильона наиболее параден. Его три помещения — центральный Круглый зал, Охотничий и Фарфоровый кабинеты — украшают изящная лепнина, живописные панно, узорные полы искусственного мрамора. Пол и стены Фарфорового кабинета расписаны итальянским художником Серафино Барроцци в 1760—1770-х гг. Свое название этот кабинет получил из-за украшавших его многочисленных — около сорока — фигурок мейсенского фарфора, посвященных различным эпизодам Чесменского морского боя.
Серафино Барроци расписал также Круглый зал. Помимо живописи Барроци его украшают лепные гирлянды, наддверные панно работы С. Торелли, наборный паркет. Охотничий, или Белый, кабинет декорирован орнаментом в технике «гризайль».
Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаума, в котором преобладает стиль рококо, менее всего проявившийся в русской архитектуре, традиционно находится в тени великолепного Петергофа и гораздо реже посещается туристами. Тем не менее он остается уникальным явлением в русской культуре столетия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art