Дворец императора Диоклетиана

Дворец императора Диоклетиана 3

Дворец императора Диоклетиана в Сплите

Римский император Диоклетиан (род. в 243 г., правил в 284—305 гг.) был выходцем из Далмации (современное Адриатическое побережье Хорватии). Вскоре после утверждения на троне Диоклетиан избрал себе соправителя — Максимилиана, отдав ему в управление западную часть империи, а себе оставив восточную. Тем самым фактически было положено начало разделению Римской империи на Восточную и Западную.

В 305 г. Диоклетиан совершил поступок, крайне необычный не только для римских императоров, но и для монархов вообще: он добровольно оставил трон и уехал из Рима в родную Далмацию. Здесь по его приказу близ приморского города Салоны, в местечке Аспалатос, располагавшемся на месте современного Сплита (Хорватия), был построен грандиозный, хорошо укрепленный дворец- крепость, в котором бывший правитель Римской империи провел последние годы жизни (305—308 гг.), окружив себя неслыханной роскошью.

Дворец императора Диоклетиана 2

«Император Диоклетиан основал город Аспалат и построил в нем дворец, превышающий всякое описание, которого остатки носят следы древнего величия, хотя они уже почти стерты веками», — писал в X в. византийский император и историк Константин Багрянородный.
Выбор места для строительства дворца был обусловлен тем, что в нескольких километрах от его резиденции находился город Салона, где Диоклетиан родился. После смерти Диоклетиана дворец был заброшен. Последующие римские императоры бывали здесь редко, только один из последних императоров, Юлий Непот, жил здесь какое-то время уже после падения империи.

Дворец императора Диоклетиана 4

В V в. в результате опустошительных набегов варваров были разрушены окрестные римские селения. Спасаясь от набегов, уцелевшие жители этих городов переселились на территорию огромного и пустовавшего тогда дворца-крепости. За короткий срок он превратился в город с населением около четырех тысяч человек. При этом постройки дворца подверглись значительной реконструкции — их приспосабливали под нужды городского населения. В результате, по словам одного из путешественников, «множество почтенных обломков прошлого было принесено в жертву повседневной жизни». В XIII—XIV вв. разросшийся город вышел за крепостные стены, и дворец превратился в своеобразный город в городе — в средние века в нем было сооружено более двухсот пятидесяти домов, буквально втиснутых внутрь стен бывшей императорской резиденции и разделенных лабиринтом узких улочек.
Интерес исследователей к остаткам громадного античного дворца пробудился лишь в эпоху Ренессанса. Как полагают исследователи, дворец Диоклетиана во многом явился источником вдохновения для Андреа Палладио — крупнейшего итальянского зодчего
столетия, на чье творческое наследие в последующие времена опирались многие ведущие мастера архитектуры европейского классицизма.

Дворец императора Диоклетиана 5

В 1764 г. в Сплите побывал английский архитектор Роберт Адам, который впервые зарисовал и опубликовал многочисленные виды дворцовых зданий и его архитектурные детали. Детальные обмеры и исследования памятника произвел немецкий архитектор Г. Ниман в начале XX в. В 1910 г. он опубликовал свой вариант реконструкции фасадов дворца. Позднее другие немецкие ученые, Е. Хебрард и И. Зейлер, создали полную реконструкцию дворца Диоклетиана, которая сегодня принята как наиболее достоверная. Огромные реставрационные работы, ведущиеся здесь в течение многих лет, позволили сделать многие новые открытия.
Дворец Диоклетиана — первый в истории Европы замок-резиденция владетельной особы. Именно этот тип постройки лег впоследствии в основу всех замков европейского средневековья. Прямо из моря поднимались белоснежные, сверкающие на солнце стены и башни грандиозного дворца-крепости. Он был сооружен из плотного кристаллизированного известняка, добывавшегося на острове Врач. Южная стена служила морским фасадом дворца Диоклетиана и была особенно нарядно украшена. По ее верху шла широкая крытая галерея — место для прогулок и отдыха императора. В центре стены были устроены маленькие скрытые ворота, к которым можно было подъехать только на лодке.

Дворец императора Диоклетиана 6

Со стороны суши дворец выглядел неприступной крепостью. Его гладкие белые стены поднимались на высоту от 18 др 25 м. Эти стены одновременно являлись и внешними стенами самого дворца. Наверху тянулся ряд больших окон, которые освещали галерею для стражи, помещавшуюся в двухметровой толще стены.
По углам дворца-крепости располагались четыре мощные четырехгранные башни. Шесть восьмигранных башен защищали въезды во дворец. До нашего времени их сохранилось только три. Главные, Золотые, ворота располагались в центре северной стены. К ним подходила главная дорога, ведущая из Салоны. Высота проезжей части ворот достигала 6,5 м, ширина — 4,17 м. На восточной стороне расположены Серебряные ворота, на западной — Железные. До наших дней они сохранились лучше других. Над въездной аркой уцелел фрагмент рельефа с изображением богини победы Виктории.
Территорию дворца строители распланировали в соответствии с римской градостроительной традицией, восходящей к планировке римских военных лагерей. Две главные улицы — «кардо» и «декуманум» — пересекались в центре под прямым углом, образуя четыре квартала. С обеих сторон на всем своем протяжении эти улицы были обрамлены стройными аркадами.

Дворец императора Диоклетиана 7

Северную часть дворца занимали казармы. Здесь располагался гарнизон и личная охрана императора. Тут же размещались склады продовольствия и подсобные хозяйственные помещения. В южной части, обращенной к морю, находились пышно украшенные личные покои Диоклетиана, включавшие большое число комнат, библиотеки, купальни и прочее.
Перед главным входом во дворец располагался сохранившийся до нашего времени Перистиль — огромный (24×13,4 м) прямоугольный открытый зал, обрамленный колоннадой из гранитных и мраморных колонн с коринфскими капителями. При Диоклетиане здесь устраивались различные празднества и торжественные церемонии. В южной части Перистиля находится парадный вход во дворец. Он оформлен в виде портика с четырьмя колоннами из темно-красного гранита, сооруженного на высоком подиуме с двумя симметричными лестницами. Вероятно, когда-то его увенчивала бронзовая квадрига с богиней Победы. У колонн лежит гранитный сфинкс. По преданию, он и другие сфинксы (несохранившиеся) были привезены из Египта, где украшали гробницу Тутмоса III.
Вход через портик Перистиля ведет в Вестибюль — большой круглый зал с куполом. Некогда это был один из парадных залов дворца — с мраморной облицовкой и мозаичным полом. Вестибюль вел в личные апартаменты императора, убранство которых отличалось неслыханной роскошью. Стены были облицованы мрамором различных цветов, полы покрыты мозаичным узором. Комнаты украшали дорогие редкие ткани, мраморные скульптуры, вазы. Многое из этого было привезено из восточных стран или взято из греческих храмов и дворцов. К сожалению, от этого великолепия ничего не сохранилось: значительная часть покоев императора была разрушена или перестроена в последующие века.

Дворец императора Диоклетиана

Мавзолей Диоклетиана расположен у самого Перистиля. В свое время это было самое высокое сооружение ансамбля, но сейчас он ушел в землю и кажется более низким и приземистым. Здесь был погребен император Диоклетиан.
Мавзолей — суровое, восьмиугольное в плане сооружение высотой около 20 м. Его суровость несколько смягчает охватывающая его кольцом легкая колоннада. Высота высеченных из темного мрамора колонн составляет 6 м, они резко контрастируют со сложенным из белого камня (от времени он приобрел желтоватый цвет) стенами Мавзолея.
Внутри — большой круглый зал с куполом, опирающимся на двухъярусную колоннаду. В каждом ярусе по восемь колонн: в нижнем — из розового гранита, высотой в 9 м, в верхнем — из красного порфира, высотой в 5 м. По всему периметру стены тянется рельефный фриз с изображениями эпизодов охоты Эрота. В него включены медальоны с изображениями Диоклетиана и его жены Приски, а также бога Гермеса в крылатой шапочке, провожавшего души умерших в подземное царство Аида.
Некогда зал был богато украшен мозаикой. Мерцая в полумраке, она придавала залу особую таинственность. В его центре возвышался надгробный памятник над могилой Диоклетиана, изготовленный из красного порфира.
В 653 г. Мавзолей был обращен в кафедральный собор Св. Доима. В это время надгробие Диоклетиана было сломано, а в XIII в. рядом с Мавзолеем была возведена высокая стройная колокольня.
Современный Сплит известен как туристический и курортный центр Адриатического побережья. Его античные и средневековые памятники, в том числе и знаменитый дворец Диоклетиана, внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art