Дворцы и мавзолеи Хюэ

Дворцы и мавзолеи Хюэ

Дворцы и мавзолеи Хюэ

Потонувший в садах Хюэ — город, раскинувшийся вдоль Ароматной реки. Ее название навеяно запахами лотоса, водяной повилики, мандариновых и апельсиновых деревьев, разносимых над рекой ветром. С воздуха Хюэ напоминает большой парк, застроенный домами. Этот город был настолько гармонично и ладно «скроен», что никакая современность не может разрушить иллюзии подлинного возвращения в старый, патриархальный Вьетнам.

Старое название Хюэ — Фусуан. После того как Нгуен Хоанг (1558—1613), положивший начало императорской династии Нгуен, был назначен наместником Тхуанхоа (так называлась центральная часть Вьетнама, столицей которой был Хюэ), этот район стал полу- автономным, а затем полностью самостоятельным государством. Связь как по водным, так и по сухопутным путям сообщения с Дангнгоаем — «Внешним миром» — была весьма затруднительной. Поэтому очень скоро Хюэ обособился от остальных районов Вьетнама. В 1802 г. первый император династии Нгуен, Зя Лонг (Н гуен Тхе То, 1802— 1820), сумевший в результате длительной борьбы с соперниками внутри страны и с внешними врагами объединить под своей властью весь Вьетнам, сделал Хюэ своей резиденцией. До 1945 г. этот город был столицей империи Аннам, находившейся под протекторатом Франции. Здесь в 1945 г. последний аннамский император Бао Дай подписал акт отречения от престола.

Дворцы и мавзолеи Хюэ 2

Хюэ символизирует искусство и архитектуру Вьетнама XIX в. Облик императорской столицы сложился в эпоху правления династии Нгуен. Новое строительство в Хюэ было глубоко продуманным, на него пришлось затратить немалые средства. При этом Нгуены сознательно отказались от какого-либо строительства в бывшей столице Ханое (Тханглаунге), порвав тем самым со старой культурной традицией XVI—XVIII вв., и, создавая свою новую резиденцию, широко использовали опыт китайских и европейских зодчих. «Французское и китайское происхождение всех этих памятников несомненно», — утверждали европейские путешественники, посещавшие в прошлом Хюэ. Сейчас общепризнанно, что ансамбль Хюэ — один из красивейших в Юго- Восточной Азии и на Дальнем Востоке. Его называют «вьетнамским Версалем».

Дворцы и мавзолеи Хюэ 3

Центром огромного архитектурного комплекса бывшей столицы являются Запретный Пурпурный город и Императорский дворец Тхайхоа. Вокруг них расположены более поздние постройки XIX—XX вв. Пурпурный город в Хюэ строился и расширялся со времен Зя Лонга, и каждый последующий император считал своим долгом внести свою лепту в его украшение. Сегодня Запретный город застроен многочисленными храмами и дворцами, преимущественно деревянными, соединенными друг с другом садами. Хотя эти постройки и подверглись влиянию китайской культуры эпохи династии Цин, они все же обладают собственным стилем. Да и потом, как определить, где кончается китайское влияние и начинается вьетнамское? Да, Императорский город в Хюэ напоминает Запретный город в Пекине, но дворец китайских императоров, между прочим, строил вьетнамец Нгуен Ан, живший в XV в. Так что правильнее, наверное, говорить все же о взаимопроникновении культур.

Дворцы и мавзолеи Хюэ 4

Центральные ворота Нгомон, ведущие на территорию Пурпурного города, построены в 1833 г. по типу Южных ворот Пекина. Точно так же, как их китайский прототип, они увенчаны двухъярусным павильоном. За воротами открывается центральная аллея, окруженная садами, в зелени которых скрываются многочисленные дворцы и павильоны.
Величественные дворцы Тхайхоа и Кантянь, отличающиеся неподражаемым колоритом, построены во время императора Тху Дыка (Нгуен Зык Тонга, 1847—1883). Особенно интересен обширный дворец Кан-тянь. Его строители уделили большое внимание декоративному убранству, а в особенности — тонкой, филигранной резьбе, которая покрывает букватьно все детали дворцовых интерьеров.

Дворцы и мавзолеи Хюэ 5

Ко временам правления императора Кхай Диня (Нгуен Хоанг Тонга, 1916—1925) относится строительство трех самых блистательных архитектурных сооружений Хюэ: дворцов Киен-чунг, Ан-динь и дворца-мавзолея Тхиен-динь. Это были соответственно личные покои, место отдыха и развлечений и место последнего упокоения императора. Кхай Динь непрерывно совершенствовал и украшал их со дня вступления на престол и до конца жизни.
Дворец Киен-чунг расположен непосредственно за дворцом Кан-тянь. В нем очень много помещений — столовых, спален, ломберных, биллиардных, гостиных комнат. Дворец Ан-динь, построенный на берегу реки, представляет собой скорее большой парковый павильон с театральным залом, где давались представления. Под сценой устроены специальные туннели — на тот случай, если исполнителю по ходу действия требовалось провалиться под землю. Перед дворцом установлены восемь каменных статуй — «Восемь фей», вздымающих в руках восемь светильников. В парке по обеим сторонам от дворца располагался зверинец, где обитали тигры, пантеры, львы, олени, медведи, удавы, игуаны, крокодилы, обезьяны.
Дворец Тхиен-динь строился в качестве мавзолея-усыпальницы на протяжении восьми лет еще при жизни императора и был закончен в 1935 г. Сооруженный на вершине самого высокого холма в Хюэ, он превышает своими размерами два других дворца Кхай Диня. Перед гробницей императора высится огромный заупокойный храм, где псевдоклассические колонны, геометрически прямоугольные косяки дверей, цемент и стекло соседствуют со старинной синей черепицей, бронзовыми цаплями и медными курильницами.

Дворцы и мавзолеи Хюэ 6

Во дворце Тхиен-динь установлено несколько портретных статуй из бронзы, созданных французским скульптором Дюкюэ- ном. Среди них — большое изображение Кхай Диня в парадной форме, отлитое в натуральную величину. На императоре — покрывало с вытканным изображением дракона, на плечах — эполеты с головами драконов. На груди — прямоугольная доска для указов, расположенная среди множества орденов и медалей. На поясе висит европейская сабля, на ножнах которой выгравированы традиционные вьетнамские изображения абрикосов, орхидей, хризантем и бамбука.
Императорские мавзолеи — особая статья среди памятников Хюэ. Каждый из императоров династии Нгуен, вступив на престол, немедленно начинал сооружение мавзолея, своего будущего вечного жилища. В результате к юго-востоку от Хюэ, образовался целый город мертвых, где находятся могилы императоров, их министров, знати, придворных поэтов и философов.

Дворцы и мавзолеи Хюэ 7

Мавзолеи первых императоров из династии Нгуен — Зя Лонга. Минь Манга и Тху Дыка — представляют собой грандиозные парки с дворцами, напоминающие Пурпурный город в миниатюре. Все гробницы построены по единому образцу. Императорский мавзолей являлся уменьшенной копией императорского двора покойного монарха, и потому «путь духов», ведущий к гробнице императора, рассматривался как двор для официальных приемов, где должны были находиться лица, «прибывшие на аудиенцию». Поэтому при входе во двор каждого из заупокойных дворцов высятся почти одинаковые каменные статуи мандаринов, воинов с саблями, сановников со свитками бумаг, боевых слонов и коней. Наиболее впечатляющую «эспланаду мандаринов» можно видеть перед мавзолеем Кхай Диня — дворцом Тхиен-динь.
В отличие от мавзолея Кхай Диня загробный дворец Зя Лонга напоминает крепость. Император, объединивший Вьетнам и укрепивший его от китайской границы до дельты Меконга, не позволил употреблять при постройке своей усыпальницы ни ценных пород деревьев, ни цветных черепиц, ни драгоценных камней. В дело шел только гранит.

Дворцы и мавзолеи Хюэ 8

Гробница одного из его преемников — Тху Дыка, умершего в 1883 г., представляет собой иную картину. Это умело запушенный сад, задуманный и спланированный талантливым поэтом и слабым монархом, который не смог ни противостоять натиску французских колонизаторов, ни найти путь к собственному народу, поднявшемуся, чтобы дать отпор этому натиску. Дворец-мавзолей Тху Дыка, носящий название Ван-ниеп, является самым большим из заупокойных дворцов Хюэ. Он в десять раз превышает по размерам гробницы его предшественников. Сад вокруг мавзолея отражает все особенности паркового искусства Дальнего Востока: тенистые деревья, извилистые дорожки, мостики через водные потоки, живописные плавучие домики и т.д. Парковое искусство, как известно, очень хрупко, даже самый тщательно возделанный сад при недостатке ухода через некоторое время превращается в чащу. Сады в Хюэ оказались в этом смысле в благоприятных условиях — за ними постоянно ухаживали, поэтому до настоящего времени они полностью сохранили свой первоначальный вид, чего, к сожалению, нельзя сказать о дворцовых постройках. За два столетия своего существования эти святыни вьетнамской культуры подверглись серьезным повреждениям. Одним из главных врагов стала буйная тропическая растительность. Большой урон был причинен во время пожара 1947 г., американских бомбардировок и боев в 1968 г. Ущерб зданиям был нанесен и вследствие распространившихся одно время во Вьетнаме нигилистических воззрений, согласно которым памятники Хюэ объявлялись чуждыми вьетнамской культуре. Однако здравый смысл все же взял верх, и в конце 1970-х гг. правительство республики предприняло первые срочные меры по спасению бывшей императорской столицы. С начала 1980-х гг. при участии ЮНЕСКО осуществляется долгосрочный проект сохранения и реставрации памятников Хюэ.

Дворцы и мавзолеи Хюэ 9

Дворцы и мавзолеи Хюэ 10

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art