Зимний дворец

Зимний дворец 4

Зимний дворец

16 (27) мая 1703 г. в устье Невы состоялась торжественная закладка «города Святого Петра» — «Санкт-Питер-Бурха», спустя несколько лет ставшего новой столицей России. На левом берегу Невы, возле Адмиралтейства, вскоре образовалась морская слобода. Прибрежные участки рядом с верфью получали адмиралы и корабельных дел мастера. Одно из мест принадлежало «корабельному мастеру Петру Михайлову» — Петру I. Здесь стояли его деревянные хоромы, а в 1718 г. по проекту немецкого архитектора Г. Маттарнови был заложен каменный Зимний дворец. Однако нынешнее здание Зимнего дворца было сооружено на пол века позже. Его начали строить в 1754 г. по проекту знаменитого архитектора Франческо Бартоломео Растрелли (1700—1771 гг.).

Зимний дворец 6

Сын итальянского скульптора, переселившегося в Петербург при Петре I, Растрелли жил в России с шестнадцати лет. Начав свою самостоятельную деятельность в 30-х гг. XIX в., к 1750-м гг. он был уже широко известен великолепными постройками в Киеве, Митаве и Петербурге, где он возвел Екатерининский дворец в Царском Селе, Смольный монастырь и другие сооружения. Созданный им Зимний дворец принадлежит к числу выдающихся памятников барокко.
В плане Зимний дворец образует четыре угловых блока, в которых размещаются главные помещения — тронный зал. придворный театр, парадная лестница и дворцовая церковь — соединенные корпусами-галереями с анфиладой парадных залов во втором этаже. Понимая, что Зимний дворец, занимавший колоссальный участок, будет хорошо обозрим со всех сторон и с разных расстояний, Растрелли проектировал каждый его фасад с учетом конкретного окружения. Так, северному фасаду, обращенному к Неве, придан спокойный, торжественный характер. Издали он напоминает двухъярусную колоннаду.

Зимний дворец 2

Фасады дворца прихотливо украшены рядами колонн, причудливыми карнизами и разнообразными по форме наличниками окон, которых во дворце около двух тысяч. На балюстраде крыши установлены декоративные вазы и статуи. Большая часть лепных работ производилась вручную, поэтому во всем дворце едва ли можно найти два одинаковых оконных обрамления — их тут бесчисленное множество вариантов, и каждое украшено либо львиными масками, либо головами ангелов, причудливыми завитками, фронтончиками разного рисунка.
Точно так же разнятся друг от друга ряды белоснежных колонн на фасадах дворца. Их ритм все время меняется, они то собираются пучками на углах, то равномерно распределяются вдоль стен, то группируются в различных сочетаниях. Впечатление праздничности усиливается бирюзовой окраской участков стен, яркой белизной колонн и позолотой некоторых лепных деталей.

Зимний дворец 3

Парадный въезд во дворец располагался со стороны огромного луга. Проехав под арками и миновав парадный двор, именитые особы направлялись к роскошной Иорданской лестнице. Ее торжественные марши вели к анфиладе пяти просторных залов, так называемых антикамер, завершавшихся тронным залом. В южном направлении от парадной лестницы протянулась другая цепь парадных залов — Большая анфилада, к которой с юго-востока примыкает дворцовая церковь. Ее плафон был расписан художником Ф. Фонтебассо, который создал и плафон парадной лестницы.
Кроме парадных залов, на втором этаже находились жилые покои. Первый этаж был отведен под хозяйственные и служебные помещения. Большую часть верхнего этажа занимали квартиры придворных.
Строительство огромного дворца требовало колоссального количества материалов и мастеров самых разных специальностей. К 1762 г., когда императрицей стала Екатерина II. фасадные работы были окончены, но большинство помещений отделки не имело. К отделке интерьеров были привлечены архитекторы Ю. М. Фельтен, Ж.-Б. Валлен-Деламот и А. Ринальди. В 1780— 1790-е гг. помещения в северной и западной частях дворца были оформлены по проектам И.Е. Старова и Д. Кваренги. В частности, Кваренги создал новый, грандиозный тронный зал, для чего к центру восточного фасада дворца пристроили специальный корпус. В оформлении этого зала, названного Георгиевским, широко использовались цветной мрамор и золоченая бронза.

Зимний дворец 5

К работам во дворце привлекались и крупнейшие архитекторы первой половины XIX в. В 1826 г. по проекту К. И. Росси возле тронного зала построили Военную галерею, которая стала своеобразным памятником героям Отечественной войны 1812 г. Многочисленные портреты участников войны, украшающие ее стены, написаны английским художником Д. Доу. Этой же теме посвящено убранство Александровского зала, созданное по чертежам А.П. Брюллова в 1839 г.
17 декабря 1837 г. в Зимнем дворце возник пожар, в результате которого от творения Растрелли остались одни обгоревшие стены. Правда, обстановку, произведения искусства и другое ценное имущество удалось спасти. Дворец восстановили в очень короткий срок — всего за два года. При этом некоторые интерьеры, как, например, парадная Иорданская лестница. Концертный зал, церковь, были возобновлены, а иные получили новое оформление, которое позднее частично заменили.
Сегодня Зимний дворец является важнейшим сооружением и в панораме Невы, и в ансамбле Дворцовой площади — главной площади города. Ныне Зимний дворец — часть всемирно известного музейного комплекса Государственного Эрмитажа.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art