Минарет Джам

Минарет Джам

Минарет Джам
Если на карте Афганистана примерно через его центральную часть провести с запада на восток прямую, то Джам окажется как раз на полпути от Герата до Бамианской долины. Здесь, в удаленной, скалистой местности высится один из интереснейших памятников средневековой исламской архитектуры на территории страны. Знатоки считают, что не побывать у подножия минарета Джам — значит не увидеть Афганистана.
Расположенный в центре гористой провинции Гур, на высоте более 1,5 тыс. метров над уровнем моря, 800-летний минарет заставляет тех, кто хочет его увидеть, проделать утомительный и небезопасный путь по горному бездорожью и почти безлюдному району. Окруженная со всех сторон крутыми, похожими на остроконечные пики скалами, одинокая долина из-за своей отдаленности от магистральных дорог и населенных пунктов почти необитаема. Вероятно, именно из-за труднодоступности Джам, несмотря на свой почтенный возраст, сравнительно хорошо сохранился. Долгое время о нем никто ничего не знал. Только в 1957 г. этот удивительный памятник был открыт — при совершенно случайных обстоятельствах! — породив среди археологов и востоковедов споры и догадки о его происхождении.

Минарет Джам 4

Первым, кому удалось побывать здесь, был афганский историк А. Кохзад. Он составил первое описание этого памятника, дав ему название расположенного неподалеку небольшого поселения полукочевого племени — Джам. Загадочный минарет сразу привлек внимание ученых, и прежде всего тем, что оказался одним из немногих хорошо сохранившихся образцов архитектуры периода Гуридского государства, образовавшегося на западе современного Афганистана, в верховьях рек Герируди Гильменд, в середине XII в. Его центром стала горная область Гур, откуда и пошло название династии Гуридов.
Энергичным Гуридам за короткое время удалось расширить границы своих владений далеко на восток. Они захватили не только территорию современного Афганистана, но и ряд областей Индии, в том числе Синд и Пенджаб. Но столкновение с воинственными Хорезмшахами в начале XIII в. кончилось для Гуридов неудачей, и в 1206 г. их обширная империя распалась.

Минарет Джам 3

Культура этого периода изучена плохо. Это связано, в частности, с тем, что до нашего времени дошло сравнительно немного памятников архитектуры той эпохи. Поэтому можно представить, насколько интересным и неожиданным для ученых стало открытие затерянного среди горных отрогов и почти не тронутого временем минарета.
Эта тонкая конусообразная башня стрелой взлетает с огромного — диаметром более 14 м — основания, выполненного в форме восьмиугольника. Высота минарета составляет 65 м, и сегодня он лишь на 10 м уступает, самому высокому минарету в мире — Кутб Минару в Дели. Но когда-то Джам был, вероятно, самым высоким в мире (71 м). К сожалению, его купольная часть не сохранилась.
Минарет состоит из трех цилиндрических, напоминающих телескопическую башню ярусов, связанных между собой выступами-балконами. Архитектурную композицию завершает сводчатая галерея с шестью арками. Первый ярус достигает высоты более 35 м и отделан изящным орнаментом фигурной кирпичной кладки. Украшением каждого из восьми вертикальных прямоугольников первого яруса служит чередование рисунков правильной геометрической формы и цветочного орнамента, что придает минарету необыкновенную легкость и создает впечатление стремительного полета.

Минарет Джам 6

По оригинальности архитектурной композиции, тонкости и мастерству исполнение орнамента Джам похож на один из минаретов древнего афганского города Газни. Не исключено, что архитектура последнего оказала влияние на зодчих, строивших минарет Джам, поскольку Гуриды, захватив Газни, на какое-то время сделали его своей столицей.
Верхнюю часть первого яруса опоясывает надпись, вместившая полный текст 19 суры Корана. Там же, под самым балконом нанесен крупный, хранящий остатки лазурной краски текст на темно-желтом фоне:
«Гияс-уд-Дин Мухаммед ибн Сам. Султан Блистательный! Царь царей!» Эта надпись оказалась для исследователей очень важной: она позволила установить, что Джам был построен во времена Гияс-уд-Дин Мухаммед ибн Сама, самого могущественного из гуридских правителей. Второй и третий ярусы минарета орнаментированы значительно меньше.
Особый интерес представляют устроенные внутри башни две параллельные спиральные лестницы. Они поднимаются до уровня первого балкона. Через узкие окна, изобретательно устроенные так, чтобы не нарушать внешнего оформления башни, открывается великолепный вид на суровую, окруженную скалами долину. Лестницы уходят и куда-то под землю. Местные жители рассказывают, что в древности здесь существовал подземный тоннель, который соединял минарете мечетью, крепостью и дворцом на другом берегу реки Герируд.

Минарет Джам 7

Остается загадкой, где располагался вход в минарет. Сейчас внутрь можно проникнуть только через пробитое в основании башни отверстие. Некоторые исследователи считают, что в минарет входили через подземный тоннель от мечети и дворцовых построек, расположенных на другом берегу реки. Однако это предположение строится только на приведенной выше легенде.
Происхождение минарета Джам вызывает различные, подчас противоречивые догадки. По мнению ряда ученых, башня стоит на месте древнего города Фирузкуха — столицы Гуридов. В пользу такого предположения выдвигается тот аргумент, что проживающее в окрестностях минарета полукочевое племя до сих пор называет себя «фирузкухи». Однако сравнительно небольшая площадь долины, ее недоступность и отсутствие значительных археологических находок, подтверждающих, что именно здесь был расположен легендарный Фирузкух, — все это говорит против этой гипотезы. По свидетельству современников, Фирузкух был большим и густонаселенным городом, а в долине реки Герируд пока обнаружены только остатки небольшой крепости да руины нескольких сторожевых башен.

Минарет Джам 2

Отсутствие развалин у основания минарета наводит ученых на размышления: а был ли Джам минаретом? Может быть, он представляет собой нечто вроде памятного обелиска — аналога римской триумфальной арки? Ведь слово «менар» означает не только «минарет», но и просто «башня». В поддержку этой гипотезы ее сторонники приводят следующие веские доводы: многие места мусульманского культа в Афганистане (и не только в Афганистане) закладывались на местах служения божествам доисламского периода. Не исключено, что отдаленная долина Герируда, где расположен Джам, считалась священной у местного населения еще до проникновения туда ислама. Приказав же соорудить минарет, султан Гияс-уд-Дин стремился увековечить здесь победу ислама и прославить свое собственное имя как человека, добившегося этой победы. Тогда становится понятным текст одной из сур Корана, высеченный в качестве украшения на внешней части минарета. Она носит название «Марьям» и содержит угрозу карой всевышнего неверным и обещания «садов Эдема» тем, кто примет мусульманство.
Археологи, работавшие в 1962 г. над укреплением фундамента минарета, нашли множество разбросанных в километре от башни камней с выбитыми на них надписями, датируемыми XII—XIII вв. Видимо, это остатки старого кладбища, что наводит на мысль о существовании в окрестностях минарета в период династии Гуридов мусульманской общины.
Гордо и одиноко прорезает синеву неба мозаика красно-песочного минарета. Свидетель бурного расцвета и стремительного падения грозных Гуридов, он до сих пор остается тайной, терпеливо ожидающей своей окончательной разгадки.
ЭЙ

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art