Павловский дворец

Павловский дворец

Павловский дворец

В 1777 г. Екатерина II в честь рождения первого внука подарила своему сыну и наследнику Павлу Петровичу село Павловское в окрестностях Петербурга. На рубеже 1770— 1780-х гг. здесь был создан дворцово-парковый ансамбль, на протяжении многих лет служивший резиденцией сперва наследника, а с 1796 г. — императора Павла Петровича. После смерти Павла I здесь жила его вдова, императрица Мария Федоровна.

Дворец в Павловске 12

Создание ансамбля Павловска практически целиком связано с именем шотландского архитектора Чарлза Камерона. Сторонник свергнутой королевской династии Стюартов, он был лишен возможности вернуться в Шотландию и вплоть до своей смерти (в 1812 г.) жил и работал в России, создав здесь множество великолепных произведений. Павловск стал его самым совершенным и законченным творением.
Главный мотив павловского ансамбля — популярная во 2-й половине XVIII столетия элегическая мечта о «естественном человеке», живущем счастливой жизнью среди безмятежной природы. Эта мечта весьма импонировала наследнику Павлу Петровичу, большому романтику. Неудивительно, что главным украшением Павловска стал огромный пейзажный парк, разбитый в долине речки Славянки и украшенный многочисленными павильонами, статуями, живописными мостиками. В разбивке парка наряду с Камероном принимал участие знаменитый декоратор Пьетро Гонзаго, который своим неустанным 30-летним трудом довел парк до полного совершенства.

Дворец в Павловске 2

Парк в Павловске являет собой образец гармонии природы и архитектуры. По берегам Славянки, среди зелени деревьев, на живописных лужайках разбросаны построенные Ч. Камероном легкие и воздушные павильоны, отличающиеся, как говорили в старину, «прекрасной ясностью». Это и удивительно изящный Храм Дружбы (1780—1782 гг.); и шестнадцати колонный павильон Трех фаций (1800—1801 гг.), в котором в 1803 г. была установлена мраморная группа «Три грации» работы П. Трискорни; и Колоннада Аполлона (1782—1783 гг.) — в 1817 г. она частично обрушилась, и решено было оставить ее в виде живописной руины. Внутри павильона стоит чугунная статуя Аполлона Бельведерского, отлитая по гипсовому слепку с античного оригинала. Построенный Ч. Камероном в 1786 г. павильон «Памятник родителям», напоминающий древнеримский храм, получил свое название после того, как в 1807 г. в нем была установлена мраморная скульптурная группа «Памятник родителям» работы И.П. Мартоса. Другая мраморная скульптура Мартоса украшает мавзолей «Супругу-благодетелю», сооруженный в 1808—1809 г. Ж. Тома де Томоном по заказу вдовствующей императрицы Марии Федоровны в память об убитом в 1801 г. Павле I.

Дворец в Павловске 5

Свобода и естественность планировки Павловского парка как нельзя лучше гармонируют с обликом Большого дворца, возведенного по проекту Ч. Камерона в 1782— 1786 гг. Его отличают простота, ясность форм и та особенная величественность, которая присуща лишь гениальным творениям зодчества.
Лишь ярко заревом восточный брег облит
И пышный дом царей на скате озлащенном,
Как исполин, глядясь в зерцало вод, блестит
В величии уединенном, —
писал о Павловском дворце В.А. Жуковский.

Дворец в Павловске 3

Центральную трехэтажную часть дворца увенчивает плоский купол, легкость которого подчеркивают окружающие его подножие, часто поставленные колонны. К центральному корпусу примыкают полукруглые галереи с колоннадой, заканчивающиеся флигелями, образующими обширный парадный двор. В его центре возвышается памятник Павлу I. Фасад дворца со стороны парадного двора украшен портиком из четырех пар коринфских колонн. Со стороны парка фасад отмечает портик с фронтоном.

Дворец в Павловске 7

В 1797—1799 гг. галереи и боковые флигели были надстроены на один этаж по проекту архитектора В. Бренны. Тогда же Брен- на пристроил к флигелям полукруглые двухэтажные корпуса, сделавшие парадный двор еще более замкнутым.
В оформлении внутренних помещений дворца принимали участие многие выдающиеся архитекторы. Камерону принадлежит несколько залов первого этажа, в частности Столовая, где в настоящее время экспонируется одно из многочисленных сокровищ Павловского дворца — «Гурьевский сервиз» Императорской фарфоровой мануфактуры (1807-1817 гг.).

Дворец в Павловске 9

По всему периметру парадного второго этажа тянется цепь залов, великолепно отделанных в стиле классицизма. Среди них выделяется высокий, торжественный и светлый, круглый в плане Итальянский зал, созданный по проекту Ч. Камерона. Архитектор хотел украсить его античной скульптурой и устроить здесь подобие музея, однако этот замысел воплотить не удалось. Ч. Камерон создал и великолепный Греческий зал (Большую гостиную) с двумя рядами колонн искусственного мрамора и светильниками между ними (после пожара 1803 г. его восстанавливали В. Бренна, а затем А.Н. Воронихин).
Громадный, квадратный в плане Тронный зал, обильно украшенный лепниной и расписанный Пьетро Гонзаго, создан уже по проекту В. Бренны, который с 1786 по 1801 гг. занимался отделкой помещений Павловского дворца. Практически все созданные им интерьеры выдержаны в духе классицизма, за исключением Парадной опочивальни, оформленной в стиле Людовика XVI. Ее украшают живописные панно, выполненные по эскизам В. ван Леена, мебель парижской мастерской А. Жакоба, туалетный прибор севрского фарфора из 64 предметов.

Дворец в Павловске 6

После пожара в 1803 г. интерьеры восстанавливал и частично обновлял А.Н. Воронихин. В 1806—1807 гг. в украшении дворца участвовал П. Гонзаго, расписавший стену открытой в парк полукруглой галереи перспективными пейзажами, после чего она получила название галереи Гонзаго. Здесь снова реализован принцип гармонии природной и архитектурной среды: иллюзорный пейзаж, изображенный на стене галереи, создает впечатление реальности, а реальный пейзаж умело включен архитекторами во внутреннее пространство дворцовых залов.
Сильно пострадавший во время Второй мировой войны ансамбль Павловска был восстановлен в послевоенные годы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art