Павловск

Павловск
Дворец. Греческий зал. Архитекторы В. Бренна, А. Воронихин. Интерьер восстановлен в 1967 г.

Павловск

Знаменитые пригороды Ленинграда… Удивительно разные они по своему эмоциональному настрою. В Петродворце морской простор с фонтанами явственно переходят в архитектуру Большого дворца, в планировку парка, где все подчинено идее движения. В Пушкине берет в плен непохожесть дворцовых построек и интерьеров — детищ многих русских и иностранных зодчих XVIII—XIX столетий. Но, пожалуй, только Павловск способен дать человеку так много душевной радости своей глубокой и светлой гармонией.

Парк. Старая Сильвия. Клио — муза истории. Копия античной скульптуры. Бронза.
Парк. Старая Сильвия. Клио — муза истории. Копия античной скульптуры. Бронза.

Павловск не место для загородных увеселений. Он — для мечтаний, раздумий. Зимой тут можно до ночи пробродить по заснеженным дорожкам. И все время будешь чувствовать, что парк живой. Он просто спит сейчас.
Весной видишь, как из-под снега начинает проступать узор дорожек и тропинок. Быстро просыпаются холмы, дольше нежатся в пуховой постели долины.
Летом вдруг ловишь себя на мысли: ты попал в какую-то зачарованную бесконечность. И знаешь ведь, что до границ парка легко можно дойти. Но не верится.
А осенью природа устраивает здесь свой последний торжественный карнавал. Устремляются вверх желтые, охристые, красные, темно-багряные листья. Потом они мозаикой лягут вам под ноги, побуреют под дождем. Смычки голых веток доиграют последние такты павловской симфонии. И парк заснет…
В самой природе творческого гения, своеобразным синонимом которого во все времена была цельность мироощущения. Но существовали и вполне определенные причины гармонической целостности Павловска.

Дворец. Центральный корпус и боковые колоннады. Архитекторы Ч. Камерон,В. Бренна. Фасад восстановлен в 1955 г.
Дворец. Центральный корпус и боковые колоннады. Архитекторы Ч. Камерон,В. Бренна. Фасад восстановлен в 1955 г.

Он был построен за два последних десятилетия XVIII века. Срок очень небольшой, особенно для строительных’ возможностей той эпохи. Царское Село, например, возводилось почти сто лет, создатели его отдали дань нескольким архитектурным стилям. В Павловске же господствует один стиль — классицизм. В Царском Селе зодчие чувствовали скованность — им порой приходилось думать не столько о неповторимости своего замысла, сколько о том, чтобы он не противоречил уже созданному. А Павловск был пустынной холмистой местностью, поросшей густым лесом, среди которого причудливо изгибалась неширокая речка Славянка. Природа будто специально готовила этот уголок для архитектора-мечтателя, тонкого и вдумчивого художника с поэтической душой.
И сюда пришел именно такой человек — английский архитектор Чарльз Камерон. Он горячо любил античную архитектуру, немало путешествовал по Италии и Франции, желая своими глазами увидеть то, что осталось от величественных некогда сооружений. Шли годы. Камерон устал разменивать талант на случайные заказы, приспосабливать его к заурядным часто вкусам заказчиков. Получив приглашение из России, он без колебаний собрался в дорогу.
Камерон никогда не жалел об этом. Именно в России он создал лучшие свои творения. Они навсегда вошли в историю русской архитектуры. С наибольшей полнотой талант художника раскрылся в Павловске. Неброская, сдержанная русская природа захватила Камерона. Он всматривался, вживался в благородную простоту ее красок. Чувствовал: место выбрано изумительное, лучшего вблизи Петербурга не сыскать!

Дворец. Кабинет Фонарик. Архитектор А. Воронихин. Интерьер восстановлен в 1960 г.
Дворец. Кабинет Фонарик. Архитектор А. Воронихин. Интерьер восстановлен в 1960 г.

Понятно, сколь серьезной была задача Камерона. К тому же одно обстоятельство осложняло ее. В период строительства дворца владельцы Павловска — будущий император Павел I и его жена — путешествовали по Европе. Посещая археологические раскопки, они скупали произведения античного искусства и отправляли их в Россию. Приобретались для будущего дворца и шедевры современного европейского искусства.
Что же оставалось архитектору? Только ждать. Скажем, во дворце были запроектированы Итальянский и Греческий залы. Не имея под руками того и другого, можно ли было браться за оформление? А ведь залы, кроме ваз, предполагалось украсить статуями, бронзой, гобеленами. Какими именно — Камерон иногда не мог даже догадываться.
В конце XVIII века так называемые регулярные парки уступили место паркам пейзажным. Архитекторы больше не мучили природу геометрией. Естественные лесные массивы, подправленные по необходимости человеком, сменили монотонную регулярность подстриженных деревьев, а свободно разбегающиеся дорожки и тропинки — унылые прямоугольники аллей.
Камерон с самого начала задумал Павловский парк как пейзажный. Одновременно со строительством парка в нем воздвигались и скульптурные композиции замечательных русских скульпторов того времени И. Мартоса и М. Козловского.
Разбивка парка потребовала даже более тщательных поисков, чем оформление дворца. Вазу или скульптуру можно было перемещать по комнате, отыскивая наилучшее место. То же самое невозможно было проделать с деревьями или кустами. Можно было подобрать цвет для той или иной детали дворцового интерьера. А цвет листвы менялся сообразно законам природы.

Дворец. Фасад кабинета «Фонарик». Архитектор А. Воронихин.
Дворец. Фасад кабинета «Фонарик». Архитектор А. Воронихин.

Да, теперь более понятной становится терпеливая осторожность Камерона. Требовательность настоящего художника. Павла она раздражала. Спустя десятилетие Камерона в Павловске сменит итальянский архитектор Винченцо Бренна. В парковой архитектуре итальянский зодчий придерживался геометрического принципа. Это чувствуешь почти физически. Кажется, будто ветви деревьев сплетаются с кариатидами работы талантливого русского скульптора В. Демут-Малиновского. Архитектор до мельчайших деталей разработал убранство кабинета.
Шли годы, и Павловск неизменно дарил людям свое очарование. Едва Ли им приходило в голову, что кто-то может поднять руку на это чудо. Оказалось, может.
Фашизм подчинил себе целые страны. 600 гектаров русской земли казались гитлеровцам сущей ерундой. Что с того, что у этих славян тут какой- то уникальный памятник культуры!
Павловский дворец. Первый этаж — гаражи для мотоциклов, на которых въезжали даже через кабинет «Фонарик». В галерее, украшенной фресками замечательного архитектора и декоратора Пьетро Гонзаго, — стрельбище. Второй этаж — в помещении библиотеки, созданной выдающимся русским зодчим Карлом Ивановичем Росси, — штаб гестапо.
Розовый павильон в парке, творение Воронихина. Здесь праздновалась победа 1812 года, читали свои произведения Жуковский, Крылов, Гнедич, Гоголь… Разрушен.
Павловский курзал — концертный павильон рядом с вокзалом первой в России железной дороги Петербург — Павловск. Первая русская филармония, где пятнадцать сезонов гастролировал Иоганн Штраус, где прозвучала впервые опера Глинки «Иван Сусанин», выступали знаменитые певцы и дирижеры… Взорван.

Парк. Старая Сильвия. Дочь Ниобы (Ниобида). Копия античной скульптуры. Бронза.
Парк. Старая Сильвия. Дочь Ниобы (Ниобида). Копия античной скульптуры. Бронза.

Павловский парк. Вырублено более 70 тысяч деревьев. На полянах и лужайках свыше 800 дотов и бункеров.
Гитлеровцы заминировали и подожгли перед отступлением Павловский дворец. Когда 24 января 1944 года наши войска вошли в Павловск, остов дворца еще дымился. Один из военных корреспондентов сделал несколько фотоснимков. Позже они демонстрировались на международном конгрессе архитекторов, посвященном судьбам разрушенных и разграбленных фашистами дворцов, музеев, картинных галерей Европы. Фотографии эти воспринимались как посмертная маска Павловска. Директор Эрмитажа академик И. А. Орбели сказал на конгрессе, что человечество стало беднее с утратой Павловского дворца.
Сейчас может показаться странным вопрос: быть Павловску прежним или не быть? Но тогда он странным не казался. Многие наши города и села лежали в развалинах. Нужно было заново строить заводы, налаживать сельское хозяйство. А восстановление Павловска требовало больших средств.
Но и в это очень трудное время наше государство посчитало необходимым выделить средства на реставрацию замечательного памятника русского искусства…В памяти людей, в картинах, гравюрах, акварелях, в стихах и музыке, оставленных прошлыми поколениями. Он жил в чертежах, рисунках, описях создателей его: Камерона, Бренны, Воронихина, Кваренги, Росси, Гонзаго.

Парк. Долина Славянки. Колоннада Аполлона. Архитектор Ч. Камерон. Ансамбль восстановлен в 1969 г.
Парк. Долина Славянки. Колоннада Аполлона. Архитектор Ч. Камерон. Ансамбль восстановлен в 1969 г.

В замурованных подвалах дворца, в земле парка сохранилось большинство уникальной скульптуры. Возвращались из эвакуации шедевры внутреннего убранства: античный мрамор, французские гобелены, ковры, зеркала, хрустальные люстры, мебель. Возвращались книги, картины Рембрандта и итальянских мастеров эпохи Возрождения, севрский, мейссенский и веджвудский фарфор, уникальная коллекция часов. Они разобрали завалы, собрали воедино и законсервировали уцелевшие фрагменты живописи и лепки.
Опытных мастеров почти не было. Восстанавливать дворец приходили мальчишки и девчонки из ремесленных училищ: маляры, столяры, штукатуры. Наиболее способных собрал в свою бригаду художник-реставратор, энтузиаст Павловска
А. В. Трескин. Работая, ребята постигали азы искусства реставрации.
Возрождался и парк. Взамен спиленных высаживали новые деревья, залечивали поврежденные. Приводили в порядок разрушенную войной дренажную сеть, осушали заболоченные участки. Уже в 1950 году парк принял первых посетителей.
А полностью павловский комплекс был восстановлен к 1970 году. За этот огромный труд группе реставраторов присуждена Государственная премия РСФСР. Среди награжденных были и те, кто четверть века назад пришел в Павловский дворец из ремесленных училищ.

Дворец, разрушенный фашистами. Большой парадный зал. Вид на Греческий зал. Фотографии 1944 г.
Дворец, разрушенный фашистами. Большой парадный зал. Вид на Греческий зал. Фотографии 1944 г.

Среди парковой тишины время от времени слышится дробный стук электричек, перечеркивают небо шлейфы реактивных самолетов. По вечерам в палитру заката врывается неоновый свет. Все ближе и ближе подступают к Павловску башни новых ленинградских кварталов.
Сегодня сюда часто приезжают люди, подчиненные напряженному ритму большого города. И попадают в мир гармонии. Светлой, доброй. Тогда они особенно остро начинают понимать, как нужен, как дорог нам всем Павловск!
Он дарит людям свою красоту. Красоту, которую, несмотря ни на какие трудности, Родина наша сумела сохранить.

Парк. Центральная часть. Храм Дружбы. Архитектор Ч. Камерон. Павильон восстановлен в 1955 г.
Парк. Центральная часть. Храм Дружбы. Архитектор Ч. Камерон. Павильон восстановлен в 1955 г.
Парк. Центральный район. Лев. Италия. XVIII в. Мрамор.
Парк. Центральный район. Лев. Италия. XVIII в. Мрамор.
С. Галактионов. Вид храма Аполлона с каскадом в саду Павловского дворца. 1813. Гравюра. Фрагменты.
С. Галактионов. Вид храма Аполлона с каскадом в саду Павловского дворца. 1813. Гравюра. Фрагменты.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art