Палехское искусство
Начиная с XVII века село Палех было одним из центров иконописи.
Миниатюрой на папье-маше в Палехе стали заниматься после Великой Октябрьской революции. Связано это было с образованием «Артели древней живописи» в 1924 году.
Ряд талантливых мастеров, бывших иконописцев, использовав опыт работы федоскинцев на папье-маше, определили пути становления нового искусства. Мастера Палеха, в отличие от федоскинцев, пишут миниатюру темперой — краской, разведенной эмульсией яичного желтка. Многослойная темперная живопись в палехском искусстве имеет ряд последовательных приемов: по намеченному белилами общему рисунку наносятся цветовые пятна, затем пишут миниатюры во всех ее деталях, вводят пробела и твореное золото, которое обильно «вплетается» в живопись.
Палешанам свойственно письмо «плавью»: нанесение жидкого прозрачного слоя краски на сырую красочную поверхность.
Черный фон (реже красный или белый), как активно действующий элемент композиции, также является характерной особенностью палехской миниатюры. Традиционной особенностью палехского искусства является и использование перешедших из древней живописи «горок», «палат», «древес» и т.д.
Русский фольклор, образы русской и советской поэзии, герои нашей истории, исторические события приобретают в произведениях палехских художников сказочность.
Миниатюрная живопись занимает основное место в творчестве палешан. В то же время известно обращение их к монументальной и театрально-декорационной живописи, книжной иллюстрации и ювелирному искусству, росписи фарфора. Но и в этих жанрах палешане сохраняют стилистику своего своеобразного и уникального искусства.
Выдающийся успех за короткий срок завоевывается палехскими мастерами не только среди специалистов — знатоков, ученых, деятелей культуры, но и у широкого зрителя разных национальностей и профессий, что свидетельствует о подлинной народности замечательного искусства.
Рядом с восторженными отзывами профессора Джона Каррузера из Лос-Анджелеса, Альберта Риса Вильямса или художника Рокуэлла Кента можно увидеть в книге благодарных отзывов имя французского писателя Ромена Роллана. В 1920-1930-е годы много внимания уделяли Палеху советские писатели Максим Горький, Ефим Вихрев, позднее Илья Эренбург и другие. Большую роль сыграли в становлении палехского искусства искусствоведы А. В. Бакушинский и Г. В. Жидков.
Еще в начале XIX века крестьянами-иконописцами заинтересовался Гете. Две иконы палехских писем — «Праздники» и «Богоматерь» — были отосланы Гете. Дальнейшими сведениями об этой истории мы не располагаем. Однако сохранившаяся
почти от этого же времени подписная икона «Суббота всех святых» мастера Хохлова 1813 года дает представление о ювелирной тонкости миниатюрного письма палешан. Такие иконы изысканного мастерства, отличившиеся поэтической сказочностью образа, собирались знатоками, подобно драгоценностям, уже с XVI века.
Иконописное мастерство сохранялось в секрете. Первые опыты в росписи по лаку были большим событием в Палехе.
В 1925 году Палех завоевывает Гран-при на Всемирной выставке в Париже. Понимание предмета обусловливало отношение и к новому материалу. Лакированная поверхность определяла вещественную природу той плоскости, с которой теперь имел дело художник.
Строгая последовательность в нанесении краски на лаковую поверхность тесно сопрягалась с художественной системой миниатюры. Линия, цвет, ритм приобретали пространственную выразительность. Миниатюра открывалась взору зрителя как удивительный сказочный мир, полный фантастики. Но для всего здесь есть свои правила и порядок, утвержденные традицией.
Каждое произведение уникально, неповторимо, каждый мастер имеет свою художественную манеру. Своеобразие ее складывается не только из индивидуального понимания традиции, но и из чувства вещи, ее формы, главное — из чувства жизни. Из нее палешане черпают свои мотивы и темы, претворяя их согласно своему эстетическому идеалу.
«Я провел целую неделю в обществе этих крестьян, которые берут в руки кисть, положив в сторону косу . . , — писал в 1930-х годах Альберт Рис Вильямс. — Я был свидетелем их способности сосредоточиться на работе вопреки сотням отвлекающих условий».
С тех пор прошло почти пять десятилетий. Вырос коллектив палехских мастеров, школа преобразовалась в Училище палехского искусства, воспитывающее новую смену. Но по-настоящему палехское мастерство усваивается в опыте долголетней работы в мастерских, выросших на месте прежней артели.
В 1975 году Палех отмечал пятидесятилетие с момента образования первой артели. По существу палехской миниатюры чрезвычайно широки: от излюбленных в фольклоре мотивов крестьянского труда, отдыха, сенокоса, рыбной ловли, охоты, хороводов, плясок, троек до исторических и общественно значимых тем, таких как «Борис Годунов», «Минин», «Штурм Измаила», «Дружба народов». Здесь же темы сказки, народной песни и былины, в образах которых звучат голоса времени.
Природа, люди, события — все пропущено через чувство, увидено сквозь время и во времени, се светится голубизной неба и светом солнца, хотя небо в миниатюрах изображается редко и, как сам человек, изображено условно.
Каждое произведение палехского искусства уникально.
Уже в конце прошлого века древнее иконописное мастерство, передававшееся как поэтическое предание старины из поколения в поколение, пришло в упадок.
Высокая традиция древнерусской живописи погибла в разраставшемся фабричном производстве дешевых икон. Если в Палехе еще до середины прошлого века сохранялась художественная цельность в иконописании, то к началу 20 столетия она оказаась расщепленной на множество отдельных операций, ручной труд механизировался. Мелкая специализация, на которую распался процесс иконописания, стала укоренять механический нетворческий подход к труду. Главной его целью становится количество дешевых изделий в ущерб художественному качеству.
Так мелкое кустарное ремесло перешло на путь капиталистического производства. На этом пути мельчали народные традиции, разрушалась наследственная художественная культура. В результате этого гнета промышленности мастерство, приспособляясь к требованию производить все дешевле и скорее, вступило на путь капиталистического производства и раздробилось само на ряд специальностей, более и более выраставших и ныне угрожающих дать всему делу машинный характер»
Однако наряду с таким положением дела в Палехе еще продолжали работать большие мастера со своими семьями. Сохранялся крестьянский уклад жизни. Жила фольклорная традиция. Среди множества мастерских в Палехе, развивавшихся по промышленному пути, сохраняла высокий уровень, техническое совершенство мастерская Н. М. Сафонова.
Традиционные навыки иконописания были сильны в Палехе. Его история восходит к XVI веку. Передаваясь от отца к сыну, из рода в род, оно столь глубоко вошло в народную жизнь, что сохранилось до нашего времени.
Уже с первых дней после окончания гражданской войны палешане начинают искать пути, как применить родовое мастерство, составлявшее материальную основу жизни большого села.
Как возродить художественную традицию миниатюрной живописи, тончайшую культуру иконописного письма, которой владели односельчане?
Это был настоятельный вопрос времени. Он вырастал из необходимости взять все ценное и лучшее для строительства новой культуры, будил творческую инициативу, звал на поиск.
После того как иконописные мастерские были закрыты, одни мастера стали малярами, другие — декораторами клубных сцен, иные расписывали деревянную посуду, игрушки. В этих занятиях мельчала высокая художественная традиция, пронесенная через века.