Поль Синьяк Сосна. Сен-Тропез 1909
Известный французский художник Поль Синьяк был верным последователем новой живописной системы — дивизионизма, созданной его другом Сёра. Опираясь на метод импрессионистов, Сёра и Синьяк стремились к дальнейшему рациональному развитию импрессионистической техники, заключавшейся в наложении на холст раздельных мазков с расчетом на их оптическое смещение в глазу зрителя, что усиливало декоративный аспект.
Красочные мазки чистого цвета дивизионисты как бы выкладывали наподобие мозаики на поверхности холста в виде маленьких прямоугольников. Этот художественный прием приобрел в их живописи настолько самодовлеющее значение, что почти полностью исключил из картин непосредственное восприятие действительности. Синьяк видел в этом метоле необходимые для искусства научные основы, исключающие субъективизм и неустойчивость, присущие живописи импрессионистов. Картина «Сосна» была создана Синьяком на юге Франции, в Сен-Тропезе. Художник изобразил огромное дерево с широкими ветвями и рядом маленькую повозку. Пейзаж написан в жаркий полдень; преобладают красные, розовые, фиолетовые и сиреневые тона, зеленый цвет присутствует в крайне малой степени. Эффект полуденного зноя и декоративная броскость пейзажного мотива усиливаются самой манерой выполнения, рельефными однотипными мазочками, благодаря чему фактура становится неподвижной и скованной искусственно заданным регламентом геометрической формы, не способной выразить эмоции художника.
Дивизионизм оказался, по существу логическим тупиком импрессионистического метода, хотя он интересен как художественно полноценный живописный эксперимент.
Картина поступила в Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в 1948 году из Государственного музея нового западногс искусства в Москве.