Резной камень и дерево Дагестана

Резной камень и дерево Дагестана
Декоративный сосуд в виде мерки для муки. Абрикосовое дерево, инкрустация, насечка мельхиором. Аварцы, с. Унцукуль, 1969

Резной камень и дерево Дагестана

Резьба по камню и дереву нашла широкое распространение по всему Дагестану. Каменные рельефы и деревянные архитектурные детали украшают различные сооружения и составляют неотъемлемую часть облика селений горцев. Резной камень особенно часто встречается в намогильных стелах. Мастера резьбы по камню работали в каждом селении, но были районы, в которых это искусство достигало высокого совершенства.

Ступка для чеснока. Липовое дерево, резьба. Аварцы. Начало XX в.
Ступка для чеснока. Липовое дерево, резьба. Аварцы. Начало XX в.

Лакцы, даргинцы, табасаранцы и лезгины в течение многих веков овладевали техникой резьбы по камню, и их искусство отличается особым богатством и разнообразием декоративных приемов. В горах Кайтага и в Табасарани в течение многих веков распространялся растительный геометрический и плетеночный узор. И древние и более поздние сюжетные мотивы включают изображения птиц, животных, реже — человека. Древние намогильные камни IX—X вв. в селах Варсит, Турага, Джули украшены солярными знаками: кругами, звездами, розетками. Наряду с архитектурными и мемориальными памятниками из камня изготовляются небольшие вещи бытового назначения: ступки для чеснока, основания прялок. Еще более распространены в быту изделия и^ дерева. Кроме ступок и стоек для прялок вырезаются мерки для муки, солонки, чаши для бузы, настенные полки для ложек, решетки для сушки различных продуктов, ложки самых разнообразных форм, сундучки, шкатулки, табуретки, детские кроватки, шкафы и лари для муки. Стилистическая близость узорной резьбы на камне и дереве объясняется тем, что почти все мастера владеют обеими профессиями. Вместе с техникой резьбы широко применяется выжигание. В этой технике выполнены контуры цветочной росписи на консолях и потолке мечетей селений Джули, Ахты.
Близкая по форме утварь в каждом селении орнаментировалась по-разному. В даргинских селениях Кубачи, Кища, Харбук, Шири господствует пышный растительный узор, целиком покрывающий все изделие.
В табасаранских селениях Хучни, Ханаг, Джули и Шиляги преобладают очень сложные мотивы плетенок. В лезгинских центрах нашел распространение геометрический узор в технике трехгранно-выемчатой и ногтевидной резьбы.
Обязательная принадлежность каждого дагестанского жилища — ступки для чеснока, необходимого компонента любимого национального дагестанского блюда. Изготовляются они из дерева и камня. Каменные ступки имеют форму стопы и сравнительно небольшой размер. Узор, покрывающий их, относится к широко распространенному типу растительного орнамента, получившего особенно широкое распространение в XIX в. во многих даргинских селениях. Происхождение его, однако, следует отнести к гораздо более древнему времени.

Резной камень и дерево Дагестана
Декоративное панно „Птица“. Абрикосовое дерево, насечка мельхиором, рог. Мастер М. Казимаго- медов. Аварцы, с. Унцукуль. 1968

В архитектуре Кубачей и окружающих селений сохранилось большое количество так называемых албанских камней XV—XVIII вв. с крупным узором, который послужил прототипом рассматриваемого орнамента.
Подставка прялки, Камень, выемчатая резьба. Даргинцы, с. Сутбук. Конец XIX в.
Аналогичный узор XIX в. покрывает каменное основание кубачинской прялки (ее верхняя часть вырезается из дерева). Иногда мастер не ограничивался орнаментом и вводил сюжет: сцены охоты, всадников, животных, птиц. Однако в отличие от высокопрофессионального узора „заросль изображения конца XIX — начала XX в. имеют ярко выраженный характер примитива. Подобные рисунки часто вырезались на обратной стороне намогильных стел, реже — камнях, вмурованных в стены жилищ.
В аварских районах узор ступок бывает предельно скуп. Массивное, в виде большой рюмки, тулово ступки покоится на таком же прочном поддоне. Узор иногда ограничивается одной-двумя полосками по краю изделия и крупной, со следами топора, подрубкой у основания. Ручка и сосуд изготовлялись из одного куска дерева, что предопределяло ее небольшую величину. Отверстие в ручке не только помогает удерживать ступку во время пользования, но и служит для подвешивания на стене жилища. Изготовляются ступки из разных пород дерева — липы, груши, абрикоса, кизила. Толстостенность их обусловлена назначением. Пестиком служат так называемые „чертовы камни “ — плотные кремневые породы, имеющие вытянутые, обтекаемые формы. Дерево ступки, пропитанное соком чеснока, с течением времени также обретает твердость камня.

Ступка с пестиком. Камень, выемчатая резьба. Даргинцы, с. Кубачи. Втсграя пол. XIX в.
Ступка с пестиком. Камень, выемчатая резьба. Даргинцы, с. Кубачи. Втсграя пол. XIX в.

Форма ступки настолько традиционна, что образцы начала XIX в. ничем не отличаются от современных. Однотипность их формы для различных районов Дагестана также является характерной. Поэтому ступки аварцев, даргинцев и табасаранцев имеют лишь небольшие различия в способах порезки. Исключение составляют каменные ступки кубачинцев, обильно украшенные стеблями „заросль“.
Другой обязательный предмет горского быта — мерка для муки. Это высокий цилиндрический сосуд с тонкими стенками и массивной ручкой. Благодаря значительным размерам, изделие играло видную роль в обстановочном комплексе жилища, а потому очень часто богато украшалось. В селениях долины Гидатля мерки покрывались крупной выразительной резьбой с изображениями птиц.
Мерка для муки. Липовое дерево, плоскостно-выемчатая резьба. Даргинцы, с. Кубачи. Датирована I 354 г. Хиджры
Мерки, изготовлявшиеся в даргинских селениях Тумли, Мирсеги, Кубачи, поражают обилием мельчайшего узора с множеством переплетающихся стеблей, цветов и завитков. Он сплошной густой сеткой ложится на поверхность изделия. Не исключена возможность, что в прошлом эти сосуды имели ритуальное значение, поскольку верхняя часть их иногда украшалась узорной надписью — изречением из корана. В прошлом аналогичные надписи были распространены на резных деревянных вставках в кафедрах мечетей.

Декоративное панно ,,3верь“. Абрикосовое дерево, насечка мельхиором, кость. Мастер М. Казимаго- медов. Аварцы, с. Унцукуль. 1969
Декоративное панно ,,3верь“. Абрикосовое дерево, насечка мельхиором, кость. Мастер М. Казимаго- медов. Аварцы, с. Унцукуль. 1969

Чем больше и сложнее была насечка, тем дороже ценилась трость. С годами выработались традиционные унцукульские орнаменты. Несмотря на свою самобытность, они, несомненно, родственны росписи на балхарских кувшинах, гацатлинской гравировке по меди, резному камню Западной Аварии, черневому рисунку ругуджинских серебряных украшений.
Отдельные элементы узора насечки и их сочетания имеют определенные названия. Зигзагообразный бесконечный узор называется „улицей“, палочки, исходящие веером из одной точки, — „птичьим следом и т. д.
Можно заметить, что большинство вколоченных кусочков металла располагается по окружностям. Это происходит оттого, что в основе рисунка, наносимого предварительно, лежат циркульные линии. Все остальные элементы лишь объединяют их. Совершенное владение этим инструментом позволяет мастеру находить бесконечно разнообразные варианты узора.
Со второй половины XIX в. наряду с палками все большее распространение получали трубки, находящие хороший сбыт не столько внутри края, сколько на внешнем рынке (Шамиль карал смертной казнью за курение). Вырезались трубки из плотного абрикосового дерева и имели самые разнообразные, порой весьма замысловатые формы.
Подобно балхарской керамике, из которой только часть, предназначенная для вывоза, богато расписывалась, унцукульские трубки подразделялись на „пастушеские и „на продажу. „Пастушеские имели скромный узор, но были довольно велики по размеру. На их лицевую, хорошо обозримую часть с помощью гвоздиков вколачивались кусочки латуни или мельхиора, имеющие треугольные, трапециевидные и округлые очертания. Такого рода насечка хорошо просматривалась даже на большом расстоянии и была нетрудоемка.

Ступка для чеснока. Абрикосовое дерево, резьба. Даргинцы, с. Кища. Конец XIX в.
Ступка для чеснока. Абрикосовое дерево, резьба. Даргинцы, с. Кища. Конец XIX в.

Второй тип трубок иногда частично сохранял инкрустацию пластинками, но основную его часть составляла насечка из проволоки. Проволока, в свою очередь, подразделяется на сплющенную, вколачиваемую ребром, и круглую, вставленную торцом. Последняя выполняет роль гвоздиков или клиньев, предохраняющих плоскую проволоку от выпадения. Иногда центром деталей узора служат вставки из черного рога, подкрашенной или белой кости. Мундштук трубки изготовлялся из черного буйволиного или светлого коровьего рога, изогнутого в нагретом состоянии. Замысловатые формы чубука и сильно изогнутые очертания мундштука в начале XX в. сменяются более простыми, прямолинейными.
Со второй половины 1950-х годов количество видов изделий, выпускаемых унцукульцами, намного расширилось.
Изготовленные на токарной основе, отполированные, с хорошо выявленной текстурой дерева, изделия обрели новые декоративные качества. Узор на изделиях располагается таким образом, чтобы наиболее выгодно подчеркнуть форму. Если издали просматривается общее расположение пятен, то вблизи видна виртуозная техника насечки, тончайшие полоски, заполняющие внутреннюю часть узоров.
Ступка для чеснока. Кизиловое дерево, насечка мельхиором, подкрашенная кость. Аварцы, с. Уицукуль. 1968
Тщательная обработка поверхности изделий создала возможности для применения новых декоративных приемов насечки. Для конца 1960-х годов становится характерным матовое, нелакированное дерево. Коричневая с красным отливом древесина выгодно оттеняет тонкий, как кружево, узор. Мастер не стремится к сплошному и плотному заполнению поверхности металлом, оставляя много свободного дерева. В то же время и ступка и богато украшенный пестик утрачивают свое функциональное назначение, превращаясь в нарядную декоративную вещь.
Переход на токарную обработку заготовок способствовал не только расширению ассортимента изделий, но увеличению их размеров. Унцукульцы изготовляют большие выставочные вазы, в основе которых, однако, лежат привычные традиционные формы. В то же время, при изменившейся технике обработки, ручка вырезалась отдельно и монтировалась. Для работ мастеров конца 1960-х годов характерны поиски организации плоскостей на больших предметах, новых композиционных решений.
Резной камень и дерево Дагестана В вазочках, солонках и другой посуде возрождаются старинные приемы насечки, применявшиеся мастерами прошлых поколений. Многие узоры как бы переживают второе рождение. Вновь появляются: „стрелка44, „косой46, „птичий хвост, но в целом следует отметить большую ясность композиции и ограничение числа составляющих ее элементов. Все чаще применяется точечный узор из гвоздиков в сочетании с кружочками, поскольку он прочно удерживается в дереве и дает хороший декоративный эффект.

Солонка с инкрустацией. Абрикосовое дерево, насечка мельхиором, кость. Аварцы, с. Унцукуль. 1969
Солонка с инкрустацией. Абрикосовое дерево, насечка мельхиором, кость. Аварцы, с. Унцукуль. 1969

Среди предметов, изготовляемых унцукульскими мастерами, в конце 1960-х годов можно встретить ряд вещей, которые ранее резьбой не украшались. Это прежде всего ложки, черпаки, дуршлаги. Полный набор таких предметов размещается в подвесных солонках- ложечницах на стенах жилищ. Настенные солонки украшались чрезвычайно щедро резьбой с мотивами солярного происхождения, имели сложный силуэт напоминающий птиц, лошадей, реже — архитектуру. Разнообразные формы ложек, воткнутых ручками вниз по бокам солонки, служили как бы скульптурным дополнением.
Форма современных ложек значительно упростилась, но ручка их стала украшаться мельхиоровой насечкой.
Роль унцукульских изделий как декоративных предметов еще более определялась по мере появления таких вещей, как настенные блюда и панно. Традиция украшать стены жилищ Абрикосовое дерево, насечка мельхиором, рог. Аварцы, с. Аварии блюдами и тарелками очень древняя, но обычно это чеканная, гравированная Унцукуль. 1969 медь и керамика. Деревянные блюда имели лишь хозяйственное назначение и не имели никакого узора.
Во второй половине 1960-х годов унцукульские блюда стали покрываться насечкой.
Закономерно, что узор таких больших изделий был крупным и выразительным. Ровная поверхность блюда еще более чем в других предметах предрасполагала к циркульным приемам. Вся его плоскость покрывалась множеством кругов, вписанных один в другой, круглыми дисками, фигурами, напоминающими колесо со спицами. Иногда блюда достигали такой большой величины, что употреблялась древесина самого крупного дерева — ореха.
К самому последнему времени относятся панно с насечкой, изготовленные унцукульцами. В основу их сюжетов положены изображения на каменных рельефах-вставках, украшавших стены жилищ и мечетей в Кубачах. Несколько поврежденные в период смены религий (у большинства изображений живых существ отбиты головы). В унцукульских панно кубачинские каменные рельефы творчески интерпретированы. В соответствии с иным материалом они даются очень условно.
Это столько же изображение, сколько и типичный унцукульский орнамент.
Следует оговориться, что хотя декоративные панно с изображением животных интересны, их можно рассматривать пока как поиск, не определяющий общего характера современных унцукульских изделий. По-прежнему основным направлением, которому отдают свои силы ведущие мастера, остается традиционный, порой заново переосмысленный своеобразный узор унцукульской насечки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art