Царскосельский дворец

Царскосельский дворец 3

Царскосельский дворец

В начале XVIII столетия на месте нынешнего Царскосельского дворца располагалась небольшая усадьба, окруженная лесами и пустошами. По-фински она называлась Сааримойс («мыза на возвышенном месте»), а по- русски — Сарская мыза. Когда в 1703 г. был основан Петербург, Петр I начал жаловать расположенные вокруг строящегося города земли своим приближенным. Сарская мыза первоначально была отдана генерал-губернатору Ингрии и Карелии А.Д. Меншикову, а в 1710 г. была «отписана» на супругу царя Екатерину Алексеевну.

В 1717 г. по проекту архитектора И. Браунштейна здесь начали строить первый каменный дворец. Названный по имени императрицы — Екатерининский, — он первоначально представлял собой небольшое, крытое гонтом двухэтажное здание. Перед дворцом на искусственно насыпанных земляных уступах разбили сад с парниками и оранжерея- \ш, а к западу от дворца был устроен зверинец — отгороженный участок леса, где содержались лоси, кабаны и зайцы для царской охоты. Императорское новоселье торжественно отпраздновали в августе 1724 г. Новую загородную резиденцию вскоре стали называть Царским Селом.

Царскосельский дворец 2

В 1744—1748 гг., в правление императрицы Елизаветы Петровны, Царскосельский дворец подвергся перестройке по проекту архитектора Андрея Квасова. Однако главные работы в Царском Селе связаны с именем знаменитого архитектора Франческо Бартоломео Растрелли (1700— 1771 гг.). Сын итальянского скульптора, переселившегося в Петербург при Петре 1, к 1750-м гг. он был уже широко известен великолепными постройками в Киеве, Митаве и Петербурге. В Царском селе мастерство Растрелли проявилось с особой силой.

SAMSUNG DIGITAL CAMERA
SAMSUNG DIGITAL CAMERA

В 1752—1756 гг. Растрелли заново перестроил Екатерининский дворец. Его фасады, протянувшиеся в длину более чем на 300 м, получили новую архитектурную обработку: огромное количество колонн, пилястр и скульптурных фигур придают дворцу необычайно нарядный и торжественный вид. Стены были окрашены в лазоревый цвет, лепные и резные украшения позолочены. На отделку дворца пошло около 100 кг золота. К со- жалению, его интерьеры были практически уничтожены в годы Второй мировой войны и в послевоенные годы были восстановлены заново.

Царскосельский дворец 4

В южной половине дворца выделяется грандиозный Большой зал площадью 846 * 846 кв. м. Его стены прорезаны двадцатью четырьмя стеклянными дверями и окнами верхнего яруса. Пышная резьба по дереву, покрытая позолотой, является главным украшением зала. Простенки заполняют зеркала в пышных резных рамах. Роспись плафона была исполнена итальянским мастером Джузеппе Валериани (оригинал не сохранился; восстановлена в 1950—1960-х гг.).
Залы Парадной анфилады также созданы по проектам Растрелли. В их число входила и широко известная Янтарная комната, которая была единственным в мире образцом применения янтаря для декоративной отделки стен. Картинный зал дворца освещается двенадцатью стеклянными дверьми и окнами, расположенными в два яруса. Сверкающие золотом двери, украшенные фигурами Минервы и кариатид, огромный плафон, изображающий простор неба, где на облаках восседают античные боги, живописный декор стен и узорный паркет из цветного дерева гармонично сочетаются с хранящейся здесь коллекцией произведений западноевропейской живописи XVII — начала XVIII вв. Среди них полотна известных голландских и фламандских мастеров — Эмануэля де Витте. Адриана ван Остаде, Давида Тенирса, Яна Бота, Давидса де Гема и Яна Фейта, а также картины французских и итальянских художников — Жана Марка Натгье, Жака Куртуа, Жака Бланшера, Луки Джордано, Антонио Балестры и других.

Царскосельский дворец 5

С 1780 г. в Царском Селе работал выдающийся шотландский архитектор Чарлз Камерон (1740—1812 гг.). Он приехал в Россию в 1779 г. В Царском Селе Камерон создал знаменитую Камеронову галерею с «Агатовыми комнатами». По чертежам Ч. Камерона создавались интерьеры южных залов дворца, которые сегодня носят название Камероновых комнат. Они отличались особенной изысканностью оформления. Для отделки опочивальни императрицы и примыкающего к ней Синего кабинета («Табакерки») было применено лиловое и ярко-синее стекло в обрамлении золоченой бронзы. В верхнюю часть стен вмонтированы изящные барельефы на античные сюжеты, исполненные знаменитой английской фабрикой «Веджвуд». Для оформления Лионского зала был использована ляпис-лазурь. В Арабесковом зале Камерон ограничился лепкой и декоративной росписью с легкой золотой подсветкой, достигнув при этом исключительного изящества и стройности архитектурного образа.

Царскосельский дворец 6

Зеленая столовая — одна из наиболее интересных комнат, созданных Камероном. Светло-зеленые стены покрыты белыми лепными рельефами в виде лиственных гирлянд, ваз, скульптурных фигур. Убранство зала дополняют медальоны с танцующими амурами и барельефы на мифологические сюжеты. Весь лепной декор был создан скульптором И.П. Мартосом.
В начале XIX в. в Царском работал В.П. Стасов. В 1817 г. им был создан Парадный, или Мраморный, кабинет и несколько смежных с ним комнат. После пожара 1820 г., причинившего северной половине дворца большой ущерб, Стасов возглавил работы по реставрации всех пострадавших помещений, в том числе интерьеров Растрелли и Камерона. Восстанавливая с большой точностью своеобразие архитектуры своих предшественников, он проявил себя художником большого дарования. К сожалению, анфилада комнат, созданная по проектам Стасова в восточной части дворца, также погибла во время войны.
Последняя крупная постройка Царского Села — Александровский дворец — связана с именем архитектора Дж. Кваренги (1744—1817 гг.). В начале XIX в. в одном из флигелей Екатерининского дворца было размешено закрытое учебное заведение — Лицей, в котором воспитывался А.С. Пушкин.
Со времен Елизаветы Царское Село служило летней императорской резиденцией. После 1917 г. дворцово-парковый ансамбль был превращен в музей. В 1937 г. в столетнюю годовщину со дня гибели А.С. Пушкина Царское Село получило свое современное название.

Царскосельский дворец 7

Во время Второй мировой войны дворцовый ансамбль Пушкина очень сильно пострадал. В огне пожара погибла значительная часть Екатерининского дворца, лишь в некоторых помещениях уцелели фрагменты архитектурно-декоративной отделки. Были разрушены павильоны, мосты и плотины, вырублено и уничтожено множество вековых деревьев. С 1945 г. велось восстановление дворца с максимальным приближением фасадов к их виду в XVIII в. В 1959 г. открылись первые восстановленные дворцовые залы. В январе 1983 г. дворцы и парки Пушкина обрели статус заповедника, который с 1990 г. называется Государственным музеем-заповедником «Царское Село».

Царскосельский дворец 9

Сегодня в собрании музея насчитывается более 20 тысяч экспонатов. В их числе — коллекции живописи западноевропейских художников XVI—XX вв. и русских художников XVIII—XIX вв., собрание русской, западноевропейской и восточной мебели XVI11 — XX вв., многочисленные предметы декоративно-прикладного искусства: китайский, западноевропейский и русский фарфор XIX начала XX вв., западноевропейские и русские фаянсовые изделия XVII — начшга XX в., стекло и янтарь, художественный металл и коллекции оружия, принадлежавшего российским императорам, военные мундиры и гардероб царской семьи, ковры, портьеры, образцы тканей. Книжное собрание включает в себя редкие издания XVI—XIX вв. и книги из библиотек Екатерининского и Александровского дворцов. принадлежавшие российским императорам и членам императорской фамилии.

Царскосельский дворец 8

Одно из самых известных сокровищ музея — знаменитая Янтарная комната. Бесследно пропавшая во время войны, она была заново воссоздана по старым рисункам и фотографиям в 1980—2002 гг. В этой работе приняли участие историки, минералоги — специалисты по янтарю, химики, художники, скульпторы, резчики по камню. Работы растянулись на долгие годы. И лишь в мае 2003 г., в канун 300-летия Петербурга, посетители Екатерининского дворца впервые смогли увидеть возрожденное янтарное чудо.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art