Часовенный мост в Люцерне
Дерево — старейший материал, используемый человеком для постройки мостов. А старейший деревянный мост в Европе — из числа сохранившихся — находится в швейцарском городе Люцерн.
Сегодня Люцерн пользуется славой одного из самых популярных у туристов городов Швейцарии. Путешественников влекут сюда захватывающие дух пейзажи, озера с прозрачной горной водой, знаменитый музей транспорта и многочисленные ансамбли средневековых построек. Но настоящим символом города, принесшим ему всемирную известность, стал прославленный Часовенный мост, переброшенный через быструю реку Рейс, берущую свое начало в Швейцарских Альпах.
Этот крытый деревянный мост необычен многим: и странным расположением — наискосок, под углом к берегу, и необычным художественным оформлением: его украшают десятки росписей на исторические темы. Не мост, а настоящая картинная галерея! А ведь эта «картинная галерея» в средние века должна была выполнять еще две функции: транспортную и оборонительную…
У южного конца моста прямо из воды встает восьмигранная Водяная башня, увенчанная шатровой кровлей. Считается, что в римские времена она служила маяком для рыбаков и торговцев, лодки которых бороздили Люцернское озеро. От этой башни Люцерн и получил свое название (lucerna— «маяк»).
Позже башня вошла в состав городских укреплений. Часовенный мост тоже задумывался и строился как часть оборонительной системы Люцерна. Его возвели в 1300— 1333 гг. (по другим сведениям — в 1357— 1367 гг.) Пешеходный деревянный мост на каменных опорах, под черепичной кровлей с треугольными фронтонами, протянулся почти на 200 м. На протяжении долгого времени он не только использовался для перехода с берега на берег, но и защищал Люцерн от вражеских нападений со стороны озера. Именно поэтому деревянные стены моста, обращенные к озеру, выше, чем стены, обращенные к городу. Мост перегораживал собой всю реку. Единственный проход для лодок был оставлен у часовни Св. Петра, от которой мост и получил свое название — Часовенный.
В 1611 г. художник Хайнрих Вагманн расписал внутренние части фронтонов кровли моста картинами на исторические темы. 76 из них были посвящены истории Люцерна и Швейцарии, остальные 147 иллюстрировали легенды о святых Леодегаре и Маврикии, небесных патронах города. Таким образом, прогулка по мосту превратилась в весьма занимательное времяпровождение: перед пешеходом разворачивалась вся история страны, событий, связанных с основанием Люцерна, евангелизацией Швейцарии, с жизнью святых подвижников. Курьезной достопримечательностью Часовенного моста кстати (и продолжают оставаться!) большие пауки, плетущие свои сети под его черепичной крышей, среди деревянных стропил, и имеющие обыкновение неожиданно падать на голову беспечного зеваки.
Из городских хроник известно, что до 1800 г. деревянный мост пережил по крайней мере 10 небольших ремонтов. После этого его еще четырежды (в 1833, 1834, 1838 и 1898 гг.) реконструировали, чтобы приспособить к текущим потребностям города. Как бы то ни было, в XX столетие Часовенный мост вступил практически в своем первозданном виде. Тем ужаснее был удар, нанесенный мосту пожаром в августе 1993 г. Причиной его, по-видимому стала непогашенная сигарета, брошенная с одного из прогулочных катеров, проходивших мимо моста. Большая часть деревянных конструкций была охвачена огнем; пламя уничтожило почти все росписи. Удалось спасти лишь около 30 из 110 остававшихся в то время на мосту живописных работ.
Мост был возвращен к жизни в 1994 г., спустя восемь месяцев восстановительных работ. Швейцарские реставраторы постарались с максимальной точностью воссоздать утраченные элементы конструкции. Погибшую живопись пришлось заменить копиями.
Несмотря на пережитую трагедию. Часовенный мост остается одной из наиболее привлекательных достопримечательностей города. Летом горожане украшают его цветами, и тогда мост выглядит наподобие деревянной
беседки, по прихоти строителей почему-то сооруженной над водой. Только вытянулась эта «беседка» на долгие 200 метров…