Искусство народов северо-запада

Искусство народов северо-запада
Солонка. Конец XIX в. Дерево, резьба, окраска. 34 x 20
Место приобретения и собиратель неизвестны. Коми.

Искусство народов северо-запада в собрании Государственного музея этнографии народов СССР

На северо-западе РСФСР, наряду с русскими, издавна живут народы финского происхождения: коми-зыряне, коми-пермяки, карелы саамы, крайне малочисленные вепсы, ижора и другие. Несмотря на давние тесные связи с русским народом они сохранили в своей культуре немало национальных черт, что особенно ярко выразилось в одежде, предметах домашнего обихода, главным образом, в их орнаментации.

Экспонаты, характеризующие культуру населения северо-запада России, немногочисленны. Наиболее обширной является коллекция по народам коми, насчитывающая почти две с половиной тысячи предметов, — крупнейшая в Советском Союзе. В сложении этого фонда участвовали С. И. Руденко, финский ученый Й.Сирелиус, а также известные знатоки быта коми С.И.Сергель,
А.Ф.Теплоухов и ряд местных журналистов. Особенно ценны коллекции Сергеля, составляющие костяк дореволюционного собрания. В последние годы, благодаря активной деятельности сотрудницы музея М. А. Браун, было собрано около тысячи разнообразных этнографических предметов. В коллекциях преобладают домашняя утварь, предметы быта и одежда, близкая к русской.

Искусство народов северо-запада
Скобкарь. Конец XIX в. Дерево, резьба. 21 Х 24 Европейская Россия. Карелы. Собиратель неизвестен

Хозяйство коми до победы Великой Октябрьской социалистической революции имело полунатуральный характер, что объяснялось многими причинами, в том числе и почти полным бездорожьем. Промыслы были развиты очень слабо, в основном обработка дерева, из которого делали всевозможные предметы домашнего обихода.
Значительное место в творчестве крестьянок-коми занимало узорное ткачество, сохранившееся до наших дней. В особенности славились этим коми- пермяки. Скатерти, полотенца, различные предметы одежды выделывались на простейших ткацких станах. Виртуозное владение сложной ткацкой техникой позволяло создавать браные, закладные и ажурные узоры, разноцветную пестрядь. Традиционным орнаментом являлись геометрические мотивы — ромбы, кресты, гребенки, крючки.
Своеобразным видом народного искусства коми были вязаные изделия, которые, несмотря на примитивную технику изготовления, представляют большой художественный интерес. Таковы чулки, варежки, носки, украшенные многоярусным геометрическим узором, состоящим из ромбов, крестов или острых ломаных линий, выполненным обычно в три-четыре цвета.
Не менее полно представлено творчество карел; в их коллекцию входят памятники по этнографии и народному искусству не только жителей Карельской АССР, но и населяющих район верхней Волги (тверские карелы). В этом собрании самыми многочисленными являются образцы одежды, тканья и вышивки, в которых народное мастерство получило особенно яркое выражение. Вышивкой украшались подзоры, скатерти, полотенца, одежда. В узоре преобладала красная нить, которой вышивали по белому холсту. Исключение составляют многоцветные изделия Пудожского и Онежского районов.
Большое место в творчестве карельских мастеров занимала обработка дерева. Очень ценны высокохудожественные предметы, вырезанные из карельской березы. Ее красивая по рисунку текстура, выявленная опытным мастером, делала нарядной самую обычную и простую по форме вещь. Привлекают внимание красотой и строгостью внешнего облика и своеобразием внутреннего убранства карельские избы.

Искусство народов северо-запада
Игрушка «Лев». 1977 Глина, полива. 18×10 Ленинградская область, Ло- дейнопольский район, село Алеховшина. Вепсы. Собира­тели Д. А. Горб, 3. Б. Предтеченская
9. Игрушка «Олень». 1977 Глина, полива. 10×8 Ленинградская область, Лодейнопольский район, село Алеховшина. Вепсы. Собира­тели Д. А. Горб, 3. Б. Предтеченская

Значительный научный интерес представляют небольшие по количеству, но ценные по составу и художественным достоинствам собрания по саамам, вепсам, ижоре, финнам-ингерманландцам и такой малоизвестной широкому читателю народности, как эвримейсет. Среди них следует выделить вепсскую керамику и, в частности, изделия мастеров с реки Ояти. Оятский гончарный промысел, существовавший еще в прошлом столетии, носил характер подсобного занятия. В годы Советской власти гончары были объединены в артель, и своего расцвета это предприятие достигло в 1930-е годы. Здесь в тесном содружестве работали вепсы и русские, создававшие бытовую керамику, игрушки и различные свистульки в уже сложившейся ранее традиционной вепсской манере.
Сравнительно недавно фонды музея обогатились прекрасной коллекцией современной оятской керамики. Среди них особое внимание привлекают игрушки — изображения зверей, птиц, выполненные в типичном архаичном стиле, покрытые ярко-коричневой поливой.
Новому подъему работы гончаров способствовало принятое ЦК КПСС постановление «О народных художественных промыслах». Ярко раскрылись творческие возможности мастеров, изготовленные ими изделия самобытны и оригинальны.

Искусство народов северо-запада
Игрушка «Конь». Начало ХХ века, Вологодская губерния, Коми-зыряне.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art