Андреа Мантенья
Андреа Мантенья родился 1431 году недалеко от Падуи. Будучи маленьким ребенком он начал учиться у Скварчоне на правах сына. В 1448 году Андреа написал первую картину. Он расписывал церкви в Падуе и Вероне, совершил путешествие во Флоренцию, где видел творения ее мастеров — как все художники того времени. Мантенья не был чужд флорентийскому влиянию в своем творчестве. В 1453 году художник женился на старшей дочери известного художника Якопо Беллини. Этот брак связал его с семьей выдающихся венецианских живописцев. В 1460 году Мантенья переселяется в Мантую и начинает работать для двора герцогов Гонзага. Часто его фигуры приобретали почти скульптурные очертания.
Маленький шедевр Мантеньи Смерть Марии проделал долгий путь, прежде чем оказался в стенах Прадо. Сначала, вплоть до 1627 года, эта работа находилась в коллекции герцогов Мантуанских, затем перешла к английскому королю Карлу I.
При распродаже коллекций была куплена испанским послом в Лондоне Карденасом для подарка Филиппу IV. При ее небольших размерах в этой работе выразились все лучшие стороны творчества Мантеньи. Нужно сказать, что сначала доску венчал полукруго изображением Христа, держащего душу усопшей. Сейчас этот фрагмент хранится в Ферарре, и. тем не менее, даже в таком неполном виде это произведение производит потрясающее впечатление. Торжественная и суровая траурная церемония проходит на фоне раскрытого окна, за которым простирается безбрежный пейзаж, очень точно соответствующий своим негромким звучанием и горизонтальными линиями всему настроению. У горизонта водный и воздушный простор замыкает крепость. Контраст алого цвета в траурном ложе Мадонны и плаща склонившегося перед ней апостола с черными тонами ее одежды и темно-зелеными оттенками в одежде апостолов придают картине дополнительное напряжение. Прекрасно выписаны головы собравшихся у тела Девы Марии апостолов. Их лица выражают глубокое переживание. В картине присутствует простор и воздух, а колористическая гамма создает ощущение просветленной напряженности происходящего.