Евгений Васильевич Буторов художник-реставратор
На свете много интересных профессий. Одна из них — художник-реставратор. Специальность эта требует от человека не только технической сноровки, но и отменного художественного вкуса. Тем и другим сполна наделен Евгений Васильевич Буторов, «мастер золотые руки». Это имя он заслужил. Сколько разных вещей прошло через его руки! И у каждой своя неповторимая судьба. Вспомним некоторые эпизоды реставрационной практики мастера.
1966 год. В Москве состоялся IV Международный конгресс музеев оружия и военной истории. Готовясь к нему, сотрудники Государственного Исторического музея попросили Буторова отреставрировать военное снаряжение европейских рыцарей XV — XVI веков. Давно прошли времена боевых турниров. До того как попасть в музей, рыцарская амуниция долго лежала в разобранном виде: повредилась и потускнела. Мастеру предстояла нелегкая задача — придать доспехам боевой вид.
Путем сложной механической и химической обработки реставратор не только привел доспехи в полный порядок — соединил разрозненные части, возобновил гравировку и позолоту, но и восстановил клейма с именами мастеров, которые изготовили это грозное снаряжение. Так возрожденные вещи позволили представить и облик рыцарей и узнать имена ремесленников-оружейников XV — XVI веков.
1967 год. В Исторический музей возвратилась пропавшая из экспозиции стальная шпага второй половины XVIII века. Ее эфес был украшен стальными бусинками с «бриллиантовой» огранкой. Переливы «бриллиантов» и ввели похитителей в заблуждение. Убедившись в ошибке, они варварски разломали эфес, а разрозненные части закопали в землю, где шпага пролежала больше года. Для полированной стали такое «хранение» гибельно — вещь была испорчена до неузнаваемости.
Когда шпага попала в руки Евгения Васильевича, к ней было приложено заключение специальной комиссии: «Восстановить невозможно». Шутка ли: эфес составлен из десяти тысяч стальных шариков. Все они разной формы с размерами от 0,5 до 5 миллиметров.
Такой шарик не то что гранить — удержать в руках трудно. Испорчено их больше восьми тысяч, остальные две тысячи погибли. Граненую сталь можно реставрировать лишь новой огранкой. Значит, заново нужно изготовить недостающие бусины, а потом вместе с испорченными под микроскопом заново огранить их вручную. Какой шарик 16, какой 48, а какой 86 гранями.
«Берусь, — сказал Евгений Васильевич.— Если тульские мастера XVIII века смогли сделать такую вещь, неужели через двести лет нельзя восстановить ее!» Много времени потратил реставратор на разгадку секрета сборки эфеса: рукояти, дужки, щитка, темляка. Например, стальные бусинки рукояти соединялись тонкими стальными проволочками. В темляке они были собраны на шерстяную нить, а затем уже связаны в банты и подвески… После того как принцип сборки был разгадан, мастер сам изготовил инструменты для работы. А потом самое главное: ему пришлось заново открыть способ изготовления «бриллиантовой» огранки стали. Этим способом тульские мастера перестали пользоваться с начала XIX века.
Наконец стальной эфес засиял первоначальным блеском. На это ушло десять лет труда. Уникальная тульская шпага вновь заняла свое место в залах музея, а мастер взялся за новую работу.
1973 год. Для Музея-усадьбы «Останкино» Евгений Васильевич реставрировал английские часы XVIII столетия. Механизм их был полностью испорчен, на резном корпусе имелись значительные утраты красного дерева и бронзы. Реставратор сделал из латуни новую ажурную решетку, отремонтировал корпус. Он не только придал часам прежний вид, но и устранил неполадки в механизме. Настроил ход и бой часов, получасов и четвертей часов. А главное, заставил действовать все 16 музыкальных программ с регулятором громкости и скорости звучания. Можно себе представить удивление и радость посетителей музея, когда начинает звучать очередная музыкальная программа с мелодичным перезвоном колокольчиков. При этом: на циферблате видны указатели не только дней и месяцев года, но также фаз луны и знаков Зодиака.
1974 год. В московском Плотниковом переулке был найден клад. Ковш экскаватора поднял из земли разорванную серебряную кружку с крышкой. Музей истории и реконструкции Москвы, куда попала поврежденная вещь, передал ее на «лечение» Буторову.
Первым делом мастер очистил от грязи и специальным раствором промыл детали кружки. Затем смастерил деревянную оправку, на которой осторожно выправил донце и тулово. С помощью кусочков старого серебра припаял тулово к донцу. Тщательно зачистил швы и выправил в местах повреждений пышный чеканный орнамент. После реставрации специалисты определили, что кружку изготовил в 1630 — 1645 годах голландский мастер Кристиан Паулсен. Она украсила музейную экспозицию.
1980 год. Евгений Васильевич и сегодня продолжает реставрационную практику. К нему за помощью обращаются многие музеи страны. Но все чаще он выступает как художник — автор оригинальных произведений. На многих последних выставках экспонировались исполненные им ювелирные украшения из граненой стали. Они понравились посетителям и заслужили высокую оценку специалистов. Ожерелья, серьги, браслеты собраны из нескольких тысяч стальных «бриллиантов». Эти вещи не только неповторимы технически, но и тонки, изящны по замыслу. Старая огранка XVIII века получила новое воплощение в современных ювелирных произведениях.
Резные перламутровые камни в тонких стальных оправах — новое увлечение Буторова. Резать хрупкий перламутр не так-то просто. Одно неверное движение руки — и работа испорчена. Но художник не сдается. Из-под его резца выходят удивительные звери, птицы, знаки Зодиака и даже портреты.
Нежные переливы светлого и темного перламутра подчеркивает холодным мерцающим блеском легкая стальная оправа.
Какая работа ждет реставратора завтра? Какой материал заинтересует художника послезавтра? Пока неизвестно. Известно только, что Евгений Васильевич трудится много и с удовольствием. А значит, зрителя ждут новые встречи с его работами.