Жан-Мишель Баския

Жан-Мишель Баския
Жан-Мишель Баския

Детство Жан-Мишель Баския

Жан-Мишель Баския родился в Бруклине в 1960 году. Его мать, Матильда Андрадас, также родилась в Бруклине, но ее семья из Пуэрто-Рико. Его отец, Жерар Баския, был иммигрантом из Порт-о-Пренса, Гаити. В результате этого смешанного брака молодой Жан-Мишель свободно владел французским и испанским, а также английским языками.

Его ранние чтения французской символической поэзии на языке оригинала позже повлияли на произведения искусства, которые он создавал во взрослом возрасте. Баския проявил талант к искусству в раннем детстве, учился рисовать и рисовать с поощрения своей матери.

Он часто использовал расходные материалы (например, бумагу), принесенные домой с работы его отца бухгалтером. Баския вместе с матерью посетили множество музейных выставок в Нью-Йорке, и к шести годам Жан-Мишель был зачислен младшим членом Бруклинского музея. Он также был увлеченным спортсменом, участвовал в соревнованиях по легкой атлетике в своей школе.

Рыбалка Жан-Мишель Баския
Рыбалка

После того, как в 8 лет Баския сбила машина во время игры на улице, ему сделали операцию по удалению селезенки. Это событие привело к тому, что он прочитал знаменитый медицинский и художественный трактат «Анатомия Грея» (первоначально опубликованный в 1858 году), который ему передала его мать, когда он выздоровел. Живописные биомеханические изображения этого текста, а также рисунки из комиксов и карикатуры, которые нравились юному Баския, однажды придут, чтобы наполнить собой полотна с надписями на стенах, благодаря которым он стал известен.

После развода родителей Баския жил один со своим отцом. А его мать признали неспособной позаботиться о сыне из-за проблем с психическим здоровьем. Ссылаясь на физическое и эмоциональное насилие, Баския в конце концов сбежал из дома и был усыновлен семьей друга. Хотя он время от времени посещал школу в Нью-Йорке и Пуэрто-Рико, куда его отец пытался переехать с семьей в 1974 году, он окончательно бросил школу Эдварда Р. Мерроу в Бруклине в сентябре 1978 года в возрасте 17 лет.

Абориген Жан-Мишель Баския
Абориген

Раннее обучение

Как сказал Баския: «Я никогда не ходил в художественную школу. Я провалил художественные курсы, которые я посещал в школе. Я просто смотрел на многие вещи. И вот как я узнал об искусстве, глядя на него». Искусство Баскии уходит своими корнями в граффити-сцену Нью-Йорка 1970-х годов.

После того, как он стал участником драматической группы Верхнего Вестсайда под названием Family Life Theater, он разработал персонажа САМО (аббревиатура от «Same Old Shit»), человека, который пытался продать публике фальшивую религию. В 1976 году он и его друг-художник Аль Диас начали рисовать распылением здания в Нижнем Манхэттене под этим псевдонимом. Материалы САМО были в основном основаны на тексте и передавали антиправительственные, антирелигиозные и антиполитические послания. Текст этих сообщений сопровождался логотипами и изображениями, которые позже будут использоваться в сольных работах Баскии, особенно трехконечной короной.

Земля Жан-Мишель Баския
Земля

Вскоре произведения SAMO привлекли внимание средств массовой информации контркультурной прессы, в первую очередь Village Voice, издания, посвященного искусству, культуре и музыке, которые считали себя отличными от мейнстрима. Когда у Баскии и Диаса возникли разногласия и они решили прекратить совместную работу, Баския завершил проект кратким сообщением: САМО МЕРТВО. Это сообщение появилось на фасаде нескольких художественных галерей Сохо и зданий в центре города в 1980 году. Приняв к сведению заявление, друг Баскии и сотрудник по стрит-арту Кейт Харинг устроил имитацию поминок для SAMO в Club 57, подземном ночном клубе в Ист-Виллидж.

Лого Жан-Мишель Баския
Лого

В течение этого периода Баския часто был бездомным и вынужден ночевать в квартирах друзей или на скамейках в парке, поддерживая себя попрошайничеством, торговлей наркотиками и раздачей раскрашенных вручную открыток и футболок. Однако он часто посещал клубы в центре города, особенно Mudd Club и Club 57, где он был известен как часть «детской толпы» молодых посетителей (в эту группу также входил актер Винсент Галло).

Макс Роуч
Макс Роуч

Первые успехи

Оба клуба были популярными тусовками для нового поколения художников и музыкантов, включая Кита Харинга, Кенни Шарфа, кинорежиссера Джима Джармуша и Энн Магнуссон, которые стали друзьями и время от времени сотрудниками Баскии. В частности, Харинг был заметным соперником, а также другом, и эти двое часто вспоминаются как соревнующиеся друг с другом, чтобы улучшить масштаб и амбиции своей работы. Оба они получили признание на схожих этапах своей карьеры, параллельно продвигаясь к вершинам мировой известности в мире искусства.

Частично из-за своего погружения в эту сцену в центре города Баския начал получать больше возможностей для демонстрации своего искусства и стал ключевой фигурой в новом художественном движении в центре города. Например, он появился в качестве диджея в ночном клубе в клипе Blondie Rapture, укрепив свой тайник как фигура в «новой волне» крутой музыки, искусства и кино, выходящей из Нижнего Ист-Сайда. В это время он также сформировал и выступил со своей группой Gray. Однако Баския критически относился к нехватке цветных людей в центре города, и в конце 1970-х он также начал проводить время в пригороде с художниками-граффити в Бронксе и Гарлеме.

Автопортрет 1986
Автопортрет 1986

После того, как его работы были включены в историческую выставку на Таймс-сквер в июне 1980 года, популярность Баскии повысилась, и в 1982 году у него была первая персональная выставка в галерее Аннины Носей в Сохо. Статья Рене Рикарда на Artforum «Сияющее дитя» 1981 года укрепила позицию Баскии как восходящей звезды в более широком мире искусства, а также связь между граффити и панк-сценами в центре города, которые представляла его работа.

Подъем Баскии к более широкому признанию совпал с прибытием в Нью-Йорк немецкого неоэкспрессионистского движения, которое стало подходящей площадкой для его собственного уличного экспрессионизма. Баския начал регулярно выставляться вместе с такими художниками, как Джулиан Шнабель и Дэвид Салле, все из которых выступали против недавнего историко-художественного доминирования концептуализма и минимализма.

На итальянском
На итальянском

Зрелый период

Неоэкспрессионизм ознаменовал возвращение живописи и возрождение человеческой фигуры в современном искусстве.

Изображения африканской диаспоры и классической Америки акцентировали внимание на работах Баскии того времени, некоторые из которых были представлены в престижной галерее Мэри Бун на персональных выставках в середине 1980-х годов (позже Баския был представлен арт-дилером и галеристом Ларри Гагосяном в Лос-Анджелесе).

1982 год был знаменательным для Баскии. Он открыл шесть персональных выставок в городах по всему миру и стал самым молодым художником, когда-либо включенным в Documenta, престижную международную феерию современного искусства, проводимую каждые пять лет в Касселе, Германия. За это время Баския создал около 200 произведений искусства и разработал фирменный мотив: героическую фигуру черного оракула в короне.

Героический Жан-Мишель Баския
Героический

Легендарный джазовый музыкант Диззи Гиллеспи, боксеры Шугар Рэй Робинсон и Мухаммед Али были одними из тех, кто вдохновлял Баскию в его творчестве в этот период. Эскизные и часто абстрактные портреты отражают сущность, а не физическое сходство предметов. Свирепость техники Баскии с прорезями краски и динамическими штрихами линий была предназначена для того, чтобы раскрыть то, что он видел как внутреннее «я» своих испытуемых, их скрытые чувства и их самые сокровенные желания.

Эти работы также усиливали интеллект и страсть своих героев, а не зацикливались на фетишизированном черном мужском теле. Другой эпический образ, основанный на западноафриканском гриоте, также широко используется в эту эпоху творчества Баскии. Гриот пропагандировал историю сообщества в культуре Западной Африки посредством рассказов и песен, и Баския обычно изображал его с гримасой и прищурившимися глазами, надежно устремленными на наблюдателя. Художественные стратегии и личное влияние Баскии соответствовали более широкому черному ренессансу в мире искусства Нью-Йорка той же эпохи (о чем свидетельствует широкое внимание, уделяемое в то время творчеству таких художников, как Фейт Рингголд и Джейкоб Лоуренс).

Гленн Жан-Мишель Баския
Гленн
К началу 1980-х Баския подружился с поп-артистом Энди Уорхолом

С ним он сотрудничал с серией работ с 1984 по 1986 год, таких как «Десять боксерских груш (Тайная вечеря)» (1985-86). Уорхол часто сначала рисовал, а потом Баския накладывал слой на свои работы. В 1985 году в статье в журнале New York Times Magazine Баския был объявлен горячим молодым американским художником 1980-х годов. Эти отношения стали предметом разногласий между Баскией и многими его современниками из центра города, поскольку они, казалось, ознаменовали новый интерес к коммерческому измерению арт-рынка.

Уорхола также критиковали за потенциальную эксплуатацию молодого и модного художника цвета, чтобы повысить его собственный авторитет как актуальный и актуальный для недавно значимой сцены Ист-Виллидж. Вообще говоря, это сотрудничество не было хорошо встречено ни публикой, ни критиками, и теперь часто рассматривается как меньшие работы обоих художников.

Возможно, в результате вновь обретенной известности и коммерческого давления на его работу, Баския к этому моменту своей жизни все больше пристрастился как к героину, так и к кокаину. Несколько друзей связали эту зависимость со стрессом, связанным с поддержанием его карьеры, и с трудностями, связанными с тем, чтобы быть цветным человеком в преимущественно белом мире искусства. Баския умер от передозировки героина в своей квартире в 1988 году в возрасте 27 лет.

Грилло
Грилло
Наследие Жана-Мишеля Баския

Все еще очень посещаемая надгробная плита Баскии на кладбище Грин-Вуд, Бруклин, Нью-Йорк.
Тем не менее, за свою короткую жизнь Жан-Мишель Баския сыграл важную историческую роль в подъеме культурной сцены центра Нью-Йорка и неоэкспрессионизма в целом. В то время как широкая публика цеплялась за внешнюю экзотичность его работ и была очарована его мгновенной известностью, его искусство, которое часто ошибочно описывалось как «наивное» и «этнически грубое», имело важные связи с предшественниками выразительности, такими как Жан. Дубаффе и Сай Твомбли.

Баския и его работы продукт культуры знаменитостей и коммерции 1980-х годов, он и его работы продолжают служить для многих наблюдателей метафорой опасностей художественного и социального излишеств. Подобно супергероям из комиксов, которые сформировали раннее влияние, Баския взлетел к славе и богатству, а затем так же быстро вернулся на Землю, став жертвой злоупотребления наркотиками.

Джим Кроу
Джим Кроу
Жан-Мишель Баския граффити

Получатель посмертных ретроспектив в Бруклинском музее (2005 г.) и Музее американского искусства Уитни (1992 г.), а также участник многочисленных биографий и документальных фильмов, в том числе Жан-Мишель Баския: Сияющее дитя (2010) и Джулиана Шнабеля. художественный фильм, Баския (1996; бывший друг Дэвид Боуи в роли Энди Уорхола), Баския и его контркультурное наследие сохраняются.

В 2017 году, получивший признание критиков, был выпущен еще один фильм «Бум по-настоящему: последние подростковые годы» Жана Мишеля Баския, который также вдохновил на проведение выставки с таким же названием в художественной галерее Барбакан в Лондоне. Его искусство остается постоянным источником вдохновения для современных художников, а его короткая жизнь постоянным источником интереса и размышлений для индустрии искусства.

Каждому
Каждому

Искусство Баскии, наряду с его другом и современником Китом Харингом, пришло на смену тому конкретному периоду контркультурного нью-йоркского искусства. Работы обоих художников часто выставляются рядом с работами друг друга. Совсем недавно на выставке 2019 года Кейт Харинг и Жан-Мишель Баския: пересекающиеся линии в Мельбурне, Австралия. И был выдан ряд коммерческих лицензий на воспроизведение нескольких его визуальных мотивов. Недавно в Uniqlo появилась серия рубашек с графическим принтом, демонстрирующих работы обоих художников.

После его смерти многие художники создали множество работ, вдохновясь его творчеством.

Сюда входят художники-граффити и художники по инсталляции, а также музыканты, поэты и режиссеры. Визуальные художники, на которых оказал влияние Баския, включают Дэвида Хьюитта, Скотта Хейли, Барб Шерин и Ми Бе из Северной Америки, а также европейских и азиатских художников, таких как Дэвид Джоли, Матье Бернар-Мартен, Микаэль Тео и Андреа Кизеси, все из которых цитируют его работа как определяющая для их собственного развития. Такие музыканты, как Кожей Радикал, Шабака Хатчингс и Лекс Амор, также оценили его работу как информативную для них самих. Эти три музыкальных исполнителя, в частности, появились вместе с другими на Untitled, совместном сборнике, выпущенном как дань уважения Баскии в 2019 году лондонским звукозаписывающим лейблом The Vinyl Factory.

Птица на деньги 1981
Птица на деньги 1981
Труба
Труба
Чудо, 1985
Чудо, 1985
Ядовитый оазис
Ядовитый оазис
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art