Искусство Корнеилу Бабы
вечерних сумерках возвращается с поля крестьянская семья. Впереди, тяжело ступая босыми ногами, идет пожилой крестьянин с мотыгой в руках. Рядом с ним черноволосая девочка, по-крестьянски повязанная платочком. В руке у нее пустой кувшин — вода из него выпита за долгий трудовой день.
У девочки со взрослыми одни дела — повседневные крестьянские заботы. И выражение серьезной задумчивости в ее глазах — словно отражение тех мыслей, которые написаны на лицах старших — двух женщин и молодого крестьянина, замыкающего монолитную группу. Это раздумье объединяет людей, сообщает особый настрой картине народного художника Социалистической Республики Румынии, одного из крупнейших живописцев современности — Корнелиу Бабы.
Мерцающие светлые пятна белых рубах и платков вносят свежесть и остроту в красочную гармонию, построенную на сочетании золотистых, сероватых, коричнево-бурых оттенков. Фигуры героев взяты художником с низкой точки зрения. И на фоне вечернего неба они становятся монументальными. В сумеречном освещении скрадываются ненужные подробности, формы обобщаются, обретая особую пластическую цельность. А полоска вечерней зари у горизонта звучит эмоциональной нотой, усиливая жизненную конкретность изображаемого.
Чувствами и мыслями своими художник вместе с этими тружениками. Только глубокое знание родного народа, понимание всех его тягот и радостей позволило К. Бабе создать эту картину. Она ему далась нелегко. О большой подготовительной работе говорят многочисленные рисунки, этюды, варианты. В них художник искал наиболее верную композицию, колористическое решение и, главное, острохарактерные образы крестьян, судьбы которых заставили бы волноваться зрителя.
«Искусство должно волновать, — говорит К. Баба. — Картина живет не только пластической красотой художественных средств выражения, но прежде всего драматизмом глубоких человеческих чувств. Великие произведения живописи потрясают, вызывая сильные эмоции, которые в течение долгого времени не забываются». Именно к такой эмоциональности и глубине раскрытия образа устремлен на протяжении всего своего творческого пути замечательный румынский художник.
Корнелиу Баба родился в 1906 году в городе Крайова, славном своими революционными традициями. Его первым учителем был отец — художник Георге Баба. Выходец из бедной крестьянской семьи, Г. Баба сумел все же окончить Венскую академию художеств. Тем не менее всю жизнь он вынужден был заниматься церковными росписями.
Для своего сына художник мечтал о другом пути в искусстве. Он стремился передать ему основы знаний с детства тренировал его глаз и руку. Отец учил Корнелиу искусству светотеневой моделировки, прививал ему навыки работы самыми разными материалами — карандашом, углем, акварелью. Он был столь же требователен по отношению к сыну, как и к другим ученикам. Нередко Корнелиу даже доставалось линейкой по рукам.
Когда мальчик подрос, отец стал брать его с собой на этюды в горы. То были немногие часы, которые оставались у него от преподавательской работы, от исполнения церковных росписей. Но именно совместная работа над этюдами привила юному художнику благоговейное восхищение величием природы.
Образование К. Баба продолжил в художественных школах Бухареста и Ясс, на философском факультете Бухарестского университета. Самое большое воздействие на юношу оказал его учитель по ясской школе — Николае Тоница. Он был одним из основоположников революционной румынской графики. Его антиправительственные и антивоенные рисунки и карикатуры печатались в прогрессивной прессе, неизменно вызывая горячие отклики общественности. Лирический дар художника проявился в его живописных произведениях, особенно в изображениях детей.
Встреча с Тоницей явилась для меня открытием человека и художника, которому суждено было помочь мне найти путь в живопись среди бесконечных поисков и мучительных проблем, меня одолевавших, — рассказывал позже К. Баба. — Когда мы расставались с ним, то всей душой ощущали потребность рисовать. Он вливал новые силы, желание работать… заставлял уважать наше ремесло художника».
Восприняв многое от учителя, К. Баба не стал его подражателем. Он шел своим путем, формируя собственную манеру, отыскивая свои темы и образы. Широкие творческие перспективы открыла перед художником народная власть, установленная в Румынии в 1947 году.
Перед художниками освобожденной Румынии стояла большая задача — помогать своим искусством всенародному делу строительства социализма, эстетическому воспитанию трудящихся. Одной из важных проблем, которую им предстояло решить, было возрождение станковой тематической картины.
Для К. Бабы работа в этой области была главной едва ли не с самых первых его самостоятельных шагов. Еще в начале 40-х годов он написал «Ужин» и «Возвращение крестьян с полевых работ». Эти ставшие классикой полотна своеобразно трактуют крестьянскую тему. В 1949 году К. Баба создает композицию «Вступление в коллективное хозяйство», посвященную новому дню родины.
Важным этапом творчества явилась работа над темой крестьянского восстания 1907 года — одной из самых трагических и героических страниц истории Румынии. В картинах «Восстание» и «1907 год» К. Баба передает весь гнев, всю боль крестьянства, поднявшегося на борьбу против поработителей. Вооруженные вилами и кольями, готовятся повстанцы к выступлению. Сумрачные краски этих полотен звучат реквиемом участникам восстания, но алые отблески зари словно бы возвещают грядущую победу.
Работа над исторической темой способствовала еще более глубокому восприятию и раскрытию художником народных образов. Вскоре он создает картины «Отдых в поле» и «Крестьяне» (с описания которой мы начали свой рассказ о творчестве художника). Вслед за этими полотнами, вошедшими в число самых выдающихся произведений румынской живописи, были написаны «Сталевары», «Семья», «Материнство», «Сограждане». В большинстве из них рядом со взрослыми изображены дети. Вот спящий ребенок, словно бы воплощающий представления о мире и покое («Отдых в поле»). Вот черноглазая девчушка, пытливо глядящая на мир («Семья»). Вот ребятишки вместе с мамой («Материнство»). В каждой из этих картин видна искренняя любовь художника к детям — нежным, набирающим силу росткам.
Человек как мерило прекрасного постоянно привлекает К. Бабу. Вот почему он пишет так много портретов. Среди них — портреты выдающихся деятелей румынской культуры, простых тружеников, близких, друзей. В каждом из них художник передает своеобразие характера, глубоко проникает во внутренний мир человека.
Остротой психологической характеристики привлекает портрет Михаила Сорбула. Широкой уверенной кистью пролеплено лицо писателя. В ясном и добром взгляде выражение собранности и пристального внимания. Темный мерцающий фон не отвлекает внимания от главного — образа человека, сложного и многогранного, характеристике которого способствует и строгий колорит портрета.
Классичен и в то же время современен по мироощущению портрет девушки, написанный в мягкой приглушенной красочной гамме. Словно бы навеян воспоминаниями о любимой художником испанской живописи этюд «Девочка с пером».
Часто обращается художник к натюрморту и пейзажу. Созданные им пейзажи Румынии отмечены мощным индивидуальным почерком.
Советские зрители высоко ценят творчество К. Бабы — почетного члена Академии художеств СССР. Большая выставка его произведений, прошедшая недавно в Москве, позволила лучше познакомиться с работами этого выдающегося художника.