Вязание Ткачество Короделие Дагестана
Развитие производства ковров было связано с развитием овцеводства. Уже в античное времяа было известно, что окрашивание производилось красителями, полученными из растений, произраставших в здешних местах.
В XII в. г. Дербент славился красками, добываемыми из трав, кустарников и деревьев, окрашивающих пряжу в яркие насыщенные цвета. Природа Южного Дагестана издавна снабжала мастериц естественными красителями. Только из корня небольшого травянистого растения марены добывалась краска трех цветов: коричневого, красного и розового.
До 60-х годов прошлого века корни марены представляли важнейшую статью торговли и экспортировались во многие страны. Разводить марену перестали лишь после изобретения химических красителей. Из молодой кожуры грецкого ореха добывали прочную коричневую краску, из растения „карачуп“ — черную, а из белого клевера получали различные золотистые оттенки. Известно, что в недрах гор на территории Дагестана имеются все химические вещества, необходимые для закрепления окраски пряжи: железный купорос, алюминиевые квасцы и другие.
Малоземелье, избыток свободных рук и наличие сырья в крае предопределяли развитие женских художественных ремесел, связанных с ковровым производством. Женщины могли уделять ковроткачеству восемь-десять месяцев в году, свободных от сельскохозяйственных работ. Мастерицы изготовляли напольные ворсовые и войлочные ковры (пол в домах был земляной), настенные паласы, хурджины, пояса для носки кувшинов и другие изделия, необходимые в горском быту. Узорное ткачество встречается во многих селениях Дагестана, но особенно известны такие центры, как лакское селение Балхар, даргинские селения Кища, Кудагу, аварские селения Ругуджа, Чох, Корода.
Балхарские тканые подстилки имеют красивую охристо-коричневую гамму и характерный рисунок внутри полос. Даргинские паласы выдержаны в коричнево-белом цвете и узор их скромен. Для аварских поясов к кувшинам характерна красно-охристо-голубая гамма.
В горных районах Дагестана чрезвычайно распространены узорные вязаные носки, а также валяная расшитая обувь. Форма и рисунок узора этих вещей настолько разнообразны, что изделия почти каждого селения имеют свои самобытные черты. Особый оригинальный вид изделий представляет вязаная обувь. Наиболее крупные центры производства этих изделий — Рутульский, Тляратинский и Бежтинский районы.
Преимущественно гладкие двухсторонние ковры, а также войлоки и циновки изготовляются в Хунзахском, Левашинском и Тляратинском районах.
Войлоки с прорезным и вваляным узором, паласы и мелкие ковровые изделия: попоны, подушки, торбы — широко распространены у кумыков и аварцев Хунзахского и Буйнак- ского районов.
Своеобразные войлочные ковры с вваляным узором представляют собой мягкую толстую кошму, в которую ввалян узор другого цвета. В простейшей из них сохраняется натуральный цвет шерсти — белый и черно-коричневый. Вваляиый узор мягкий, расплывчатый и состоит из геометрических и рогообразных мотивов, что связывается с пережитками древних скотоводческих культов.
Гладкие узорные и ворсовые ковры изготовляют лезгины и рутульцы. Своеобразные конопляные изделия с ткаными узорами и ворсовые ковры выделывают табасаранцы. Длинные тканые паласы и войлоки с вваляным узором характерны для лакцев. Узорные прорезные войлоки, гладкие и ворсовые ковры составляют основу кумыкского ковроделия.
Несмотря на многообразие, большинство перечисленных видов ковровых изделий обладает общими признаками, составляющими как бы „общедагестанское“ единство.
Большим своеобразием отличается традиционная, в значительной степени архаичная, так называемая кайтагская вышивка. Некогда широко распространенный в отдельных селениях Нагорного Дагестана — кайтагских, даргинских и аварских — теперь этот вид вышивки почти не встречается. Кайтагские вышивки конца XVIII — первой половины XIX в. представляют собой прямоугольные или квадратные коврики, сплошь заполненные крупными разноцветными узорами. С лицевой стороны изделия простегиваются крупными стежками, закрепленными с обратной стороны дополнительной нитью, что позволяет экономично расходовать ценные, привозимые издалека, шелковые нити. В орнаменте кайтагских вышивок просматриваются древние изобразительные мотивы, широко распространенные в Нагорном Дагестане. Изображения фигуры человека, животных, птиц, руки в сочетании с причудливыми контурами мотива рогов, солярных знаков и геометрических элементов создают неповторимый декоративный эффект.
Принцип построения узора во многом перекликается с гацатлинской гравировкой по меди, с валяными узорными лакскими войлоками, с унцукульской насечкой по дереву и балхарской ангобной росписью.
Подушка (лицевая часть). Вышивка гладью „в прикреп“ по настилу некрученого шелка. Даргинцы. XIX в.
Хотя в настоящее время кайтагские вышивки не изготовляются, в прошлом они были распространены чрезвычайно широко и применялись для обшивки одной стороны подушки, являясь важным элементом декоративного оформления комнаты. Этому способствовала чрезвычайно насыщенная цветовая гамма при относительно небольших размерах изделий. На сдержанном серо-синем фоне контрастно вырисовываются золотисто-оранжевые пятна розеток с белым и вишневым рисунком. В то же время почти каждый цвет имел много градаций благодаря разным оттенкам нитей. Иногда для акцента центральная часть розеток вышивалась золотой или серебряной нитью.
Широкое распространение золотошвейное искусство получило в Дагестане в начале XX века, хотя при дворах казикумухских ханов, кайтагских уцмиев, аварских нуцалов и тарковских шамкалов оно встречалось и в более раннее время. В центральных аварских (Чох, Согратль, Чарода) и даргинских (Кубачи, Губден) селениях с применением техники золотого шитья изготовлялись самые разнообразные предметы быта: занавесы на нишу, подушки, настенные коврики, сумочки и игольницы. До настоящего времени в Кубачах сохранился обычай украшения золотошвейным узором больших белых головных платков. Это очень тонкий изящный узор растительного характера. Наряду с цветками и трилистниками в шитье встречается изображение птицы, традиционное для резного камня и серебряных украшений XIX—XX вв.
Золотое шитье в занавесах имеет цельный рисунок и сближается с аппликационным узором аналогичных изделий народов Северного Кавказа.
Эту же разнообразную технику можно встретить у табасаранцев в оригинальной обуви — обмотках, вся верхняя часть которых орнаментирована.
Композиция изделий из лезгински хи та- барских районов строится на одном центральном медальоне с изрезанными краями, выступы которых, глубоко проникая в фон, способствуют лучшему с ним соединению. Традиция малых ковров тесно смыкается с древним производством молитвенных ковров- намазлыков, ныне не изготовляющихся. Многие элементы, вошедшие в узор под влиянием мусульманской религии (михраб), исчезают, или с утратой прежнего смысла превращаются в орнаментальное дополнение узора.
Если в композиции старых наседельников центральный медальон занимал небольшую часть изделия, но имел много кайм, то в современных из пяти окаймляющих орнаментальных полос остаются од на-две, зато центральный мотив заполняет почти всю плоскость. Узор хурджинов и наседельников сохраняет многие элементы крупных ковровых изделий данного района и связан с ними колористическим решением.
В даргинских и лакских районах еще в первой четверти XX в. была распространена войлочная расшитая обувь с сильно загнутыми носами. В селении Балхар обувь изготовлялась из белого войлока, частично обшитого сверху ярким сукном или сафьяном и была украшена шитьем из цветных золотых и серебряных ниток. Обувь этого типа носилась и мужчинами и женщинами, однако у мужчин она украшалась гораздо более скромно. При входе в помещение обувь снималась, и ее обладатель оставался в плотных узорных носках, совершенно необходимых в жилищах с земляным или каменным полом.
Вязанием шерстяных носков горянки Дагестана занимаются в каждом селении, в каждом доме. Этим искусством овладевают уже в детском пяти-шестилетнем возрасте. Хотя в большинстве селений вязание остается сугубо домашним производством, в некоторых высокогорных районах (Ахты, Микрах, Кубачи, Балхар, Тлярата) вязаная обувь издавна поставлялась на рынок.
Подобно ковровому искусству, узорное вязание имеет разнообразный орнамент и множество вариантов цветовых решений. Многие селения имеют свой традиционный узор, свою цветовую гамму и свою специфическую форму.
В большинстве случаев вязаные изделия имеют геометрический орнамент, но иногда это бывает сильно геометризованный растительный, а порой встречаются схематические изображения птиц и животных. Принцип построения узора, колорит и отдельные элементы орнамента весьма близки к схемам узора в ковровом искусстве. Закономерно, что в районах развитого ковроделия вязаные изделия наиболее многообразны и интересны. Лезгинские и даргинские носки имеют насыщенную темно-красную и густо-зеленую гамму с не резкими переходами. Рутульцы предпочитают темно-коричневый цвет в сочетании с синим и черным очень мелким и почти не выделяющимся рисунком.
Специфические условия жизни горцев предопределили самые различные типы вязаной обуви. Наряду с войлочной обувью и носками в Чародинском, Тляратинском и Бежтин- ском аварских районах существует род обуви, как бы объединяющий эти два вида изделий. Бежтинская вязаная обувь сохраняет узорность и принципы цветового решения, свойственные носкам, но в то же время вязка их гораздо более плотная, а подошва и сильно загнутый нос настолько прочны и жестки, что не уступают в прочности валяной и даже кожаной обуви. Необыкновенным богатством расцветки и сложностью геометризованного рисунка отличается вязаная обувь селений Бежта, Кидеро, Шаитль. В них преобладает гамма оранжевых, желтых, красных и охристых цветов с контрастным белым или черным рисунком. Несмотря на резкие чередования полос и контраст рисунка, создающие известную пестроту, вязаная обувь этих центров смотрится цельной и нарядной.
У народов, населяющих центральную и северную часть Дагестана: даргинцев, лакцев, аварцев, каратинцев и кумыков издавна производятся гладкие безворсовые двухсторонние ковры. В большинстве случаев их орнаментация состоит из ярких гладких, чередующихся полос. Но иногда, например, в лакском селении Балхар, полосы разрабатываются внутри мелким геометрическим орнаментом. Ткутся ковры на обыкновенных узких горизонтальных станках, но затем сшиваются по длине и употребляются для застилания пола, украшения стен или сушки зерна. Нередко они сшиваются в мешки-хурджины и употребляются для перевозки зерна, кукурузных початков, сушеных фруктов.
Узор в большинстве случаев имеет растительный характер, но очертания его всегда сглажены и плавны, а многие элементы очень близки к мотивам рога, столь широко распространенным в войлоках народов Северного Кавказа. По сравнению с гладкими безворсовыми коврами, в войлоках наблюдается больше вариантов расцветки. Нередко встречаются сложные сочетания зеленых, охристых, оранжевых, желтых и других цветов.
Узор состоит из выразительных крупных геометризованных форм, расположенных в зеркальной симметрии. Орнамент состоит из сильно вытянутых угловатых стеблей и имеет черный контур, заполненный малиновым или темно-синим Циновка. Болотная осока, шерсть, цветом. Строгий рисунок контрастно выделяется на светло-сером ЗОЛОТИСТОМ фоне.
По характеру узора к аварским циновкам близки безворсовые двухсторонние ковры больших размеров — „давагины“. Производится этот вид ковров у многих народностей Дагестана и везде имеет разные названия. Для давагинов или думов (по-кумыкски), так же как и для большинства ковров аварцев и кумыков, типично большое количество свободного фона синего или темно-голубого цвета, на котором размещаются крупные узоры центральных мотивов ковра.
Изготовляются давагины на широких вертикальных станках и часто достигают шести-метровой длины, закрывая две стены жилища. В центральной части ковра компонуется Аварцы, 1960, деталь несколько медальонов со сложно изрезанным силуэтом. У мастериц этот орнаментальный мотив носит название „многошейный дом“. Средняя часть давагина окаймляется широким фризом с геометризованным узором на терракотовом фоне. Контрастные сочетания холодных и теплых тонов, четкий монументальный орнамент и обилие свободного фона служат отличительными декоративными чертами этого типа ковров.
В „думах“, изготовляемых кумыками в селении Казанищи, фон бывает светло-серый, в селении Кумторкала — черный. Центральные медальоны этих ковров сильно расчленяются внутренней орнаментальной разработкой, но в то же время почти утрачивают „ветви“. Цвет окаймления аналогичен цвету центрального узорного мотива. Рядом с черным или светлым фоном насыщенные тона узора с черной обводкой создают большой декоративный эффект.
В аналогичной „думам“ и паласам гладкой технике изготовляются безворсовые ковры „салмаг“. Для салмагов конца XIX в. характерно узорное, с множеством элементов заполнение длинного прямоугольного поля. По центру поля проходит ряд медальонов с внутренней орнаментальной разработкой. Переходным мотивом служат небольшие медальоны с „многошеими“ ответвлениями. От центральных розеток также отходят отростки-верточки, иногда заканчивающиеся цветками. Кайма ковра разбивается на ряд квадратов, в которых светлый фон чередуется с темным. Общая цветовая гамма — зеленовато-серая с коричневыми и синими вкраплениями.
Наряду с практичностью, сумах отличают высокие декоративные качества. Графичный узор сумаха во многом предопределяется техникой. Контурность и графичность особенно присущи сумахам лезгин, узоры которых, выполненные из ярко окрашенной шерсти, контрастно вырисовываются на серо-голубом или темно-красном фоне. Общий колорит сумахов по сравнению со всеми другими коврами чрезвычайно насыщен и состоит из синих, серо-голубых, белых, красно-коричневых и красных тонов.
Особую известность ковроткачеству Дагестана далеко за его пределами принесли ворсовые ковры. Они составляют основу ковровых изделий, изготовляемых в лезгинских, кюринских и табасаранских районах края.
Технологически ковры различаются по плотности и длине ворса. Обычно ковры с очень высокой плотностью имеют короткий ворс и низкая плотность определяет длинный ворс („тлярата“, ,,дженгутай“). Но существуют ковры („рушуль“, „казанице“), в которых при большой плотности относительно высокий ворс.
Ковры с коротким ворсом наиболее эластичны и шелковисты, а с возрастанием длины ворса становятся более упругими и жесткими при сгибе.
Мотивы дагестанских ворсовых ковров создают всеобъемлющее представление о богатстве форм узора, о многочисленности композиционных приемов, о разнообразии колористических решений. Дагестанский ковер можно воспринимать как картину живой природы.
В орнаментальных мотивах можно встретить изображения растений, животных и человека, архитектуры, орудий труда, оружия и предметов обихода.
На мягком синем или вишневом поле ковра как бы рассыпаны: бело-розовые „алма- гюль“ — яблоневый цвет, округлые „патнуси“ — подносы с гроздьями винограда, узорные „чанги“ — листья, „кушгюль“ — соловей и роза, многие другие. Орнаментальные формы дополняются такими элементами, как „карчары“ — рога джейрана, „кецер“ — кошки.
В прошлом большое распространение имели узоры „рушуль“, „мекка“, „кааба“ — названия которых говорят о тысячелетнем влиянии религии Ислама. Термины „мекка“, „кааба“ (мечеть), „михраб“ (молитвенная ниша), „лампа“ (лампада-светильник) свидетельствуют, что ковры имели ритуальное, религиозное назначение.
С исчезновением молитвенных ковров эти изобразительные мотивы утратили многие характерные черты, но остались элементы, помогающие организовать композицию, например, колонны „михраба“, подчеркивают вертикальность линии и служат удачным дополнением каймы.
В другом варианте можно видеть, как в ворсовом ковре табасаранского типа сохраняются общие очертания „михраба“, но уже без всякого заполнения. Его контур вплетается в расположение медальонов и является переходным мотивом. В ворсовой технике этого ковра нашли отражение орнаментальные мотивы, близкие „многошеим“ узорам аварских давагинов.
Ковер ворсовый. Шерсть. Лезгины. XIX в.
С другой стороны несомненно к южным районам относится происхождение крупных цветков (гвоздик) с внутренней разработкой в виде треугольных фигур (кипарисов). Наряду с формами, претерпевшими большие изменения, сохранились изображения, в которых без труда узнаются фигуры животных: лошадок с солярными розетками, собак, птиц, змей. Изображение змеи, часто находящееся рядом с волнообразными мотивами, увязывается с древним культом воды.
В Южном Дагестане особенно распространены ковры типа „сафар-чечне“, „турар-чечне“, ,,гассан-кала“. Узор ковра „сафар-чечне“ распадается на несколько многоцветных розеток, объединенных промежуточными мотивами. Каждый элемент очерчен несколькими контурами и с четырех стороны из него как бы вырастают „карчары“ — рога джейранов. Вытканные из белой шерстяной пряжи, они контрастно выделяются на темном поле ковра. Между „карчарами“ вкомпонованы фантастические листья „чанги“, включающие маленькие цветки голубых, оранжевых, коричневых и ярко-красных цветов. С центральным полем гармонируют каймы бордюра, число которых колеблется от трех до девяти. Узор их представляют орнаментальные розетки, геометрические или растительные мотивы. Фон ковра бывает разных цветов, но среди них преобладает насыщенно красный и глубокий синий.
Близкий, но имеющий свою специфику тип ковра изготовляется в селении Орта-Стал. Узор „турар-чечне“ (сабля) и „топанча-чечне“ (пистолет) лишь отдаленно напоминает скрещенное оружие, превратившись в причудливые, своеобразно расцвеченные фигуры. Узор располагается на белом с теплым оттенком фоне в виде нескольких медальонов, между которыми разбросаны небольшие геометризованные изображения деревьев, цветков и плодов. В современных коврах „топанча“ фон чаще выполняется из красной или синей шерсти.
Название „табасаран“ носят ковры, изготовленные во многих селениях центральной части Табасаранского района. Одно из интересных решений можно видеть в ворсовом ковре „пляска джигитов». Длинный вертикальный ковер включает четыре крупных шестиугольных медальона, расположенных по одной оси. Среднее поле заключено в двойную кайму, заполненную мелким узором в виде звезд. Несмотря на мелкий масштаб фигурок, они хорошо читаются на глубоком синем фоне центрального поля ковра. Наряду с „пляшущими джи- гитами“ по полю рассыпаны фигурки всадников, коней, изображения цветов, солярных мотивов. Четкости мелких мотивов в значительной степени помогает однотонная насыщенная цветовая гамма, а также предельная простота крупных геометрических форм. Светлый бордюр, окаймляющий среднюю часть, лишь подчеркивает насыщенность и гармонию основных сине-красных цветов.
В старинных вариантах табасаранских ковров этому в значительной степени способствовали натуральные красители.
Весьма распространен в Табасарани и другой тип ворсового ковра „джакул“ (кукла). Орнаментальный мотив возможно, входит в круг изображений антропоморфного характера, нередко встречающихся во всех видах декоративного искусства разных районов Дагестана. В свою очередь центральный узор располагается на фоне светлого, клетчатого орнаментального мотива, по преданию изображающего баранью шкуру. Ковер отличается полной симметричностью по отношению к вертикальной и горизонтальной осям. Интенсивный цвет средней фигуры глубоко проникает в сетчатый фон благодаря сильной изрезанности краев. Глубокие протоки синего цвета позволяют использовать прием взаимопроникновения цветов, несмотря на их контрастность. „Джа- кул“ входит в группу ковров селений долины реки Рубас-Чай, отличающихся особенной яркостью и праздничной нарядностью своих расцветок.