Куско. Место встречи великих цивилизаций.
Город Куско в нашем сознании ассоциируется с могуществом инков, с их удивительными памятниками древней культуры и несметными богатствами, судьба которых оказалась в руках испанских завоевателей. С XI по XVI в. (до прихода конкистадоров в 1533 г.) он являлся столицей империи инков — Тауантинсуйу, что в переводе с языка индейцев кечуа означает «империя четырёх сторон света». Инки считали его центром мира.
Происхождение Куско, а также расположенной в нескольких десятках километров от него цитадели Мачу- Пикчу и других инкских святынь окутано тайнами, лишь усиливающими интерес исследователей и туристов к этим памятникам истории.
По одной из инкских легенд, город основал Манко Капа- ко вместе со своей сестрой и женой Маму Окльо, которые пришли сюда от священного озера Титикака, следуя наказу их Отца-Солнца, дабы обустроить земли диких индейских племён. Место для города было найдено в долине Куско, близ горы Уанакаури, где вошёл в землю золотой жезл, вручённый Манко Капако Отцом-Солнцем.
Вокруг Куско, по мере подчинения ему соседних районов, стало складываться государство. Благодаря хорошей организации власти и боеспособной армии оно быстро росло и к концу XV в. охватывало большую часть Перу, значительную часть Эквадора, горные районы Боливии, север Чили, северо-запад Аргентины.
В доколумбовый период Куско являлся символом могущества империи. Его построили в форме пумы, священной защитницы инков. Согласно плану города, крепость Саксайуаман являлась её головой, внешняя стена — зубами, а нижний город — телом. В детородном органе раньше помещалось Золотое поле (Интипампа), в котором всё было сделано из золота в натуральную величину: росла кукуруза, приводимые в движение с помощью механизмов пастухи пасли альпак, летали бабочки. Все эти золотые изделия позже конкистадоры вывезли в Испанию.
От главной площади города — Уакапата (Священная терраса) расходились дороги в четыре главные провинции страны. По периметру площади располагались дворцы Касана, Коракора и Кисварканча, принадлежавшие Инкам Пачакутеке, Роке и Виракоче. Ни один европейский правитель не мог сравниться по богатству с императорами инков. После смерти старого императора его преемник должен был построить для себя новый дворец, а прежний, с помещённым в него забальзамированным телом умершего, превращался в святилище.
На территории Куско располагались сотни дворцов и храмов. В каменных храмах, стены которых изнутри были украшены золотом, совершались обряды поклонения богам и небесным планетам. В качестве жертвоприношений использовались мясо ламы, маисовое пиво, а во время болезни или смерти верховного Инки на алтарь приносились женщины и дети. Поражал своей роскошью храмовый комплекс Кориканча (Золотой двор). В храме бога солнца Инти окна, двери, стены, крыши, потолки. предметы культа были из золота. В центре храма находился огромный диск из чистого золота, символизирующий бога Солнца. Эти уникальные исторические ценности завоеватели также отправили в метрополию.
Испанцам удалось неожиданно быстро захватить Куско и другие города империи. Этому способствовали распри между её правителями — большую помощь захватчикам оказали индейские народы, стремившиеся освободиться от инкского гнёта. Конечно, не последнюю роль сыграла и доверчивость инкских вождей, позволявшая предводителю конкистадоров Ф. Писарро и его соратникам легко их обманывать, а также применение завоевателями огнестрельного оружия и суеверный страх, охватывавший индейцев при виде всадников на лошадях. Куско из столицы Тауантинсуйу превратился в столицу колониального владения испанцев — Новой Кастилии. Коренные народы андских государств на протяжении почти трёх столетий вели борьбу против испанского владычества, одним из результатов которой стало обретение независимости Перу в 1821 г.
Центральная площадь Куско всегда полна туристов. В расположенных вокруг площади магазинах продаются сувениры, а индейские женщины раскладывают свой товар прямо на площади. По вечерам из ресторанов слышна местная музыка, где зачастую выступают первоклассные танцоры и музыканты. Проходя по улицам города, объявленного инками «пристанищем богов», словно совершаешь путешествие в прошлое, погружаясь в атмосферу захватывающих исторических коллизий. В 1933 г. на конгрессе исследователей- американистов Куско был объявлен археологической столицей Южной Америки, а ЮНЕСКО провозгласило его культурным достоянием человечества.
Церковь Ла-Компания де-Хесус.
После прихода испанцев Куско постепенно превратился в город колониальной культуры, где на фундаменте сооружений инков был создан смешанный красивый архитектурный стиль города и собственный стиль живописи (школа Куско), которые можно увидеть в кафедральном соборе и в церкви Ла-Компания де-Хесус.
Современный Куско — административный центр одноимённого департамента, а кроме того, крупный торговый центр. Его население составляет около 300 тыс. человек. Особенностью климата города, расположенного в горной долине реки Уатанай (бассейн Амазонки) на высоте 3,4 тыс. м, является чередование тёплых дней и холодных ночей, продолжительный (с декабря по март) сезон дождей со средней температурой +11— 13 °С. В сухой период большинство дней — солнечные, с температурой +18—21 °С, при среднесуточной температуре +9 °С. Благодаря сохранившимся фрагментам древних инкских сооружений, прекрасной колониальной архитектуре он стал важнейшим туристическим центром Перу и одной из крупнейших достопримечательностей Южной Америки.
Внутри собор декорирован красивой резьбой по дереву (кедр) и золоту, живописными изображениями, чеканными изделиями. Живопись представлена работами религиозного содержания местных мастеров XVII—XVI11 вв. В галереях висят большие картины Базилио Санто Круса. Этот художник был любимцем епископа Мануэля де- Моллинедо, сыгравшего выдающуюся роль в утверждении Куско в качестве культурного центра Америки. Несколько центральных колонн расписал другой местный автор — потомок знатного инкского рода Антонио Синчи Рока. Своды собора оформлены известным мастером Маркосом Сапатой. Колокол собора, отлитый из золота, серебра и бронзы, весит 6 т, его звон слышен за 40 км. Сейчас войти в собор можно через дверь церкви Эль-Триунфо, которая была возведена в честь победы конкистадоров над индейцами.
В современном облике Куско прекрасно сочетаются архитектура инков и колониальное зодчество, испанские церкви и монастыри с руинами инкских сооружений. Многие здания колониального периода возведены на основаниях стен инкских построек. В некоторых из них расположены четырёх- и пятизвёздные отели.
Внутреннее пространство церкви Санто-Доминго пересекают три поперечные галереи, стены которых выложены голым рубленым камнем. Почти полное отсутствие алтарей в большинстве боковых часовен компенсируется многочисленными изящными нишами. Интерьер часовен украшен скульптурами христианских святых. Полотна, изображающие святого проповедника Висенте Феррера, занимают пространство под клиросом и искусно вписаны в кривизну арок и округлые формы колонн. Все работы выполненьнв середине XVIII в. Маркосом Сапатой.
Площадь Уакапата испанцы переименовали в Пласа де-Армас, частично разрушив сооружения на ней. Главная её достопримечательность — кафедральный собор, или главный костёл. — храм в ренессансном стиле, воздвигнутый на фундаменте дворца Виракоче. Он имеет форму латинского креста с тремя поперечными галереями (нефами), сообщающимися с двумя соседними церквами: Эль-Тртифо — на востоке и Ла-Фамилия Саграда (Святого Семейства) — на западе. Строительство велось почти 100 лет 1560—1654 гг.
Даже на фоне великолепного архитектурного ансамбля площади Пласа де-Армас выделяется своей красотой церковь в стиле барокко — Ла-Компания де-Хесус ордена иезуитов, поставленная в 1571 г. на месте, где когда-то стоял дворец Инки Уайны Капако. Она была разрушена землетрясением 1650 г., а затем восстановлена в 1688 г. Изысканный интерьер церкви включает резные балконы и алтарь, покрытый золотой фольгой, коллекцию скульптур и картин, к числу наиболее известных из них относится работа Маркоса Сапаты «Свадьба Мартина Гарсиа де-Лойолы и Беатрис Клары Койи», описывающая сцену свадьбы испанского дворянина и инкской принцессы.
Музей искусства доколумбового периода — первый и единственный перуанский музей, посвящённый древней перуанской культуре, в нём содержится 450 экспонатов, относящихся к периоду с 1250 г. до н. э. по 1532 г. н. э. Есть зал изделий из золота и драгоценных камней, кости и жемчуга; залы по культурам наска, мочика, уари, чиму, чанкай и инков.
Южнее Пласа де-Армас, на улице Мантас, находятся церковь и монастырь Ла-Мерсед, сооружённые в 1657—1680 гг. Наибольший интерес в этом архитектурном ансамбле представляют башня в стиле барокко, монастырские часовни в стилях барокко и Ренессанса, резные украшения и живопись колониального периода. В ризнице хранится дароносица высотой 1,3 м и весом 22 кг, изготовленная из золота и драгоценных камней и увенчанная огромной жемчужной сиреной.
По улице Лорето, берущей начало от Пласа де-Армас, и её продолжению, улице Пампа де-Кастильо, можно дойти до церкви и монастыря Санто-Доминго, построенных в 1633 г., а затем реконструированных в 1680 г. Эти здания стоят на месте самых величественных сооружений в городе — дворца Колькампата и храма Солнца Кориканча. Золотые предметы здесь до сих пор периодически находят во время земляных работ. Необыкновенно красивы сводчатые галереи в ренессансном стиле, вырастающие из стен древнего дворца.
Фасады выдержаны в классическом стиле, а башня с колокольней и колоннады — в стиле барокко.
Колокольня,возведённая в 1731 г., стала одним из самых значительных и запоминающихся архитектурных сооружений своего времени.
В квартале от Пласа де-Армас находится музей религиозного искусства (бывший дворец Инки Роки). Здание построено в мавританском стиле, двери и балконы украшены изящной резьбой. В нём несколько молелен выдержанных в различных архитектурных традициях. В колониальной период оно принадлежало ряду политических деятелей, создан в 1969 г. Здесь выставлены главным образом картины религиозного содержания, в том числе известные полотна Хуана Сапаты и других андских мастеров, а также образцы мебели колониального периода. Рядом с музеем находится огранённый индейскими мастерами двенадцатиугольный камень. Местные каменотёсы доказала, что камень не обязательно должен быть прямоугольной формы, жаться в кладке без скрепляющего раствора.
Пройдя от Пласа де-Армас вдоль нескольких городских кварталов по улицам Мантас, Маркес, Санта-Клара и Сан-Педро, оказываешься перед собором Сан-Педро, внешний вид которого вобрал в себя черты двух крупнейших образцов архитектуры Куско — кафедрального собора и церкви Ла-Компания де-Хесус.
Собор возведён в период с 1688 по 1699 г. при поддержке епископа Мануэля де-Моллинедо.
Продолжив движение от Сан-Педро по улице Хоспиталь, попадаешь на мост Альмудены. Неподалёку от него, на крутом склоне, находится площадь Альмудены, с которой открывается великолепный вид на Куско. Здесь же расположены церковь и кладбище Альмудены. Название этих сооружений связано с именем пресвятой девы Альмудены — покровительницы Мадрида и предложено при закладке церкви в 1683 г. епископом де-Моллинедо. Над центральным алтарём церкви, в урне, хранится его сердце.
На площади Назаренас находится Музей искусства доколумбового периода. В этом здании в 1450 г. размещался инкский театр. В 1580 г. здание принадлежало конкистадору Алонсо Диасу. В связи с открытием в нём в 2003 г. музея оно было полностью отреставрировано.
Сан-Блас — самая старая приходская церковь Куско. Собор имеет прямоугольные помещения и кирпичные стены, которые после землетрясений 1650 и 1950 гг. частично заменили каменными. В нем два портала, выходящие на просторные площади, и каменная башня с колокольней, сменившая после землетрясения 1950 г. старую кирпичную. Главная достопримечательность Сан-Бласа — филигранной работы кафедра из кедра в стиле испанского барокко, являющаяся шедевром континентального значения. Следуя канонам, кафедра имеет балкон, акустический купол и галерейный вход. Вероятнее всего, средства на её создание предоставил в конце XVII в. епископ Мануэль де-Моллинедо.
Неподалёку от музея располагается семинария Сан-Антонио Абада, принадлежащая к числу самых красивых и хорошо сохранившихся памятников религиозной архитектуры города. Её строительство началось в 1598 г. по указанию епископа Антонио дела-Райа и продолжалось около 100 лет. С 1692 г. это учебное заведение стало называться Королевским и Папским университетом под покровительством епископа де-Моллинедо.
На северо-восточной окраине Куско раскинулся район Сан-Блас с узкими, извилистыми улицами, изобилующими крутыми подъёмами и спусками. В доколониальный период он был заселен преимущественно инкскои знатью. В середине ХМ в. здесь с целью воспитания местного населения в духе католицизма был возведён собор одноимённого названия.
В радиусе от полутора тысяч метров до нескольких десятков километров от Куско расположен ряд очень известных или просто знаменитых памятников инкской цивилизации — объектов постоянного паломничества туристов. К числу важнейших из них относятся руины возведённой из огромных гранитных блоков крепости Саксайуаман, а также места совершения культовых обрядов Кенко Гранде и Кенко Чико (Кенко большой и Кенко маленький), представленные как наружными сооружениями и сложными мистическими изображениями на скалах, так и прорубленными в скале подземными лабиринтами. Однако наибольший интерес, пожалуй, вызывает цитадель Мачу-Пикчу, обнаруженная учёными лишь в 1911 г. Этот священный для инков город никогда не упоминался в испанских хрониках, так как испанцам не удалось его обнаружить. Не оставили о нём письменных свидетельств и инки. Инки считали Куско центром мира.
Размеры империи, столицей которой был этот город, величественные крепости и дворцы, неисчислимые богатства, замечательные ювелирные изделия инков, уровень их культуры, безусловно, давали им основание для такого утверждения.
Но и сейчас, спустя столетия, Куско является одним из центров мировой культуры, а многие тайны инкской цивилизации до сих пор не разгаданы. Наследие инков дополнилось шедеврами колониального периода, и этот очень болезненный для доколумбовых памятников опыт синтеза двух великих культур уникален, чрезвычайно любопытен и поучителен.