Народный художник РСФСР Шувалов Евграф Сергеевич
Народного художника РСФСР Евграфа Сергеевича Шувалова по праву считают одним из зачинателей «дятьковской школы» художественной обработки хрусталя. Его биография неотрывна от завода. Он начал свой путь еще в 1929 году со скромной должности «мальчика»-относчика. Рядом работал опытный мастер- отец. Вскоре бригада направила одаренного юношу учеником в живописный цех, а затем в художественный техникум. Окончив его в 1935 году, Евграф Сергеевич вернулся на завод.
Замечательное собрание заводского музея хрусталя стало для Е. С. Шувалова достойной школой, позволившей освоить все многообразие традиционных орнаментов и форм изделий из стекла, подсказавшей принципы комплектования сервизов с их композиционной законченностью, функциональной согласованностью деталей.
Для творчества Е. С. Шувалова характерен поиск в области декорирования хрусталя: художник подчеркивает его блеск и прозрачность легкими матовыми узорами, овладевает техникой травления, режимами полировки.
В 1952 году Е. С. Шувалов, ставший в это время главным художником завода, создает одно из этапных своих произведений — большой грустальный сервиз для праздничного стола, где традиционные элементы огранки, развернутые в новом композиционном построении, подчеркивают торжественные объемы и силуэты изделий.
Этой работе по манере выполнения близки образцы, предназначенные для массового производства. Они привлекают свойством декора быть нарядным без вычурности, пышным без перегруженности.
В практику художника входит интенсивно окрашенное цветное стекло, обработанное глубоким травлением. Экзотическими букетами орхидей, ирисов, маков «расцвечивали» в конце сороковых— начале пятидесятых годов вазы для цветов, выпускаемые массовыми тиражами. Принятые в производстве тех лет густые марганцевые, селеновые и кобальтовые «нацветы» (цветные слои на бесцветном стекле) художник нередко декорирует прямой глубокой гранью, либо строит формы гладкими, лишь отороченными граненым краем — как в туалетном наборе из рубинового хрусталя, окрашенного золотом в благородный пурпурный оттенок.
Созданные Е. С. Шуваловым наборы тонких и изящных рюмок и бокалов из цветного стекла—синих, красных, зеленых — декорированы широким золотым кантом с матовым чеканным узором. Изделия отвечают новому, утвердившемуся в начале шестидесятых годов стремлению художников к выявлению собственной декоративности материала через доступное ему богатство цвета. Впечатляют и шуваловские сервизы «дымчатой серии», выполненные из гладкого стекла, не тронутого ни резцом, ни кистью.
Поиск художника в цвете продолжен в его работах из сульфидного стекла. Е. С. Шувалов обычно избегает сочетания различно окрашенных стекол в одном произведении. Сульфидное же стекло в доступных ему градациях цвета позволяет создавать новый цветообраз предметов из стекла, где декор выражается исключительно доступными материалу переходами тонов. Таковы вазы «Березка» и другие, созданные в начале шестидесятых годов.
От выполнения образцов изделий для повседневного быта художник переходит к большим декоративным формам. Создание таких произведений требует иного подхода к граненому декору: умения составлять сюжетные тематические композиции, дополненные декоративными надписями. Такими стали юбилейные вазы, посвященные 40-летию Октября, партизанской борьбе в годы Великой Отечественной войны, покорению космоса, 175-летию Дятьковского хрустального завода. Е. С. Шувалов является одним из пионеров создания подобного рода произведений — подлинное новаторство сочетается у него с верностью замечательным традициям Дятьковского завода. Увлеченно трудясь, художник легко находит контакт с мастерами-исполнителями, что обеспечивает конечный успех выполнения самых сложных замыслов.
Работами в хрустале Е. С. Шувалов утверждает необходимость применения огранки — декоративного «языка», способного наилучшим образом выявить особенности лучистой природы материала. Художник успешно проектирует образцы для поточного производства хрусталя, в том числе прессованного, находя необходимый синтез эстетического и технологического начал.
Е. С. Шувалов следует традиции дятьковских мастеров — воплощению мира природы в образах изделий из стекла и хрусталя. Это придает его творчеству особые лирические интонации. К лучшим произведениям относятся сервизы «Цепочка» (1959 г.) и «Солнечный» (1965 г.), наборы бокалов «Подарочные» (1969 г.), «Паутинка» (1972 г.), декоративная композиция «Русское поле» (1972 г.).
Многие работы Е. С. Шувалова отмечены государственным Знаком качества.
Немалая заслуга в этом и мастера Е. Н. Булимова, работающего в содружестве с художником.