Паган
Город Паган, древняя столица Бирмы, расположен в долине реки Иравади, на ее левом берегу, и занимает площадь около 40 кв. км. Здесь, на широкой равнине, к небу вздымаются десятки и сотни больших и малых пагод, ступы, монастыри и храмовые комплексы, многие из которых украшены скульптурой и настенными росписями. Храмы наполняют бесчисленные изображения будд, тысячи каменных и терракотовых рельефов с изображением сиен из жизни Будды Гау- тамы. Памятники Пагана относятся к числу самых замечательных в мире шедевров древнего зодчества. Их называют восьмым чудом света.
С 1044 г. Паган являлся центром обширного и могущественного царства, которое, просуществовав около двух с половиной веков, оставило глубокий след в истории не только бирманского, но и других народов Юго-Восточной Азии. В это время сложились и получили развитие национальные формы бирманской архитектуры.
Расцвет Пагана связан с временами правления царя Аноратхи, правившего в 1044— 1077 гг. Успешные войны с соседями позволили Аноратхе надолго обеспечить безопасность и спокойствие своей страны, а переселенные им в Паган из завоеванных областей мастера и ремесленники немало потрудились над украшением царской столицы. Во времена Аноратхи начинается эпоха великого расцвета бирманского зодчества, длившаяся около двухсот пятидесяти лет. В это время в долине реки Иравади было построено около пяти тысяч храмов и пагод, изт которых более тысячи стою и сейчас. Один из древнейших храмов в Пагане — храм Нан- пая, построенный царем Аноратхой в честь его победы над монским правителем Ману- хой. Своей славой красивейшего храма Пагана он прежде всего обязан великолепному каменному убранству, в котором явственно проступают индийские мотивы.
Аноратхе наследовал его сын Чанзитта (1084—1112). На годы его правления приходится сгроительство в Пагане знаменитого храма Ананды. Чанзитта повелел также отреставрировать знаменитую буддийскую святыню — храм Махабодхи в Бодх-Гае, и построить в Пагане две копии этого индийского храма.
При наследнике Чанзитты, царе Алаунг- ситу (1113—1155), были построены крупнейшие сооружения — храм Швегуджи и огромный, 71-метровой высоты, храм Тхатбинью. Над ним поднималась ступенчатая кровля, завершавшаяся ступой-шикхарой. В верхнем ярусе находилось сводчатое святилише с большой статуей Будды.
Еще с XI в. в Бирме начали создавать огромные статуи будд (они могли изображать сидящего или стоящего Будду), некоторые из которых достигали гигантских размеров — их длина (или высота) могла достигать 50 и более метров. Статуи сооружались из кирпича, затем штукатурились и раскрашивались. Над ними воздвигались своеобразные храмы- «футляры», внутреннее пространство которых было почти полностью занято огромной скульптурой. Между стенами храма и заключенной внутри статуей Будды оставался лишь узкий проход. Теснота помещения еще силь нее подчеркивала величие божества и ничтожность стоящего перед ним человека. Характерным образцом такого сооружения является комплекс храма Манухи, который состоит из четырех храмов-«футляров», заключающих гри сидящих и одну лежащую скульптуру Будды.
Среди множества храмов и пагод Пагана есть «большие» и «малые». «Больших» пагод всего несколько — Швезигон, Мингала^еди, Швезандо, и каждая из них связана с именем определенного царя. Строительство каждой «большой» пагоды являлось общегосударственным делом.
Всемирно известным сооружением Пагана является храм Ананды, построенный в 1091 г. близ восточных ворот города. Увенчанный массивной ступенчатой пирамидой, он высится подобно сказочному видению, сияя позолотой и белизной стен. По своему типу эта постройка близка индийским и в то же время древнебирманским архитектурным традициям. Храм одноэтажный, с двумя рядами окон. Над ним круто поднимается шестиступенчатая кровля, украшенная миниатюрными храмами, ступами, башнями- шикхара, позолоченные скульптуры четырех последних будд — Какусанды, Конагаманы, Кассапы и Гаутамы. Три из них вырезаны из огромных стволов деревьев, четвертая отлита из бронзы. Свет проникает сюда через узкие, невидимые снизу шелевидные проемы, расположенные над сводчатым коридором. Солнечные лучи отражаются от золоченых статуй, и кажется, что будды излучают таинственный мерцающий свет.
Храм Ананды можно назвать настоящим музеем бирманской скульптуры XI—XII вв. Помимо скульптурных изображения будд, в этом храме находятся уникальные для бирманского средневекового искусства портретные статуи строителя храма короля Чанзит- ты и его современника, главы бирманской буддийской общины Шина Арахана. Они стоят в западной нише храма на коленях перед Буддой Гаутамой в позе «намаскара мудра», означающей моление или почтение. На их лицах — покой, ясность духа, уверенность в своих силах.
Над многочисленными храмами, рассыпанными в долине Иравади, подобно могучей золотой горе возвышается прекраснейшая и самая известная постройка Пагана — пагода Швезигон. Ее ансамбль сложился в 1084—1113 гг., когда в правление царя Чан- зитты была сооружена гигантская ступа Швезигон-четия. Впоследствии она была надстроена, расширена и позолочена. Сегодня Швезигон — единственная целиком позолоченная ступа Пагана. Под лучами жаркого тропического солнца она сияет, подобно священной горе Меру.
Ансамбль Швезигона является одним из крупнейших и наиболее почитаемых буддийских комплексов в Бирме. В святилище Швезигона находятся реликвии буддизма: лобная кость Будды и его зуб. Это — дары Швезиго- ну от сингальского правителя Виджаябаху I (1059—1144), усердного защитника учения хинаяны — одного из толков буддизма, получившего распространение в Бирме во времена царя Аноратхи.
Помимо паломников, пагода привлекает и просто туристов, желающих взглянуть на легендарный Паган и его памятники, среди которых Швезигон выделяется как своими святынями, так и высокими художественными достоинствами, благодаря которым пагода является одним из лучших образцов средневекового бирманского зодчества.