Ростовская финифть XVIII века
Ростовская эмаль — это особенное местное художественное явление, именно поэтому мы уделим ей главное внимание. Остановимся же мы на произведениях мастеров второй половины XVIII века, многие из которых публикуются впервые.
Еще в эпоху Киевской Руси ростовские ювелиры овладели производством художественной эмали. В последующие столетия они продолжали употреблять этот благородный материал для украшения литых крестов, образков, сканных окладов икон, церковной утвари.
Русские эмальеры, по-видимому, учились живописи по финифти у украинских и белорусских художников; они основали свои мастерские в Москве при Оружейной палате, в Сольвычегодске под покровительством бояр Строгановых.
Возможно, тогда же роспись по финифти была освоена и ростовскими ювелирами. Ведь они использовали эмаль в других художественных техниках на протяжении нескольких веков и изучить еще один новый прием им было несложно. К тому же, именно в 70-е80-е годы XVII столетия в Ростове по воле митрополита Ионы сооружается Ростовский Архиерейский дом, ведутся огромные по масштабам каменное строительство и художественные работы по украшению храмов фресками, иконами, церковной утварью. Ростовский митрополит Иона Сысоевич был некоторое время местоблюстителем Патриаршего Престола в Москве, и он, несомненно, был знаком с мастерами Московской Оружейной палаты. Он видел работы московских живописцев, и вполне вероятно, что такой знаток и покровитель искусств, как Иона Сысоевич, захотел завести у себя в епархии столь редкостное искусство. Правда, пока это остается лишь предположением.
Наиболее древними, достоверно ростовскими вещами, выполненными в технике живописи по финифти, являются произведения мастеров второй половины XVIII века. В Ростовском архитектурно-художественном музее-заповеднике хранится наперсный крест работы мастера Амфилохия, имеющий дату— 1777 год и имя автора.
Амфилохий, его дед и отец были священниками. В шестнадцать лет он поступил в ростовскую церковь Иоанна Милостивого причетником. Потом перешел в Воскресенскую церковь, где начал заниматься иконописью. В 1770 году его пригласили в Москву для участия в возобновлении живописи в соборах Кремля, а через семь лет Амфилохий был принят в братство ростовского Спасо-Яковлевского монастыря. Кроме иконописи в технике яичной темперы и росписи по финифти Амфилохий владел и техникой фрески. Известно, что в 1780 гoду он подновлял стенопись в церкви Зачатия Яковлевского монастыря.
В том же году он был посвящен в чин иеромонаха. Около 45 лет Амфилохий нес послушание, будучи гробовым монахом при мощах Димитрия Ростовского, был духовником многих выдающихся лиц того времени. Император Александр I, посетив Ростовский Яковлевский монастырь в 1823 году, принял благословение от Амфилохия и неоднократно беседовал с ним. В знак почтения Александр I прислал Амфилохию через князя А. Н. Голицына наперсный крест с бриллиантами. Скончался Амфилохий в 1824 году. В коллекции финифти Ростовского музея есть портрет Амфилохия, написанный неизвестным ростовским финифтяником около 1860-х годов, по-видимому, Для финифтяных произведений Амфилохия характерны экспрессивная манера живописи, яркие, сочные, как правило положенные корпусно краски. Он бережно относится к эмалевой основе финифтяной пластинки, не забивает ее сплошь красками, а оставляет достаточно много незакрашенных мест, отчего эмаль основы участвует в создании живописного эффекта, «дышит», как принято говорить у ростовских финифтяников.
Еще один ростовский художник по финифти — Петр Иванов — также был церковнослужителем. На двух сохранившихся подписных и датированных его работах — наперсном кресте 1791 года и овальной иконке «Богоматерь Знамения» 1793 года обозначен его церковный чин — “спасский дьячок”. Ряд вещей из собрания музея приписывается нами этому мастеру по стилистическим признакам. Это дробницы митр, окладов Евангелий, иконки. Судя по характеру живописи Петра Иванова, он так же, как и Амфилохий, писал иконы на досках в технике яичной темперы. Для его произведений характерно использование эмалевых красок самых густых, до предела насыщенных тонов. Темно-вишневые, коричневые, зеленые краски положены у него настолько сочно, что кажутся почти черными. В то же время желтые, розовые, светло-зеленые рядом с густыми темными тонами выглядят особенно ярко, контрастно.
Третий художник, с именем которого связывается определенный круг датированных и, бесспорно, авторских работ,— Алексей Игнатьевич Всесвятский. Он родился в 1762 году в Ростове, в семье священника церкви Всех Святых, в которой впоследствии служил сам. Так же, как его современник Амфилохий, А. И. Всесвятский писал иконы темперой на досках и одновременно владел искусством финифти. В самой ранней из его сохранившихся датированных работ— дробнице с оклада Евангелия «Евангелист Марк» 1790 года — явно чувствуется иконописная выучка. Одежды евангелиста написаны так же, как и на иконе, исполненной темперой: такие же стилизованные складки, так же, как в иконописи, наложены пробелы на выпуклых местах фигуры. Лик святого то-же написан в иконописной манере.
Интересны дробницы с напрестольного креста из церкви Всех Святых, который А. И. Всесвятский вложил в храм по обету. На дробнице, украшающей крест в нижней его части, представлены святые, состав которых говорит о том, что здесь изображены небесные покровители, тезоименитые членам семьи Всесвятских. Здесь и Алексей—Человек Божий, в честь которого назван сам художник, и Игнатий Богоносец, чьим именем назван его отец. Внизу дробницы — авторская подпись: «1796 года. Писал сей образ иерей Алексей Всесвятский».
Ростовские финифтяники второй половины века почти все священники или церковнослужители, причем у многих из них предкитоже были священниками. В их творчестве можно выделить ряд общих черт: почти все они владеют не только техникой финифти, но и пишут иконы темперой на досках, а некоторые, как Амфилохий, владеют и техникой фресковой живописи.