Творчество Сафронова Виктора Алексеевича
Художник-волжанин Виктор Алексеевич Сафронов начал свой творческий путь как жанрист-бытописатель. Первая его картина — «Макарьевские девчата» (1962) — была создана на материалах его поездки в Макарьевский район, недалеко от Горького, где тогда жил художник. И хотя эта первая большая работа молодого живописца не была свободна от профессиональных недочетов, она подкупала своей искренностью, непосредственностью. Следующую картину — «Разговор» — художник также посвятил молодежи, продолжая разрабатывать эту тему в ее жанрово-бытовой интерпретации.
Однако путь бытописателя-жанриста, наметившийся было в этих первых произведениях, не удовлетворил Сафронова Творческая натура и темперамент влекли художника к сюжетам драматическим, к темам глубоким и значительным. В поисках своего пути в искусстве Сафронов обратился к темам Великой Отечественной войны. Первым шагом в этом направлении стала его картина «Танго смерти», где художник силой своего воображения и профессионального мастерства воскресил трагическую сцену в едином из фашистских лагерей смерти в Белоруссии, когда по прихоти коменданта-садиста музыкантов из числа заключенных заставляли исполнять танго в момент очередной казни.
Идейное содержание картины, ее образный строй полны высокого трагического пафоса; композиция полотна, сама живопись, психологические характеристики персонажей проникнуты большой внутренней динамикой, страстным эмоциональным порывом. Однако, стремясь достичь наибольшей выразительности, художник не избежал известной нарочитости и подчас внешней экспрессивности — как в трактовке этой сцены, так и в самой манере живописного письма.
Обращение к военной теме всколыхнуло в художнике далекие детские воспоминания. Память о солдатах, вернувшихся с победой на улицу его детства, как бы слилась в его сознании с привычной для наших дней картиной стройки, картиной созидательного труда, в целостный образ героя-защитника и героя-строителя. Так возник и сложился замысел его новой картины — «Землемер». Лаконичная по композиции, написанная смело и свободно, в одном тональном ключе, картина привлекает не только значительностью идейно-тематического содержания, но и художественной убедительностью, ясностью пластического решения. И, вглядываясь в лицо и фигуру пострадавшего на войне солдата, мы видим, как в этом живом конкретном образе бойца и труженика художник воплотил черты несгибаемости и воли, мужества и подлинного героизма. В этой, можно сказать, этапной работе В. Сафронова определились основные особенности его художественного языка — крупноплановость и простота композиционных решений, немногословность и четкость в разработке сюжета, драматическая напряженность человеческих характеров. Именно в этом произведении художник по-настоящему нашел себя, определил свой творческий «вектор», свою художественную манеру.
Среди наиболее значительных работ В. Сафронова начала 70-х годов следует назвать два полотна — «Солдатское письмо» и «Клятва», созданные в 1970 году. Картина «Солдатское письмо» посвящена героическим советским женщинам, с честью вынесшим суровые испытания войны. Сафронов изобразил типичную для первых военных лет сцену — женщины на сооружении укреплений. Короткая минута передышки. Устало опустив плечи, но не выпуская тяжелую кирку из рук, прислушивается молодая женщина к словам солдатского письма, которое читает ее старшая подруга. Ее сынишка, еще по-детски беспечный, цепляясь за юбку матери, пытается свистеть в импровизированную свистульку — винтовочную гильзу, нередкую для тех лет детскую игрушку. Фигура молодой женщины, ее грузная осанка говорят о том, что она ждет ребенка. Глядя на картину, зритель сразу понимает эту глубоко драматическую ситуацию.
Фигура молодой жепщнны освещена ярким синевато-белым светом, который на миг как бы «выхватил» ее из окружающего мрака, что усиливает ощущение драматизма изображенной сцены. Художник выдвигает свою героиню на передний план: она пе только главное действующее лицо, но и основной выразитель идейно-образного содержания картины. Глядя на ее юное лицо, склоненное в горестной думе, па ее тонкие, но уже окрепшие в тяжелом мужском труде руки, на всю ее фигуру, мы словно читаем ее биографию. Это героическая жизнь женщины-труженицы, самоотверженно работающей для победы и, наверно, думающей о сражающемся на фронте муже, женщины- матери, созидающей и охраняющей новую жизнь, будущее своей страны. Четкий абрис фигуры, твердая устойчивость позы вносят в ее облик черты внутренней значительности, силы, несгибаемости характера. Суровый реализм, с которым художник передал свой замысел, возвышенная и убедительная в своей жизненной правдивости драматичность образа несомненно делают это произведение заметным явлением в советском искусстве последних лет.
В картине «Клятва» мы видим трех советских солдат, склонившихся под красным стягом со слонами клятвы верности Родине. С большой силой и выразительностью передает Сафронов состояние внутреннего драматического напряжения воинов перед решающим боем, когда в сознании остается только самое святое — Родина, чувство долга перед ней и неизмеримая ненависть к врагу. «Клятва» — своеобразная эпическая поэма, полная силы и монументальной значительности.
Особое внимание художник обращает ни раскрытие индивидуальных черт в образе каждого из солдат — представителен трех поколений. На переднем плане картины — коленопреклоненный солдат — ветеран войны; в эти решающие минуты он словно мысленно оглядывается на всю свою многотрудную и сложную жизнь, прошедшую в неустанной борьбе за счастье любимой Родины. Большое внутреннее напряжение читаем мы в лице знаменосца, в его стиснутых до боли пальцах руки, держащей древко, и, напротив, спокойная сосредоточенность ощущается в фигуре бойца в белом маскировочном комбинезоне.
Сафронов дает своих героев крупным планом, максимально приближая к зрителю. Их склоненные сильные фигуры как бы с трудом втиснуты в раму картины. (Если солдаты встанут во весь рост, то далеко выйдут за границы холста,— вспомним аналогичный прием у Сурикова в его «Меншикове в Березове».) Подобное композиционное решение придает образам особую внутреннюю силу и мощь, словно сдерживаемую до поры до времени… Синева теней на снегу, теплые золотисто-коричневатые тона дубленого полушубка, холодный блеск оружия, тревожнокрасный сполох знамени — вся эта сложная красочная гамма усиливает впечатление драматической напряженности, тревоги.
Твердой, уверенной рукой строит художник композицию, моделирует форму. Картина красива по живописи, некоторые ее фрагменты особенно выразительны, например голова и плечи коленопреклоненного солдата. Однако при внимательном рассмотрении можно заметить в картине некоторую неровность живописного письма. Художник стремился не только передать предметно-живописные качества изображаемого, как бы богаты и выразительны они ни были сами по себе, но и придать краскам известную самостоятельность эмоционального звучания. Отсюда тенденция автора к яркому, почти открытому цвету. Однако картина в отдельных своих частях в какой-то мере теряет свойственную ей цельность, органичность, что приводит к некоторой несобранности общего живописного строя холста. Тем не менее этот недостаток, на наш взгляд, не умаляет общего впечатления от картины как от одного из значительных произведений советской живописи последних лет. Работа художника была по достоинству оценена присуждением ей в 1975 году наряду с картиной «Гвардейское знамя» Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина.
Картина «Гвардейское знамя» — центральное полотно четырехчастного цикла «Ценою жизни», над которым художник работал в 1971—1974 годах. Впервые этот полнптнх зритель увидел в 1974 году на четвертой зональной выставке «Большая Волга». Затем все четыре полотна демонстрировались на республиканской выставке «Советская Россия», а картина «Гвардейское знамя» — на всесоюзной художественной выставке «Слава труду!». Живописный цикл Сафронова — это своеобразная эпическая поэма о советском солдате, великом труженике иойпы, защитнике и герое.
Не сторонним зрителем стоит посетитель выставки перед этими полотнами, он становится как бы соучастником увиденного, человеком, глубоко взволнованным развернувшейся перед ним суровой и возвышенной солдатской «одиссеей».
Первое полотно цикла — «На фронт». Начало войны. Солдат уходит на передовую, оставляя семью. Горько и как-то обреченно рыдает жена, льнет к отцу мальчик. Как отмечал сам художник, он намеренно сделал героем своей картины немолодого мужчину. Возможно, он уже участвовал в боях и знает, что его ждет. В нем нет страха, но нет и показного бодрячества: он серьезен и сосредоточен. В суровой сдержанности его жестов, в чертах лица, во всей его крепкой, твердо стоящей фигуре чувствуется глубокая уверенность в правоте своего дела, в конечной победе. Богатство психологических ассоциаций — несомненное достоинство картины.
Полотно «Гвардейское знамя», основное в этом цикле, решено в несколько ином ключе. Трагедия ранней смерти, пафос битвы, торжество нравственной победы над темными силами войны — таково идейно-образное содержание этого произведения.
Как всегда в своих работах, автор стремится найти жизненно убедительную трактовку сюжета. В резком движении изображен сраженный боец: в нем еще чувствуется напряженность борьбы, хотя и неловко взметнувшемся теле, в запрокинутой назад голове — явные признаки смерти. Жизнь и смерть, борьба и покой — автор намеренно строит образ на сопоставлении и переплетении двух противоположных начал, достигая большого драматизма в эмоциональнообразном звучании полотна. Яростное движение раненого бойца, последним усилием развернувшего полотнище боевого знамени, которое ярким пламенем реет в его руках, воспринимается как символ несгибаемости человеческого духа, залог грядущей победы.
Третье полотно цикла — «Политрук» — изображает пожилого воина, просматривающего документы убитых товарищей, четвертое — «Вернулся» — рассказывает о восстановлении родного пепелища. Все четыре полотна объединены одним героем, но каждое из них вполне самостоятельно в своей образной и сюжетной законченности. В этом убеждают нас и различные индивидуально-портретные характеристики центральных персонажей картин полиптиха. Герой живописного цикла Сафронова — советский солдат, воин, олицетворяющий собой образ всего советского народа, вставшего на защиту своего Отечества. Жизненная полнота живописного выражения, реалистическая убедительность в трактовке сцен, глубокая взволнованность автора — все это захватывает зрителя, делает его сопричастным судьбе солдата.
Виктора Сафронова можно назвать художником одной темы. Художник должен найти свою тему в искусстве, определить тот круг жизненных проблем, которые ему ближе всего по складу характера, творческим склонностям. Сафронов нашел свою тему: советский человек в Великой Отечественной войне.
Многообразие жизненных ассоциаций, образная емкость при общей лапидарности выражения — характерное качество лучших работ В. Сафронова. Так, содержание «Солдатского письма» или четырех картин цикла «Ценою жизни» можно, вероятно, передать весьма пространно и по-разному, но главное, что определяет идейно-образную суть этих произведений,— героизм и нравственная сила народа — выражено просто, ясно, монументально-значительно.
В стремлении к яркой художественной выразительности Сафронов не прибегает к какой-то условной стилевой манере: жизненная полнота выражения — вот главная задача художника. Подобный путь в искусстве особенно труден, ибо всякий раз ставит перед мастером новые задачи, требующие особого подхода, иных творческих решений.
Рассматривая творчество В. А. Сафронова, убеждаешься, насколько естественно и органично связано оно с лучшими традициями русского и советского искусства, с тенденцией к глубокой правде изображаемого, характерной для нашего искусства.
В творчестве Виктора Сафронова нашел свое отражение великий подвиг нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Проникнутые высоким гражданским пафосом, лучшие картины Сафронова получили широкое признание советских людей.