Уфтюжская роспись
Познавательное значение культурной среды, созданной нашими предками, подчеркнуто автором этого замечательного издания — Людмилой Феодосьевной Тимофеевой. Народный мастер, педагог, ищущий трудолюбивый человек, она сама по натуре — творец. Свою книгу автор адресует таким же увлеченным людям: учителям, школьникам, студентам и всем, кто интересуется народным искусством и культурой. Книга может быть полезна не только новичкам в деле декоративно-прикладного искусства, но и тем, кто тоже имеет некоторый опыт росписи по дереву и бересте. Занятие это принесёт вам ещё большее удовлетворение, вела вы будете знать исторические сведения о возникновении и развитии уфтюжской росписи у нас на Севере.
Л. Ф. Тимофеева щедро делится своим опытом, просто и доходчиво рассказывает об орнаментах, о технологических приёмах росписи, о цвете, о системе украшения изделий быта и своего жилища мастерами прошлого. Без таких знаний трудно начинать заниматься росписью. Они необходимы как для развития традиций, также для совершенствования вашего художественного опыта.
В методических рекомендациях вы найдёте практические советы по расписыванию изделий из дерева и бересты на разных стадиях этой работы, по использованию сочетаний орнаментальных элементов.
В книге вы увидите большой иллюстрированный материал с приложением списка мастеров и изделий-источников. Благодаря таким иллюстрациям создаётся зрительный образ росписи, выразительной и гармоничной. На протяжении нескольких лет Людмила Феодосьевна по крупицам собирала и восстанавливала рисунки уфтюжских росписей, анализировала особенности больших и малых композиций. if вот, наконец, отобраны наиболее характерные, лучшие работы мастеров прошлого, украшавшие когда-то туеса, короба, прялки.
Изучайте и используйте всё то, что глядит на вас со страниц этого издания. Не бойтесь того, что г/ вас сразу какие-то элементы не получатся. Занятия творчеством, тате ала иначе, подарят вам душевный подъём и радость, позволят отвлечься от мелких неприятностей и житейских волнений. В занятиях росписью вам, безусловно, окажет помощь книга Л. Ф. Тимофеевой.
В крестьянском хозяйстве были только необходимые, нужные, целесообразные предметы быта. К ним относятся и по сию пору берестяные туеса (бураки), лубяные коробья, деревянные сундучки и шкатулки. Они и сейчас находят применение не только в деревнях, но пользуются спросом и у городского жителя.
Вот об этих уфтюжских туесах, набирухах, прялочках и пойдёт речь в книге. Всё, что удалось мне найти в альбомах, экспедиционных отчётах, в отдельных сборниках, музеях Архангельска о росписях Верхней Уфтюги, я постаралась донести до вас, дорогие читатели.
Для тех, кто заинтересуется уфтюжской росписью и захочет взяться за кисть, в книге есть глава с рекомендациями, как это сделать.
Об организации занятий в мастерских росписи по дереву или в школьных кружках, о самой программе вы можете прочитать в авторской программе Тимофеевой Л. Ф. «Народные росписи Русского Севера». В ней даны сведения об 11 северных росписях, а уфтюжская роспись одна из них.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Город Красноборск, что на противоположном берегу Северной Двины, удален от села Верхняя Уфтюга не менее чем на 50 км. Здесь раз в году, в ноябре, шумела ярмарка, куда съезжались «в 15—20 возов» со своим веселым товаром уфтюжские мастера.
Построенная «всем миром» деревянная церковь Дмитрия Солунского высоко взметнула свой шатёр в северное небо и в дни весенних паводков служила для крестьян, пробирающихся из деревни в деревню на лодках, главным ориентиром. Сорокаметровая церковь является лучшим памятником деревянного зодчества на Русском Севере.
Заселение Севера русскими происходило по рекам, служившим торговыми путями, и во время расцвета торговли с Западом через Белое море по Северной Двине торговый путь, вплоть до XVI века, шел через Великий Устюг. Но в XVII веке значение его падает, и торговля с Западом ведется, главным образом, через Балтийское море.
В XVII—XVIII вв. на Север устремляется новая волна переселенцев-старообрядцев, несущая и сохраняющая традиции допетровской Руси. В это время связь Севера с большими городами России ослабевает, но хозяйственная и культурная жизнь не замирает, народные промыслы расцветают.
Северные крестьяне избежали крепостного права, они были черносошными и платили подати государству. Сельское население добывало себе средства существования и на оплату податей земледелием, рыболовством, рубкой и сплавом леса, охотой и различными ремеслами, в том числе и художественными.
В XVII—XIX вв. на Севере наметились отдельные местные центры народного искусства, приобретшие ярко выраженные локальные особенности (северодвинские и мезенские росписи, холмогорская резьба по кости и др.).
Высокой культурой отмечались районы Великого Устюга и Сольвычегодска. До конца XIX века, а в ряде районов и до 20—30-х годов XX века широко бытовали домотканая одежда, самодельная деревянная, глиняная и медная посуда. В некоторых местностях и по сию пору люди пользуются деревянными ложками, глиняными крынками, горшками, медными рукомойниками, берестяными туесами и лубяными набирухами.
Чтобы платить подати, крестьяне вынуждены были заниматься отхожими промыслами, бондарным делом, строить лодки- долбленки, гнать деготь, мастерить туеса, набирухи.
ЦАРСТВО ТУЕСОВ
О существовании этого центра узнали по набирухам, лубяным коробам, туесам, туесочкам, туесищам, расписанным веселой своеобразной росписью, да по прялкам, найденным во многих деревнях на реке Уфтюге.
Роль бересты в жизни русского крестьянина трудно переоценить: прокладки из бересты делали непромокаемой крышу дома, из неё плели лапти, шили и плели домашнюю утварь. Но царствовал над всем этим — туес!
Добывали бересту всего двенадцать дней в году, в конце июня, когда идет усиленное движение соков, и береста легко снимается с распиленных частей ствола.
В этот период, вероятно, и появились здесь старообрядцы, но уже из тех, что покинули Выгорецкую и другие обители (с Пинеги и Мезени) в результате запрещения старообрядчества в 1850-е годы. Ранее Выгорецкие мастерские являлись крупным центром народного искусства Олонецкой губернии. Там изготавливали расписную утварь, печатали лубочные картинки, расходившиеся по Северу, Уралу и Сибири, занимались иконописью.
Во второй половине XIX века сократилась надобность в иконописных работах, так как строительство новых храмов уменьшилось, а иконописцы, рисовальщики и маляры вынуждены были искать себе заработки в других районах России — в Прикамье, на Урале, в Сибири, на Алтае.
Стенки у туеса делались двойные. Внутренний цилиндр (сколотень) длиннее наружного (рубашки). Края внутреннего цилиндра, распаренного в воде, сверху и снизу отгибаются и крепко обхватывают сколотень. Под загибы для прочности прокладывают ивовый прутик, согнутый кольцом. Донце и крышку изготавливают из стойкой к гниению еловой древесины. Донце плотно вставляют в цилиндр, а крышка так туго входит в него, что туес можно нести, держа его за плоскую ручку крышки. Шов наружного цилиндра сбоку красиво заплетен «в замок».
Проводились эти линии во время работы над туесом или после её окончания. Метки многофункциональны. Они декоративны. Замок как бы заключен в рамку, которая несет функцию защиты от нечистой силы. На туесе замок является слабым местом, так как именно здесь береста со временем коробится, может быть, поэтому и очерчивают его. Если линии провести не тупым шилом, а острым ножом, сделав надрезы на рубашке туеса, как это принято на лубяных изделиях, то береста действительно коробиться будет меньше.
Тюльпаны-колокольчики встречаются и в других росписях Русского Севера, но в росписях Уфтюги «котлы» занимают главное место в композиции.
РОСПИСЬ ИЗБ И ИНТЕРЬЕРОВ
Украшение домов резьбой и росписью — традиция древняя, известная ещё в домонгольской Руси. Живопись на доме считалась признаком богатства. В XVII веке расписывались царские дворцы в Кремле и Коломне. Но деревенские избы не расписывали, так как они топились «по- черному». Только после возведения «белых изб», когда дым стал выходить через трубу на крыше, а в окна стали вставлять стекло, а не слюду, и стало светло внутри, начали расписывать интерьеры изб, ставни, подшивку козырька кровли, фронтоны. Для росписи, если дом не был обшит, стесывали бревна.
На Уфтюге, рассказывают местные жители, обычай расписывать избы очень давний, хотя большинство таких изб относится к концу XIX—началу XX века, да и более позднему периоду.
Дома раскрашивались или расписывались на золотисто-охристом, голубом, светло-зеленом или розовом фонах. Нарядно выглядели и расписные балкончики, а в арочных завершиях — или круглые розетки с солнечными лучами, или вазоны с цветами.
В росписи интерьеров своя композиция, свой излюбленный круг мотивов. Встречаются они и на светло-охристом, синем или зеленом фонах. Растительный орнамент выполняется кистью и тампоном с использованием приема белильных оживок, характерных для русской иконописи.
Называли и Кувакина Александра Дмитриевича, чьи росписи по графике были близки к росписям Большакова С. А. К сожалению, многие авторы не установлены. А вот Юркин И. С. из Вятской губернии оставил в 1928 году на одном из интерьеров свой автограф.
На филенках печного заборья можно встретить изображение льва-«зверины». На охристой «земле» написанный жидкими белилами косматый лев скалит незлую пасть на каждого, кто поставит ногу на приступок, забираясь на печь.
Изначально жилище человека для того и строилось, чтобы заслонить огонь от ветров. Да и украшалась печь- кормилица не случайно, особенно печное заборье — деревянный резной и расписной убор печи. Здесь и скульптурный образ печного коня-оберега, и солярные знаки на резных и расписных филенках, и цветущее древо жизни как заклятие на счастливое продолжение рода.
В избе Большакова С. А. на золотисто-охристых филенках опечья светятся красно-оранжевые » котлы «-тюльпаны, белые «лунники» и круглые фантастические цветы- плоды с расходящимися лучами-оживками. Такие же «лунники», светящиеся лучами, на туесах Семена Артемьевича. Значит, и роспись в избе его. Не приглашать же такому мастеру кого-то со стороны! (Илл. No 8).
Следует обратить внимание на сходство композиций и мотивов росписи в Верхней Уфтюге и некоторых русских поселениях Сибири и Алтая. Сохранились сведения о переселении отдельных семей, а то и целых деревень, на богатые плодородные земли этих районов России. Как в
Архангельской области, так и там подобные расписные интерьеры изб имеются, главным образом, в старообрядческих поселениях. В быту старообрядцев прочно сохранились обычаи старины. Недаром в словаре русского крестьянства Севера России и русских переселенцев на Алтай имеются те же характерные слова, как «шоркать» — мыть полы и стены или «забор»-«заборка» — перегородка и другие.
Роспись изб на Уфтюге более скромная, непестрая. Здесь реже расписывали потолки и стены. А старый обычай украшать росписью внутри домов опечки и заборья существовал и в Вельском, и в Шенкурском уездах.
МАСТЕРА УФТЮЖСКОЙ РОСПИСИ
Роспись Кувакина Александра Дмитриевича из деревни Якшаково выполнена на оранжево-красном фоне, ветвь-«древо» вытянута вертикально вверх и увенчана крупным тюльпаном-лилией («котлом»), на котором разместилась белая птица с зелёными крыльями. В росписи использованы цвета: белый, коричневый, зелёный, голубой, розовый, светло-фиолетовый.
На белом стволе расположены три группы листьев, между ними два крупных цветка, а в нижней части стебля симметрично — два белых бутона. На обратной стороне лопасти изображена идущая женщина в голубой одежде с цветком в руке. По обе стороны её расположены две ветви-«древа». елая птица с гребнем (возможно, петух), с сине-зелёным хвостом окружена белыми каплевидными мазками. Птица расположена в круге ножки прялки. (Илл. NoNo 29—30).
Андреев Илья Алексеевич был родом из деревни Ново-Андреевской Красноборского района. Прял очку он расписал в начале XX века. Лопасть прялки прямоугольная, с фигурным верхом и зубчатыми краями. Она имеет две оригинальные серёжки в виде трилистника, а внизу переходит в фигурную ножку. На лицевой стороне лопасти по оранжево-красному полю плавно скользит ветвь-«древо» в диагональном наклоне.
Цветущая ветвь с традиционными «котлами» и «кутеньками» выполнена с подлинным артистизмом настоящего мастера. На обратной стороне лопасти — вертикальная ветвь с силуэтом чёрной птицы на красно-оранжевом фоне. Роспись выполнена в характерном для Уфтюги колорите — зелёным, жёлтым, голубым, коричневым, белым и чёрным цветами. Прял очки мастер изготовил и украсил для своей жены: уж очень ему хотелось, чтобы она родила ему сына. Сын родился да и в отца пошел мастерством. Анна Николаевна припомнила, что отец для сына зыбку-колыбельку расписал, а еще делал бочки и дуги. (Илл. No 32).
Другой мастер Новинский Дмитрий Матвеевич из деревни Чёрная Горка Красноборского района научился расписывать берестяные туеса у своего отца Матвея Васильевича, а учеником его был Вешняков Мишенька Данилович, как ласково называли мастера в деревне. В 1960 году в Уфтюге расписывали туеса два человека — восьмидесятилетний Новинский Д. М. и шестидесятилетний Вешняков М. Д.
Новинский Матвей Васильевич, умерший еще до революции, был хорошим мастером-бурачником. Свои туеса он сбывал в Вологде и Великом Устюге. «За пять верст от Устюга уже купцы встречали отца», — вспоминал Дмитрий Матвеевич. «Давай развязывай воз, тут и продавай!», — кричали они, не желая упустить свой добрый товар, стремясь скупить его подешевле. Сам Дмитрий Матвеевич с пятнадцати лет работал на промысле наравне со взрослыми. Листья мастер опушал ворсинками, а у главного стебля — побег, напоминающий веточку берёзы с тремя листиками. Фон — земля, на котором располагалась вся эта красота, был или красным, или жёлтым, или розовым, а то и чистая золотая береста.
На больших туесах Новинский помещал двух-трех птиц. Но это были не воробьи, синицы или курочки-«кутеньки», что сидели на многих старых туесах. Миниатюрные птицы мастера с длинными многоцветными хвостами скорее походили на сказочных птиц из райских садов. Затем он туеса олифил, разглаживая руками. Сказывают, что за зиму мастер делал до тысячи туесов и около пятисот расписывал.
Новинский Д. М. широкой, горячей натурой был. «Наработает, бывало, туесов с воз, да и загуляет, так раздарит всё людям…» В каждом доме его подарки. «Горел два раза, во второй-то раз сынок в огне остался», — вспоминают односельчане. (Илл. NoNo 1, 3, 5, 14).
Вешняков Мишенька Данилович был небольшого роста, волосы на круглой голове топорщились во все стороны, а лицо по-детски доверчиво. Учителя своего любил и побаивался.
Он жил в деревне Якшаково. Кроме изготовления и росписи берестяных туесов, гнул и мастерил для колхоза дровни. Бывало, ни один из двенадцати дней в году, когда бересту сколачивать можно, Михаил Данилович дома не усидит. В преклонном возрасте был, а всё говорил: «Сбегаю-ка я в лес!».
Один из туесов Вешнякова небольшой, с жёлтым фоном и зелёными полями, расписан красным, зелёным, синим, жёлтым и белым цветами. По жёлтой «земле» наклонно расходятся в стороны две ветки с маленьким цветком- розеткой и большим «котлом»-тюльпаном. На красном фоне другого туеса расположена наклонная ветвь, выполненная зеленым, коричневым, жёлтым, синим и белым цветами. На обоих туесах зубцы замка оформлены стилизованными листьями. (Илл. No 19; No 22).
В деревне Ново-Андреевской жил и работал мастер Трапезников Н. Д., бывший председатель артели по изготовлению туесов и других предметов крестьянского быта. Он виртуозно владел техникой местной живописи. Сначала мастер расписывал птицами, цветами и ветками большой лист бумаги, а затем переносил роспись на туеса и олифил. Его изделия имеются в коллекции Русского музея.
Один из туесов Трапезникова красный, обрамленный сверху и снизу зелёными полосами, расписан зелёным, синим, жёлтым, белым и чёрным цветами. По красному полю раскинулась стилизованная веточка с двумя птицами. Одна из цих важно шагает, выпятив грудку. Зубцы туеса украшены листьями с белыми «оживками». (Илл. No 2).
Туески расписывал он как-то по-детски, но «птицы нарисованы похоже»,— говорили дети. Василий Васильевич изготовил и расписал детскую прялочку для девочки 5—6 лет.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Тонирование. Уфтюжская роспись — фоновая. Цвет фона выбираем самостоятельно. Используются для тонирования гуашь, акварель, тушь.
Уфтюжская роспись — свободно-кистевая. Прорисовывать на поверхности берестяных изделий все элементы рисунка не обязательно. Следует определиться с основными крупными деталями (головка цветка или птичка). Их наносят тупым шилом, слегка проминая поверхность бересты. Для облегчения работы можно использовать кальку и трафарет. Прорисовывая контуры головки и туловища птицы, можно использовать рисунки (Илл. NoNo 56—61), где указаны стрелками начало и завершение работы.
Роспись изделия
В уфтюжской росписи используется метод наложения одной краски на другую, поэтому очерёдность использования красок может измениться.
Для росписи используются кисти No 3, No 4, для обводки — No 2.
Лакировка
Берестяные туеса раньше расписывали темперой, а затем олифили, предохраняя их от пыли и влаги.
Употребляли и масляные краски. Сейчас гуашь закрепляют лаком. Первый слой покрытия можно сделать нитролаком (НЦ-222), а последующие два — масляным (ПФ-283).
НЕКОТОРЫЕ СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩЕМУ ХУДОЖНИКУ
Покупая кисточку, смотрите, чтобы она была круглая, упругая, с не слишком длинным ворсом, а кончик должен быть острым (для проверки последнего ворс нужно смочить).
Кисть — это инструмент, и с ней нужно обращаться бережно. Нельзя оставлять кисточку в банке с водой. Хранить — в вертикальном или горизонтальном положении, но чтобы ворс не заламывался.
Каждый раз после работы кисть тщательно промывать, а раз в месяц — «купать» в тёплой мыльной воде.
Гуашевые краски следует подготовить к работе. Лучше всего небольшое количество краски переложить в маленькую баночку из-под лекарств с полиэтиленовой крышкой. Затем развести водой до густоты сметаны (можно добавить чуть-чуть клея ПВА), размешать палочкой (ни в коем случае не кисточкой!). Воду лучше добавлять при помощи пипетки или трубочки. Размешивая палочкой, довести краску до нужной консистенции.
Для работы над росписью берём кисть, смачиваем её в воде (лишнюю воду удаляем о край банки), ворсовую часть погружаем в краску, снимая излишки о край баночки, придаём острую форму её кончику. Кисть готова к работе!
Следим за правильной постановкой руки, кисть держим вертикально и касаемся её кончиком контура расписываемого элемента, ведём вдоль, одновременно опуская кисточку, «приседаем». Оторвав кисточку от поверхности, процесс повторяем вновь, пока не обведём весь контур элемента. Середину покрываем плавными равномерными мазками, также используя метод примакивания.
Если вы учтете эти маленькие советы, я надеюсь, расписанные вами изделия будут и Вам на радость, и людям на загляденье!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По окончании курса обучения уфтюжской росписи учащиеся должны уметь:
— правильно организовать рабочее место;
— самостоятельно составить композицию для любой поверхности и формы изделия;
— умело использовать изученные приёмы и приобретённые навыки при выполнении работ по росписи;
— правильно подготовить деревянную поверхность под роспись, а после завершения работы покрыть лаком;
— работать с готовыми эскизами и самостоятельно делать зарисовки и снимать копии с изделий старых крестьянских мастеров во время экскурсий и поисковой работы;
— используя метод импровизации (в сюжетах, композиции, цвете), получать новые варианты традиционной уфтюжской росписи;
— при создании новой расписной вещи проявлять индивидуальность, выработать свой «почерк”, чтобы работа была узнаваема;
— подготовить свои работы для выставки;
— подготовить себя к самостоятельной трудовой деятельности, постоянно совершенствуясь и самообразовываясь, используя знания и умения, полученные в кружках росписи и творческих мастерских;
— изготовить конкурентоспособные расписные изделия, которые помогут им почувствовать себя уверенно и социально защищенными при нынешней новой экономической ситуации.
Кроме того, учащиеся должны знать историю народной культуры Русского Севера, историю формирования северных крестьянских росписей и уфтюжской в частности. Знать их отличительные особенности. Следует ознакомиться с работами старых и современных мастеров росписи по дереву, посещая выставки народного творчества в музеях и выставочных залах.