Археология все полнее раскрывает древнейшие периоды развития материальной культуры на территории Москвы и Подмосковья, и мы все яснее представляем себе далекую картину существования у наших предков ремесел, многие из которых стали потом основой традиционных промыслов. И не случайной теперь представляется схожесть узоров тканей из раскопок подмосковных курганов XI—XII веков с рисунками на полотенцах, вытканных крестьянками деревень этих же мест в конце XIX века.
Исконную преемственность мастерства ярко демонстрирует гончарство, которое стало развиваться на территории современной Московской области еще в глубокой древности. Расцвета оно достигло в XVI—XVII веках в искусстве гончаров Москвы, создававших великолепную чернолощеную посуду, многоцветные печные изразцы и архитектурную керамику. Гончарное дело не отставало от Москвы и в других древних городах московского края — Коломне, Дмитрове, Серпухове, Волоколамске.
Параллельно существуют и мелкие сельские промыслы, где сохраняются традиции древнемосковского гончарства. И сегодня еще бытуют в деревнях и селах изделия местного производства: рукомои, корчаги, кувшины, крынки. Среди них можно встретить редкие образцы темной, задымленной посуды, относящейся к первой половине XIX века, которые отличаются прекрасной формой,говорящей о высоком мастерстве и вкусе гончаров.
Народное искусство Подмосковья отразило красоту древнерусской живописи, зодчества, прикладного искусства. Может быть, нагляднее всего это раскрывает верейский традиционный женский костюм. Его покрой, праздничная красочность и узорность орнаментальных ритмов сплошь затканных фартуков и узких длинных рукавов сохраняют черты и мотивы древнерусской одежды и традиции ткацкого мастерства.
Узорное ткачество — один из древнейших видов русского народного искусства— было развито повсеместно на территории современной Московской области. Преемственность мастерства концентрировала коллективный опыт и эстетический вкус многих поколений крестьянок. Широкое распространение ткацкого ремесла — выделка холста, полотен, сарпинки, самых разнообразных платков и лент — стало основой для роста кустарных промыслов, многие из которых затем явились предшественниками текстильных предприятий Подмосковья— нынешних крупных комбинатов Серпухова и Орехово-Зуева, Ногинска и Егорьевска, знаменитого Павловского Посада, многочисленных фабрик других районов и самой Москвы.
Чего только не вырабатывали ткачи подмосковных промыслов! Особой красотой отличались шелковые золототканые богородские и коломенские платки и сарафанные ткани второй половины XVIII — начала XIX века. Крупный золотой орнамент хранил свое родство с древнерусским узорочьем; его сочетание с лиловыми, зелеными, светло-коричневыми шелками фона было в духе времени, отражая декоративную звучность дорогих тканей XVIII века. В округе Павловского Посада вырабатывали много однотонных шелковых узорных платков и шалей с кистями.
Распространение промыслов и рост промышленности не мешали сохранению и ручного узорного ткачества. Крестьянки ткали для себя красивые полотенца с розовато-красными узорами, выполненными браным, закладным, ажурным тканьем. Немало делалось еще и однотонных рисунчатых скатертей, исполняемых ремизным ткачеством. Да и теперь не все забросили ручные станы, ткут на них полосатые и клетчатые половики.
В Московской области, богатой лесами, издавна развивалось столярное и плотничье дело. В обычае было украшать дома резьбой, особенно нарядными наличниками. И сегодня в убранстве многих домов подмосковных деревень, больших сел, старинных городов сохраняются традиции народного творчества, проявляется индивидуальная фантазия мастеров.
Конец XVIII — первая половина XIX века были временем оживления народного искусства и возникновения производства изделий нового характера. Удачные, талантливые находки одних мастеров подхватывались и развивались в труде, творчестве других художников- кустарей, исполнявших однородную продукцию. Вырабатывая свои изделия, привлекавшие широкого потребителя, в том числе и городского, промысел сохранял самобытные черты своего искусства, его подлинную народность.
В последней трети XIX века заметно меняется общее положение кустарных промыслов вследствие ухудшения экономического состояния крестьян Московской губернии в связи с малоземельем, истощением почв. Подсобный промысел спасал крестьянские семьи от голода, и практически не было в Подмосковье деревни, где бы не занимались подсобным производством.
В это время очень сильно растут уже существовавшие производства, возникают новые промыслы; некоторые из них насчитывали десятки тысяч мастеров. Уровень и качество продукции при этом заметно снижаются, но огромный спрос рынка поглощал все.
К концу XIX века в разных районах распространяется токарное дело, лозоплетение. Тогда же сформировались и крупные, объединявшие большое число мастеров промыслы по производству мебели и разного рода токарных изделий, в том числе разнообразных игрушек. Особой привлекательностью отличалась бабенская токарная полированная игрушка. Самым крупным центром производства всевозможных игрушек стали Троице-Сергиев Посад и связанная с ним деревня Богородское, особенно прославившаяся мастерами резной деревянной скульптуры и игрушки.
В 40-х годах XIX столетия возник кружевной промысел, распространившийся к началу XX века в округе Подольска и Серпухова, где работали почти четыре тысячи кружевниц. Растущий промысел, вовлекая в производство художественных изделий сотни людей, так или иначе стимулировал их творчество. Это проявлялось в разнообразии рисунков мерного кружева, веселой занимательности и множественности вариантов токарной игрушки, праздничной раскраске лубочных картинок, цветовом своеобразии росписи гжельского фарфора, самобытности, истинной национальности лукутинской лаковой миниатюры и искусства жостовских подносов, лаконизме и остроумной выразительности богородской игрушки.
При всей традиционности искусство народных промыслов никогда не останавливалось в развитии, отражая время и особенности живого творчества мастеров разных поколений. Работы мастеров XIX века отличаются от современных, как и от более ранних, формами предметов и характером орнамента, сюжетами и образами. Но вместе с тем искусство промысла сохраняет постоянные черты, определяющие самобытность изделий. В основе такой преемственности лежит специфика самого мастерства с его особыми приемами резьбы или росписи, изготовления форм изделий и непосредственно технологии.
Однако подлинная художественность изделий и творчество мастеров неумолимо и закономерно угасали под властью капитала. Выросший промысел попадал в руки торговцев-перекупщиков, мелких хозяев, диктовавших свои условия и нещадно наживавшихся на труде мастеров, все сильнее их закабалявших.
В. И. Ленин в труде «Развитие капитализма в России» с исчерпывающей глубиной раскрывает механизм капитализации кустарного промысла и гибельность ее мертвящих процессов для творческого начала в труде мастеров и качества их продукции. С особенной наглядностью показано это на примерах подмосковного кружевного промысла и гжельского керамического производства.
Нелегок был в ту пору и труд создателей жостовских подносов. И когда теперь их искусство, полнокровное, сильное коллективностью мастерства, покоряющее яркой, сочной, певучей красотой декоративной живописи, воспринимается нашими современниками как ценнейшее наследие русской художественной культуры, нельзя забывать о тех поколениях мастеров, которые, преодолевая тяготы жизни, своим самобытным творчеством закладывали художественные основы этого неповторимо праздничного национального искусства России.
Тяжелое положение кустарей заставило Московское земство принять некоторые меры. Наиболее заметным делом оказалось открытие в 1885 году Музея кустарных изделий в Москве. Постепенно музей становился методическим центром работы с мастерами художественных промыслов и именно благодаря этому смог сыграть положительную роль после 1917 года — в период восстановления очагов народного искусства.
Подмосковное Абрамцево — имение известного мецената и знатока искусства С. И. Мамонтова — стало центром, объединившим выдающихся русских художников, горячо заинтересованных в судьбах национального искусства. Закономерен был их интерес и к народному творчеству. Изучение его дало вскоре значительные практические результаты. Особая роль принадлежала тут художнице Е. Д. Поленовой.
Однако ни Кустарный музей, ни организация школ, ни мода на абрамцевские изделия не были в состоянии изменить общее тяжелое положение огромной массы кустарей, остановить угасание народных промыслов. С началом империалистической войны 1914 года многие промыслы прекратили свое существование. К 1917 году в тяжелом экономическом и творческом кризисе оказались ценные художественные промыслы. Если бы не события Великой Октябрьской социалистической революции, эта самобытная ветвь русской национальной художественной культуры была бы обречена на исчезновение.
Октябрь принес новую жизнь промыслам. С первых лет Советской власти, особенно после опубликования в самом начале 20-х годов ленинских декретов, определивших положение кустарных промыслов России, на развитие самых ценных из них были обращены внимание и забота государства. Стало восстанавливаться производство, организовывались артели. Было очень важно не растерять уцелевшие кадры потомственных мастеров, привлечь к работе молодежь. И повсюду старейшие мастера оказались патриотами своего дела. С большим воодушевлением учили они молодых, работали над выпуском массовой продукции и создавали произведения, проникнутые горячим стремлением отразить средствами своего искусства новое время.
Налаживался экспорт кустарных изделий. Большую долю его в 20-е годы занимала продукция подмосковных промыслов — токарная игрушка, федоскинские лаки, жостовские подносы. Внимание народа вдохновляло мастеров, стимулировало их творчество; обновлялось содержание искусства, и в результате традиционное старинное мастерство воплощалось в изделиях нового времени. Искусство художественных промыслов, обогащаясь мировосприятием его творцов, заняло свое место в социалистической культуре.
Мастера подмосковных промыслов активно участвуют на выставках 20— 30-х годов, их имена приобретают известность. Особенно после того, как они успешно выступили на большой выставке художественных промыслов 1937 года, проходившей в Государственной Третьяковской галерее. Для оформления залов выставки порталы дверей были расписаны жостовскими и загорскими мастерами, а один из них выполнен ахтырскими резчиками Ворносковыми. Не случайным стал успех обновленного искусства русских народных промыслов на Международной выставке в Париже 1937 года. Участвовавшие в ней мастера художественных промыслов Московской области были удостоены медалей и дипломов.
В годы Великой Отечественной войны многие мастера ушли на фронт, погибли в боях за Родину. Когда пришла победа, то, несмотря на трудности, послевоенные годы стали временем нового значительного расцвета подмосковных промыслов. Повсюду крепли и молодели творческие коллективы, совершенствовалось преподавание в специальных учебных заведениях. На предприятиях строились новые цехи, заменялось устаревшее оборудование, механизировались тяжелые вспомогательные процессы, улучшалась технология, росла общая культура производства.
Одновременно было положено начало серьезному научному исследованию искусства каждого промысла. Усилилась, углубилась методическая работа с мастерами. Именно тогда известный исследователь народного искусства А. Б. Салтыков вместе с художниками и мастерами работал над возрождением искусства гжельского промысла. Мастера подмосковных промыслов достаточно полно представили свое искусство в этой экспозиции; участвовали они и во всесоюзных, республиканских, областных художественных выставках.
Вскоре в Москве прошли еще две выставки, имевшие немалое значение для жизни промыслов: в 1962 году—«Миниатюрная живопись Федоскина» и в 1965 году — «Богородское искусство резьбы по дереву» в Музее народного искусства. В 1972 году Союз художников РСФСР, Государственный Исторический музей и Министерство местной промышленности РСФСР организовали выставку «Фарфор Гжели», где предстало и богатое наследие промысла, и современность этого неповторимого народного искусства.
Неоценимое значение для подлинного расцвета народного искусства имеет постановление ЦК КПСС «О народных художественных промыслах», нацелившее всех, кто занимается народным искусством, на более плодотворную работу, на творческий поиск во имя дальнейшего роста и процветания народного искусства.
60—70-е годы были особенно благотворными для народных промыслов. Это проявилось и в более смелом отношении мастеров к традиции, и в расширении круга сюжетов, отражающих современность, и в разнообразии массовой продукции. Традиционное мастерство воплощается в предметах обновленных форм, отвечающих стилю современного советского декоративного искусства. Мастера промыслов считают это своей важной творческой задачей.
Каждый промысел хранит свои традиции- производства изделий утилитарного назначения. Так, жостовская роспись, радующая нас своей праздничной декоративностью, украшает не плоскость панно, а лакированный поднос с его узорным бортиком, делающим вещь удобной в пользовании. Но в стремлении сохранить бытовое назначение изделия ни в коей мере не снижаются эстетические достоинства росписи и не сковывается творчество художников.
Весьма важна для народных промыслов подготовка кадров мастеров. В традиционных центрах художественных промыслов Подмосковья существуют старейшие профессионально-художественные школы и училища, где учат молодежь ведущие мастера, передавая свой опыт, уменье, любовь к искусству новым поколениям.
Произведения мастеров художественных промыслов год от года больше демонстрируются не только на многочисленных и разнообразных выставках в нашей стране, но и за рубежом.
Народное искусство, живое и современное, не порывает с лучшими традициями русской художественной культуры и народного творчества. На художественных промыслах Московской области трудятся большие творческие коллективы мастеров, среди которых заслуженные художники, отмеченные правительственными наградами и почетными званиями, мастера среднего поколения и молодежь, чей талант обогащает отечественное искусство.
Этот альбом не претендует на полноту освещения всего богатства народных художественных промыслов Подмосковья. На страницах издания отражено творчество мастеров лишь наиболее известных и крупных центров производства народных художественных изделий, показана характерная продукция.
Сегодня все больше людей интересуется историей культуры. Многие отдают свободное время творчеству в области прикладного искусства, изучая традиционные виды мастерства, стремясь возродить забытое, чтобы на основах исконного народного художества создавать новые красивые и полезные вещи.
Лаки Федоскина
Сюжеты росписи были разнообразными; здесь и жанровые сцены, и пейзаж, и виды Москвы. Несколько позже распространились знаменитые «Тройки» и «Чаепития», которые очень полюбились народу. Трактовка сюжетных мотивов, характер декоративного украшения предметов, разнообразие их форм были результатом творчества местных мастеров. Их искусство, отражая вкусы времени, сохраняло черты национальной самобытности.
В конце XIX—начале XX века производство переживало заметный спад, искусство и мастерство упрощались. В 1904 году Лукутинская фабрика была закрыта. Однако в 1910 году мастера Федоскина организуют свою артель, правда просуществовавшую недолго.
Промысел начал новую жизнь после Великого Октября. Возрождение Федоскина связано с именами старейших мастеров В. Бородкина, И. Семенова, А. Кругликова, Н. Петрова, Н. Цыбина. В 30-е годы большую помощь промыслу в становлении его искусства оказывали видные советские искусствоведы Анатолий Васильевич Бакушинский и Виктор Михайлович Василенко.
Дальнейшее развитие федоскинской миниатюры связано с творчеством молодых поколений мастеров, обогативших ее новыми идеями, образами, сюжетами, отражающими новую эпоху в истории страны. Становится характерным пейзаж, воспроизводящий природу Подмосковья и в лиричных композициях, и в подчеркнуто современных. Все активнее обращаются мастера к темам общественного звучания, отражающим события наших дней. Немало произведений посвящено художниками Федоскина образу В. И. Ленина.
Они учат молодежь, развивая лучшие традиции, накопленные опытом многих поколений федоскинцев. Эти традиции сохраняются, живут и в характере старинного производства самих изделий из папье-маше, и в их формах, и в живописной системе миниатюрного письма, и в применении перламутра и металла.
В отличие от Палеха, Мстёры и Холуя, где пишут темперой, федоскинская миниатюра исполняется масляными красками. Используется прием трех-четырехслойного письма, когда последовательно выполняются замалевок, пропись, лессировка, бликовка. Законченную миниатюру покрывают прозрачным лаком и полируют, что создает особый декоративный эффект и придает краскам звучанье, присущее именно лаковой миниатюре. Характерен для Федоскина и прием многослойного лессировочного (прозрачными красками) письма по сусальному золоту или металлизированному фону, а также и по перламутру. Такой фон и заставляет по-особому «загораться» краски.
Жостовский поднос
Расписанный поднос покрывается лаком и полируется, и это придает ему цельность, завершенность, особую нарядность, повышая декоративное звучание яркой цветовой композиции. Традиционной особенностью искусства жостовских мастеров является творческое, импровизационное исполнение каждой композиции и мотива. И потому невозможно увидеть два абсолютно одинаковых подноса. Не только букеты цветов, но и сюжетные мотивы были и остаются характерными для искусства Жостова, впитавшего богатства творческой фантазии, художественного вкуса многих поколений мастеров- живописцев.
В начале XX века промысел сократился, но после Великой Октябрьской революции Жостово начало возрождаться. В 1928 году все мастера объединились в одно производство.
Современные жостовские мастера активно и смело развивают лучшие особенности творчества своих предшественников. Традиции своеобразного мастерства постоянно обогащаются творческим трудом большого коллектива. За ними — весь коллектив ордена «Знак Почета» Жостовской фабрики декоративной росписи, творчески работающая молодежь.
Можно сказать, что сейчас и выставочная работа опытного жостовского мастера, и всевозможные подносы массового выпуска представляют собой единое по стилю искусство, сохраняющее и развивающее традиции русской художественной культуры начала прошлого столетия и в то же время наполненное сегодняшним мироощущением художников, живым обаянием их мастерства.
Богородская игрушка
Много выдумки и теплого юмора проявляют сегодня мастера села Богородского, создавая все новые и новые композиции, в иносказательной, опоэтизированной форме отражающие действительность. Нынешние игрушечные персонажи, сделанные руками богородских резчиков, занимаются спортом, строят БАМ, учатся грамоте, даже осваивают космос. Большое место в современной богородской резьбе занимает и декоративная скульптура. Здесь и анималистические сюжеты, и мчащиеся тройки, и композиции на тему русских сказок.
Загорская матрёшка
Московская мастерская «Детское воспитание», где была выточена матрешка, закрылась в самом начале XX века. Образцы ее игрушек, в том числе и матрешка, перешли в учебно-показательную мастерскую Московского губернского земства в Троице-Сергиевом Посаде, современном Загорске. Очень скоро матрешку стали вырабатывать многие мастера этого старинного центра изготовления всевозможных игрушек. Это не было случайным явлением. Производство токарной игрушки было широко развито в подмосковных промыслах, среди образцов которой встречались и разъемные, типа «шар в шаре».
Сегодня здесь выпускают несколько видов традиционной матрешки, спрос на которую очень велик во всем мире. Мастера фабрики — токари и художники под руководством главного художника С. Л. Нечаева работают над новыми образцами матрешки и других токарных изделий; среди них В. Макеев, Е. Нежданова, Л. Пашина, А. Андреева. К знаменательным датам и для выставок делаются большие пятидесяти- и шестидесятиместные матрешки, первая из которых бывает высотой около метра, а самая маленькая менее сантиметра. Виртуозное мастерство проявил В. Макеев, который неоднократно исполнял такие многоместные матрешки, восхищавшие посетителей многих выставок в нашей стране и за рубежом.
Хотьковская резьба
В 1906 году в деревне Кудрино уже самим Ворносковым была открыта небольшая учебная мастерская, деятельность которой послужила основой возникновения промысла и производства своеобразных изделий. В работах В. П. Ворноскова, который привлек к своему делу своих сыновей, сформировался особый стиль орнаментальной резьбы.
После Великой Октябрьской социалистической революции в этом районе возникли артели, которые впоследствии слились в единое производство. В советские годы творчество мастеров стало очень плодотворным.
В. П. Ворносковым был создан тогда очень широкий ассортимент изделий, вполне утилитарных, очень разнообразных и вместе с тем красивых по тону полированного дерева, контрастирующего с его резной поверхностью. Это был интересный и удачный опыт народных мастеров по созданию произведений монументального характера.
В последующие годы искусство абрамцевско-кудринской резьбы было развито мастерами и художниками новых поколений — И. Гуляевым, М. Артемьевым и другими. Художница Т. Альхимович за многие годы работы на производстве создала большое число произведений, разнообразных по форме и оригинальных по разработке орнамента, отмеченного чувством времени. Сегодня художественные традиции этого самого недавнего из подмосковных промыслов развиваются в творчестве коллектива мастеров-резчиков, многие из которых являются авторами новых интересных изделий.
Искусство резьбы по кости получило развитие на Хотьковской фабрике в послевоенные годы. Постепенно здесь сформировался значительный ассортимент изделий и выработались собственные оригинальные приемы обработки простой кости (цевки). Наибольшим своеобразием и художественностью отличается анималистическая скульптура хотьковских резчиков. Ведущими мастерами этого жанра К. Зориовым, Н. Касимовым, П. Ротиным, Ю. Чуриловым создано немало привлекательной и выразительной миниатюрной скульптуры с такой тематикой.
Павловский платок
Производство павловских шерстяных и полушерстяных платков формировалось на протяжении 60—80-х годов XIX века.
Старинные художественные традиции и мастерство Павловского Посада возродились в прекрасных платках и шалях ручной набойки.
Велика его популярность за рубежом; фирмы некоторых стран «тиражируют» образцы павловских платков. Постоянно и широко признание их всеми народами нашей страны.